Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 18:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей и классификации норм конституционного права России.
Задачами курсовой работы является:
- изучение сущности норм права;
- исследование классификации и особенностей норм конституционного права России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятия, признаки и функции норм права………………………….4
1.1. Понятия и основные признаки правовых норм………………………….4
1.2. Классификация правовых норм………………………………………….11
1.3. Функции права……………………………………………………………..15
Глава 2. Структура нормы права и характеристика составляющих элементов………………………………………………………………………...19
2.1. Структура норм права………………………………………………………19
2.2. Понятия и виды элементов норм права………………………………......22
2.3. Социальная ценность права……………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………..29
Функции правовых норм необходимо отличать от основных функций права. Особо следует сказать об отличии функций нормы права от таких основных функций права, как регулятивная и охранительная. В литературе встречаются возражения против разграничения этих функций на том основании, что каждая правовая норма содержит диспозицию и санкцию и, следовательно, одновременно и регулирует, и охраняет общественные отношения. Здесь допускается ошибка логического характера: не учитывается критерий (основание) разграничения функций права в целом и функций отдельной нормы права, которая далеко не всегда и далеко не в полном объеме отражает сущностные качества системы права. Система права - не арифметическая сумма отдельных правовых норм; она содержит признаки, качественно отличающиеся от отдельной правовой нормы. Соответственно функции нормы права и функции права в целом в такой же степени не совпадают между собой, в какой различаются норма и система права.
Функция конкретной нормы - это функция отдельной клеточки системы права, которая характеризует основную функцию не прямо и непосредственно, а косвенно и опосредованно. Она подчеркивает некую деталь, частичку в основной функции права.
Различие функций норм права и основных функций права можно провести и по объекту воздействия. Объектом функций права выступает весьма широкий и сложный комплекс общественных отношений, а объектом же воздействия функций отдельной правовой нормы - конкретное, единичное, индивидуальное общественное отношение. В первом случае право как система соотносится с его объектом в целом - общественными отношениями, которые оно регулирует, а во втором - речь идет об отдельной норме, конкретном правиле поведения, направленном на конкретное отношение, т.е. речь идет о единичном, а не общем явлении.
Анализ механизма правового регулирования показывает, что каждая из норм права имеет собственное функциональное назначение и соответственно выполняет характерные для нее функции. Причем одна и та же норма права может осуществлять не одну, а несколько функций. Здесь проявляется универсальная способность многих правовых норм оказывать одновременно различное функциональное действие (мотивационное, информативное, ориентационное). У запрещающих норм - функции одни, у рекомендательных - другие, у поощрительных - третьи и т.д. Не могут полностью совпадать функции норм государственного и трудового права, уголовного и гражданского, материального и процессуального. Например, в силу особого места Конституции в системе нормативных правовых актов конституционные нормы осуществляют юридическую и политическую функции, характеризующие конституционные основы правовой системы и конституционные основы внутренней и внешней политики. Эти функции оказывают существенное влияние на формирование и функции норм других отраслей права: административного, уголовного и т.д.
Абсолютное большинство норм уголовного права также осуществляет одновременно несколько функций: регулятивную, охранительную и воспитательную. Данная особенность уголовно-правовых норм объясняется важным значением их гипотез и санкций в процессе воздействия права на волю и сознание человека, результатом чего являются две основные формы поведения людей. При соблюдении гражданами уголовно-правовых запретов осуществление регулятивной функции наблюдается в форме воздержания граждан от их нарушения, а если уголовный запрет нарушается, реализация охранительной функции осуществляется в форме привлечения виновных к юридической ответственности. Выполняя эти функции, нормы уголовного права одновременно воспитывают у граждан уважение к закону, т.е. осуществляют воспитательную функцию.
В то же время, как показывает функциональный анализ действия правовых норм, каждая из них независимо от отраслевой принадлежности в той или иной степени выполняет в механизме правового регулирования такие функции, как функцию государственной ориентации участников общественных отношений, функцию государственной оценки разнообразных вариантов поведения субъектов права, целевую и мотивационную функции.
