Нравственные проблемы смертной казни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

А если подойти к проблеме смертной казни исторически, то можно убедиться в том, что каждая эпоха выражает всегда два направления, существующих в общественном мнении, - противников и сторонников смертной казни.
В настоящее время вопрос об отмене смертной казни является одним из самых актуальных вопросов. Этой проблеме посвящены сотни трудов различных авторов, которые придерживаются прямо противоположных точек зрения.

Содержание работы

Введение. 4
Хроника смертной казни 5
Смертная казнь – мера государственного принуждения. Признаки смертной казни. 10
Смертная казнь: За и Против 12
Казнить нельзя! Помиловать? 21
Заключение……………………………………………………………………… 25
Список литературы. 27

Файлы: 1 файл

Проблема смертной казни.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский государственный  университет путей сообщения

 

Институт заочного образования

Кафедра «Управление персоналом и социология»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

 

«Правоведение»

на тему: «Нравственные проблемы смертной казни»

                         

 

 

 

 

ПРОВЕРИЛ 

ПРЕПОДОВАТЕЛЬ:

Клепалова Ю.И.

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент гр. УП-419

№ зач. кн. 09-УП-1046

Муравьев А.С.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение. 4

Хроника смертной казни 5

Смертная  казнь – мера государственного принуждения.  Признаки смертной казни. 10

Смертная  казнь: За и Против 12

Казнить нельзя! Помиловать? 21

Заключение……………………………………………………………………… 25

Список литературы. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ !!!  У  одних этих два коротких слова  вызывают чувство ужаса и содрогание, недоумение, у многих смертная казнь  как вид уголовного наказания  ассоциируется с официально узаконенным  лишением жизни другого человека. «Чем же смертная казнь отличается от убийства?», - спрашивают они и не могут найти удовлетворительного ответа. «Не пора ли отменить смертную казнь?» Такого рода суждения и вопросы можно услышать от представителей самых широких слоев населения нашего общества.

Но можно встретить  и рассуждения иного характера, суть которых сводится к тому, что  в нашем обществе очень редко  применяется смертная казнь, а потому преступность не сокращается. Претензии  адресуются прежде всего правоохранительным органам, а зачастую и законодателю. Таким образом, между ростом преступности и применением смертной казни  устанавливается как бы непосредственная связь. Следовательно, по вопросу о  смертной казни существует два различных  мнения. А если подойти к проблеме смертной казни исторически, то можно  убедиться в том, что каждая эпоха  выражает всегда два направления, существующих в общественном мнении, - противников  и сторонников смертной казни.

В настоящее время вопрос об отмене смертной казни является одним из самых актуальных вопросов. Этой проблеме посвящены сотни трудов различных авторов, которые придерживаются прямо противоположных точек  зрения.

 

Хроника смертной казни

 

За то невообразимо огромное количество лет, которое человек  живет на земле, происходит его взаимодействие с окружающим миром, с природой, с  людьми. Постепенно, в течение сотен  и тысяч лет происходит множество  глобальных перемен, основанных на этом взаимодействии. Чем больше развивается  человек, тем больше вопросов появляется у него, тем больше проблем предстоит  ему решить. Выйдя из своего первобытного состояния, человек осознавал и  себя, и других людей равноправными  членами общества, в котором они  жили. И, как раньше человек придумывал орудия труда, так и теперь начал  придумывать законы, по которым могло  жить общество. За преступление эти  законов, естественно, следовало наказание, тоже придуманное человеком, необходимое  для сдерживания общества в рамках закона и морали.

Смертная казнь, очевидно, существует столько, сколько существует само государство. Сначала она существовала в виде «принципа талиона»: наказание  должно быть равным преступлению. Библия гласит: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9:6). В разных странах казнь исполнялась по разному: в древней Греции преступника сбрасывали со скалы, или поили ядом, в Риме — приговоренных к смерти вешали, топили, бичевали до смерти, рубили головы, распинали на кресте. Для богатых и высокопоставленных лиц исполнение казни было особым: их либо удушали, либо давали совершить самоубийство.

 Наказание было придумано  для того, чтобы никому не пришло  в голову порушить вековые  традиции жизни общества. Не нами  придуман этот закон, и мы  не в праве его отменить. Единственное, что мы можем сделать-выявить те преступления человека, за которые наказание следует понести в большей степени, и те, за которые оно будет менее суровым.

За преступления, совершенные  против общества с умышленной жестокостью, раньше, как и сейчас, применялось  одно из самых суровых наказаний. Смертная казнь – древнее и  самое суровое из всех существующих мер государственного принуждения. Этот способ, доставшийся нам «по наследству» от предков, вызывает немало споров вокруг вопроса о своем применении сегодня.