Государственная ориентация - это направление поведения участников общественной жизни на достижение позитивных целей. Регулятивная правовая норма всегда содержит указание на дозволенный, разрешенный вариант поведения. Она является одним из наиболее авторитетных ориентиров в системе социальной ориентации, так как создается государством и охраняется им от нарушений.
Запрещающие нормы предупреждают субъектов права о недозволенности, недопустимости определенных действий. Запреты служат четкими ориентирами для всех участников общественных отношений. Очень часто субъекты права сами заинтересованы в подобной ориентации, поскольку запреты предостерегают их от совершения тех действий, за которые может наступить юридическая ответственность.
Ориентирующая функция управомочивающих норм заключается в определении субъектом права рамок дозволенного поведения путем перечисления допускаемых вариантов поведения. Совершение разрешаемых действий здесь ставится в зависимость от усмотрения управомоченного лица. В этих нормах обязывание и запрет отступают на второй план.
Поощрительные нормы выступают ориентиром для совершения действий, в результате которых для субъектов права наступают благоприятные последствия (награда, премия, досрочное снятие судимости, условно-досрочное освобождение от наказания). Функция ориентации поощрительных норм имеет существенные отличия от аналогичной функции других норм права.
Поощрительные нормы всегда ориентируют на активное поведение, имеющее положительные последствия для субъекта или группы субъектов права, они стимулируют действия, превосходящие обычные требования и оценки, следствием их выполнения являются сверхнормативные результаты.
Важное значение в выполнении нормами права своих социально-юридических задач имеет осуществляемая ими функция государственной оценки действий субъектов права. Сам факт установления определенной нормы, по существу, означает оценку поведения. При этом оценивается оно как полезное, или как нейтральное, или как вредное для общества. Причем юридически значимую оценку может проводить лишь субъект права, наделенный соответствующими полномочиями: прокурор, судья, следователь, командир и т.п.
Наличие у норм права целевой функции объясняется их возможностью направлять поведение субъектов права путем постановки в правовых нормах определенной цели.
Значение целевой функции правовой нормы для регулирования поведения людей достаточно велико. В реальной действительности отдельный человек (или группа людей) довольно часто сталкиваются с необходимостью найти наилучший вариант решения, оптимальную модель поведения. Целевая функция нормы права в этих случаях играет роль фактора, помогающего определить оптимальный вариант правового решения. Поэтому во многих нормативных актах содержатся указания на те цели, которые ставит законодатель, принимая этот акт. Чаще всего такие указания включаются в преамбулу закона или иного нормативного акта, иногда они формулируются во вводных или первых статьях указанных актов.
Вполне оправданно выделять и мотивационную функцию норм права. Разумеется, каждая норма издается, прежде всего, для того, чтобы указать вариант, вид поведения. Но при этом ставится и иная задача - сформировать мотив поведения, вызвать потребность совершить действие в соответствии с предписанием нормы права. В зависимости от того, какой мотив порожден нормой, как субъект воспринял ее требование, совершаются и юридически значимые поступки: охотно, с желанием или безразлично, с внутренним протестом, нежеланием. Поэтому мотивационная функция правовой нормы играет важную роль в регулировании поведения людей. Она самым непосредственным образом влияет на его эффективность.
Возможность осуществления правовыми нормами мотивационной функции позволяет законодателю учитывать побудительные свойства норм права и возможности их влияния на волю и сознание людей, формирование поступков, адекватных целям и задачам, поставленным в нормах права.
Глава 2. Структура и характеристика составляющих элементов норм права
2.1. Структура норм права.
Структуры (а их несколько) у правовой нормы сложились исторически, постепенно, и тоже представляют большую социальную ценность. Их происхождение идет из глубокой древности, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времен, когда человек еще как биологическое существо, как и другие биологические виды, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, свои реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, в коллективном сознании по критериям «благоприятно-неблагоприятно».
Мононормы первобытного общества строились по этой схеме, и лишь впоследствии «благоприятно-неблагоприятно» переросло в отношения по критериям «можно-нельзя» (право), «хорошо-плохо», «добро-зло» (мораль).
Связывая воедино такие элементы, как «условие для соответствующего действия (бездействия)», «само действие (бездействие) — правило поведения» и, наконец, неблагоприятные последствия при нарушении правила — человечество получило мощную внешнюю регулятивную силу, которая в свою очередь гуманизировала, социализировала само человеческое сознание. Ибо весьма долго существовали в истории человечества требования делать что-то, хотя никаких условий для этого не имелось, а за неисполнение этого «что-то» устанавливалось наказание. Да и сейчас такая схема еще существует у ретивых, но не очень умных начальствующих лиц.
Коллективный разум, который четко улавливает и закрепляет в пословицах и поговорках как полезные правила, так и их абсурдные антиподы, замечает по части полного антипода правовой нормы: пойди туда, не знаю куда, пойди за тем, не знаю за чем, возьми то, не знаю что. Право устраняет эту неопределенность, и прежде всего, такую «работу» выполняют структуры правовой нормы.
Современная теория выделяет три основные структуры правовой нормы: юридическую, логическую и социологическую.
Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.
Только в наличии и единстве все эти три элемента составляют норму права. И понимание этого, которое складывалось на протяжении правового развития человечества, является большим культурным завоеванием, одним из свидетельств его нынешней социализации. Отсутствие какого-либо из элементов, например, гипотезы или санкции - это признак несовершенства нормы права, ее «недоделанности».
Но выделение гипотезы, диспозиции, санкции - это только первый структурный пласт нормы права. Знание о нем становится необходимым для использования, исполнения, соблюдения и применения правовой нормы. Когда, при каких обстоятельствах действует правило поведения — ответ на этот вопрос дает гипотеза. А что, собственно, требует норма права, что надо делать или, наоборот, нельзя делать — ответ следует искать в диспозиции. И, наконец, что может произойти с адресатом нормы, если он станет нарушать предписание нормы, - на это отвечает санкция.
Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется и не менее сложной проблематикой логической структуры.
Эта структура охватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполне самостоятельное значение.
Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если - то - иначе».
«Если» — это условие действия нормы права, «то» - само правило поведения, «иначе» — это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.
Например, установленная статьей 25 Конституции РФ норма «жилище неприкосновенно» означает, что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Какова логическая структура этой нормы? Если кто-либо проживает в жилище, даже если это комната в общежитии (гипотеза), то против воли проживающего никто не вправе проникать в жилище, даже комендант общежития, кроме указанных случаев (исключения, установленного федеральным законом - например, законом о чрезвычайном положении или на основании судебного решения (диспозиция), иначе к нарушителю могут быть применены санкции (административная, дисциплинарная, даже уголовная ответственность). Следовательно, норма «жилище неприкосновенно» также имеет логическую структуру - «если — то - иначе» — и адресату нормы в случае неправомерного вторжения в его жилище надо отыскивать содержание этих трех логических компонентов «если», «то», «иначе» для того, чтобы защитить свое право на неприкосновенность жилища. Зная о логической структуре нормы, мы, во-первых, всегда должны структурировать любую норму права по этим трем компонентам, выделять их для этого, и, во-вторых, наполнить эти компоненты конкретным содержанием.
Но это не единственная логическая структура правовой нормы. Иная структура строится на выделении так называемых модулей, которые формализуют содержание самого правила поведения. Это уже логическая структура самого правила поведения. Таких модулей пять: адресату разрешено (дозволено), запрещено, адресат правомочен, адресат обязан, безразлично.
Действительно, все правила поведения сводятся к этим разрешениям, запретам, правомочиям, обязанностям, юридическому безразличию. Безразличие права к тем или иным жизненным обстоятельствам может заключаться и в умолчании, отказе регулировать соответствующие отношения, впрочем, это может быть и пробел в правовом регулировании. Но хотя этих модулей всего пять, их различное логическое сочетание и дает все многообразие правил поведения, разумеется, не по конкретному содержанию, а по логическому определению.