«В Древней Руси также существовал принцип «талиона». Но в Русской Правде мы не находим упоминаний о смертной казни. Впервые это наказание было законодательно утверждено лишь в 1398 году в Двинской уставной грамоте. И назначалось оно только за кражу, совершенную в третий раз. Интересно, что убийство смертной казнью не каралось.

Конечно, князья были вольны не придерживаться закона. Так, князь  Изяслав в 1069 году овладев Киевом, послал своего сына, чтобы тот казнил 70 человек, которые участвовали в  изгнании Изяслава из Киева. Тем не менее, это скорее были исключения из правил.

В дальнейшем перечень преступлений, караемых смертной казнью, расширялся. Так Псковская судная грамота 1467 года упоминает уже 5 составов преступления. Это: воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, кража  в третий раз. Но, по-прежнему, в перечне  преступлений отсутствует убийство.

Но уже в 1497 году в первом «уголовном кодексе» — Судебнике  Ивана III, а затем и в Судебнике 1550 года Ивана Грозного список преступлений, караемых смертной казнью значительно  расширился, предусматривал уже 12 преступлений.

При Иване Грозном это  наказание приобрело невиданный размах. На Красной площади стояли виселицы, срубы для сжигания еретиков. Прямо на Лобном месте заживо закапывали в землю изменивших мужьям женщин, сажали на кол, четвертовали, колесовали. Казни проходили на глазах толпы.

Однако если сравнить количество казней в России и в Европе, то конечно, Европа была далеко впереди. Только в Германии при Карле V было казнено около 100 тысяч человек. В разгар же опричнины в России было казнено около четырех тысяч.

Уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче сделало  смертную казнь основным видом наказания.

Она предусматривалась за 64 вида преступлений. В нем же было указано, какими способами ее исполнять. Смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. Обыкновенная казнь совершалась путем отсечения  головы, повешения и утопления. Квалифицированная  — сожжением, залитием горла металлом, четвертованием, колесованием, закапывания в землю по плечи, посажением на кол.

Вешали, как правило, военных  — за «измену ратных дел». Сожжение применялось к осужденным за религиозные  преступления. Преступников сжигали  или на костре или в деревянном срубе. Иногда применялось «медленное сожжение», что представляло собой  копчение «злодея». В 1701 году так были сожжены некие Гришка Талицкий и его приятель Савин за то, что те распространяли листовки о Петре I. Обоих восемь часов окуривали едким дымом, от которого у них вылезли все волосы на теле, и их тела медленно тлели.

Наиболее мучительными видами казней было четвертование — когда  преступнику отрубались конечности, а затем голова, и колесование. Оно проходило следующим образом: к эшафоту привязывались бревна, сложенные в форме Андреевского креста. На ветвях этого креста выдалбливались по две выемки. Преступника растягивали на кресте, и палач, вооруженный железным ломом, переламывал кости в двух местах на каждой конечности. Заканчивалось все ударами по животу и переламыванием хребта. Затем преступника привязывали к колесу так, чтобы его пятки сходились с затылком и оставляли в таком положении умирать.

Закапывание в землю, как  правило, назначалось женщинам за убийство мужа. Осужденная зарывалась в землю  по плечи, со связанными за спиной руками. В таком виде она оставлялась  под присмотром стражи, которая следила  за тем, чтобы преступницу никто  не кормил и не поил.

Общество не относилось к  таким изуверским наказаниям отрицательно. Палач не являлся презираемым  человеком, наоборот, исполнение роли палача признавалось делом богоугодным. И даже Петр I сам лично отрубил  головы пяти стрельцам.

Конечно, способы исполнения казней не оставляют сомнений, что  их публичность и нарочитая жестокость была призвана устрашать население, что и подтвердил Петр, издав Воинский артикул, где подробно расписал как  и кого казнить. Этим же законом был  введен новый способ исполнения казни  — «аркебузирование», или расстрел.

В 1741 году на царский престол  воссела Елизавета Петровна, любимая  дочь Петра I. Через два с половиной  года, 7 мая 1744 года она подписывает  указ о прекращении экзекуций  над осужденными к смертной казни. Это была не отмена — это был  «мораторий», продлившийся 10 лет. В 1754 году был издан Указ об окончательной  отмене смертной казни и замене ее бичеванием кнутом, вырыванием ноздрей  и клеймением лица.

Екатерина II выступала также  против смертной казни. Впрочем, все  ее благие намерения рассеялись после  начала Пугачевского бунта. Указ Екатерины  гласил: «Пугачеву учинить смертную казнь, четвертовать, голову взоткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города и положить на колеса».

В эпоху Николая I официально было казнено 40 человек, однако введение шпицрутенов и телесных наказаний, несомненно, являлось одной из форм казни. Предельно циничная резолюция  Николая на одном из приговоров о  смертной казни гласила: «виновных  прогнать сквозь 1000 человек 12 раз. Слава  Богу, смертной казни у нас не бывало и не мне ее вводить». На деле же существовали и виселицы, и расстрелы.

После февральской революции 1917 года смертная казнь вновь была отменена, но восстановлена уже через 4 месяца. На второй день после прихода к власти большевиков, смертная казнь вновь была торжественно отменена. И это не было совсем уж пустыми словами. Например, генерал Краснов не только был не казнен, а отпущен «под честное слово не воевать против Советской власти». Практически до лета 1918 года большевики не применяли насилия к политическим противникам. Однако, если суды смертных казней не выносили, то созданной 20 декабря 1917 года Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем» было дано право внесудебных расстрелов. Внесудебные расстрелы продолжались до начала 1920 года.

Смертная казнь была внесена  в число наказаний в первый Уголовный кодекс РСФСР и продолжала там оставаться, как, впрочем, осталась и в ныне действующем Уголовном  кодексе. Перечень преступлений то расширялся, то сужался.

Думается, было бы излишним в этой статье рассматривать сталинский период, поскольку о нем написано предостаточно, нужно только отметить, что «злодей» Сталин в 1947 году смертную казнь отменил, а в 1949 году Советский  Союз вносил на рассмотрение Генеральной  Сессии ООН предложение об отмене смертной казни во всем мире. Однако уже в январе 1950 года смертная казнь была восстановлена.

 

 

 

Смертная казнь  – мера государственного принуждения.  Признаки смертной казни.

 

Смертная казнь является мерой государственного принуждения и высшей мерой наказания.

Сущность смертной казни – это наказание, кара, то есть лишение человека его прав, интересов или сильное их ограничение.  В явлении смертной казни кара проявляется высшей степени, так как у человека отбирается самое ценное – жизнь. Нет жизни, естественно, нет ни свобод, ни интересов, ни прав.

Но у осужденного появляется целый комплекс прав, присущих ему  одному: право на обжалование приговора, на подачу ходатайства о помиловании, свидание с адвокатом и родственниками без ограничения времени и  количества, право на изменение условий  существования, на свидание со священнослужителями, на отправление и получение писем. Все эти права не заменят заключенному право на жизнь, которое у него отнимут после объявления приговора, но эти права появляются, так как  осужденный до момента приведения приговора  в действие остается гражданином  своего государства.

Существуют следующие  признаки смертной казни:

  1. Смертная казнь – самое суровое наказание; не одна из других мер государственного принуждения не лишает человека жизни.
  2. Смертная казнь как любое другое наказание имеет в своей основе принуждение, следовательно, желание осужденного не имеет силы при вынесении приговора и его исполнении. Некоторые из заключенных, признав свою вину, соглашаются с приговором, другие считают, что пожизненное заключение хуже, чем смертная казнь, но большинство стремится доказать свою невиновность и пожертвовать чем угодно для смягчения приговора.
  3. Смертная казнь осуществляется от имени государства.
  4. Смертная казнь осуществляется строго по приговору суда, другие организации не могут вынести данный приговор.
  5. Смертная казнь – приговор, выносимый только за преступления против жизни (умышленное убийство, терроризм, бандитизм).
  6. Смертная казнь назначается лицу, вина которого доказана и только за умышленные преступления.
  7. Смертная казнь – временная мера, действует впредь до ее отмены.
  8. На протяжении многих лет человечество шло к тому, что смертная казнь стала применяться реже, сокращаются виды преступлений, наказанием, за которое является смертная казнь. Но в связи с напряженной обстановкой в мире некоторые страны опять начали вводить смертную казнь и увеличивать перечень преступлений, за которые она назначается (терроризм, захват и убийство заложников, незаконный оборот наркотиков, экономические, насильственные преступления).
  9. Все чаще смертная казнь, как приговор, отклоняется, широко применяется помилование. Отказы в помиловании – единичные случаи.
  10. Смертная казнь не ставит целью исправить проступок человека, это нелогично, ее цель – не допустить новых преступлений, вершить справедливое возмездие.
  11. Смертная казнь исключительная мера наказания, так как последствия ее уже не обратимы.

Информация о работе Нравственные проблемы смертной казни