Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:13, статья
Статья А.Б. Новиков на тему: "О СТАТУСЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
А.Б. Новиков
О СТАТУСЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Различные аспекты деятельности и правового статуса таможенных органов неизменно привлекают внимание отечественных исследователей в силу своего весомого прикладного значения в системе государственного управления[1].
В настоящее время под таможней понимается «государственное учреждение, осуществляющее таможенный контроль за перемещением через таможенную границу государства предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов и взимание предусмотренных таможенными тарифами таможенных пошлин и таможенных сборов с этих товаров»[2].
В Глоссарии Совета Таможенного Сотрудничества в унифицированном перечне таможенных терминов стран Восточной Европы таможня определяется как «государственный орган, через который должны ввозиться в страну и вывозиться с ее территории все импортируемые и экспортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы»[3].
Любое государство реализует
систему функций по охране своего
таможенного суверенитета. Эти функции
формулируются с помощью
Таможенные органы как
органы государства создаются для
непосредственного выполнения этих
функций. Таможенный контроль здесь
трактуется как особые меры, применяемые
таможенными учреждениями, в целях
обеспечения выполнения законов
и правил, за соблюдение которых
несут ответственность именно таможенные
учреждения[5]. Такая формулировка позволяет
отграничивать таможенный контроль
от иных видов государственного контроля
и одновременно устанавливать их
тесную взаимосвязь, правда, если нам
известны все функции и полномочия
таможни. В то же время таможня
может позиционироваться
Так, таможней названа «администрация, призванная осуществлять контроль за перемещением через границу имущества и капиталов»[6]. При этом интересно отметить, что К.Г. Борисов упоминает особое понятие «служба контроля таможенных учреждений», определяемое как «любая служба, на которую возложена обязанность осуществлять виды контроля, которым регулярно подвергаются импортные, экспортные и транзитные грузы или пассажиры, их багаж, ручная кладь, валюта и валютные ценности, почтовые отправления при международных перевозках»[7]. Таким образом, обоснованно ставится вопрос о неоднородности таможенной администрации и о невозможности сведения ее деятельности только к контрольным операциям.
В русле приведенного выше
толкования высказывается мнение, что
таможенные органы создаются для
реализации всего комплекса мероприятий,
составляющих таможенное дело (взимание
таможенных платежей, таможенное оформление,
таможенный контроль и т.д.)[8]. В этом
случае реализация совокупности таможенных
функций государства должна ставиться
в соответствие таможенному делу,
но при этом неоднозначно решается
вопрос — осуществляют ли таможенное
дело только таможенные органы или
таможенные органы реализуют лишь часть
таможенного дела в соответствии
с закрепленными за ними функциями.
Действительно, таможенные органы «предназначены
для реализации полномочий федеральной
власти в сфере таможенного
Указанный выше перечень таможенных функций в результате их систематизации и обобщения применительно к системе таможенных органов представляется В.В. Головиным следующим образом: основными функциями таможенных органов являются — фискальная функция (пополнение доходной части федерального бюджета), правоохранительная функция ( борьба с таможенными правонарушениями) и административная функция (административно-правовое регулирование таможенного дела)[11]. Очевидно, что такие неотъемлемые функции, как таможенный контроль и таможенное оформление входят в блок «административная функция».
Однако в целом следующее
далее определение (административная
функция, механизмы административно-
Вышеуказанная фискальная (налоговая)
функция таможенных органов многими
авторами рассматривается в качестве
изначальной, приоритетной, связанной
с системой экономических рычагов
таможенного регулирования.[14] Исследователи
вводят в научный оборот понятие
финансово-правового статуса
Фискальная составляющая, обеспечивающая через взимание таможенных платежей пополнение доходной части бюджета, неотъемлема от деятельности таможенных органов[19]. В связи с вышеуказанным положение о том, что финансово-правовой статус таможенных органов реализуется посредством их финансовой деятельности, представляется методологически ценным, так как финансовая деятельность уже не отождествляется только с реализацией фискальной функции таможенных органов. Дело в том, что средства, поступающие в федеральный бюджет через таможенные органы, включают также штрафы, пени, недоимки и другие платежи, которые, во-первых, являются результатом применения административных наказаний и финансово-правовых санкций, а во-вторых, не указываются законодателем как таможенные платежи по ТК РФ. Таким образом, фискальные доходы бюджета формируются в результате реализации таможенными органами как фискальной (взимание таможенных платежей), так и правоохранительной (применение имущественных санкций) функций. Как видим, посредством фискальных доходов бюджета обе упомянутых функции получают дополнительную прочную связь, от которой абстрагироваться можно только чисто теоретически. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации представляет собой их плановую деятельность в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов федерального бюджета при выполнении таможенными органами фискальной и правоохранительной функций в целях обеспечения таможенного регулирования, что обусловливает участие таможенных органов в правоотношениях трех видов: таможенных, налоговых и бюджетных.[20]
О.Ю. Бакаева, первоначально
обоснованно признавая за таможенными
органами две основополагающие функции
– фискальную и правоохранительную,
вносит предложение «вывести из структуры
таможенных органов подразделения,
исполняющие полномочия по выявлению
и пресечению правонарушений в области
таможенного дела, и передать их
в ведение МВД России», [21] следуя
аналогии выделения из налоговой
службы федеральных органов налоговой
полиции с последующей
В серьезной оппозиции приведенным «фискальным» предложениям находится ряд авторов, которые при определении сущности таможенных органов делают акцент именно на правоохранительном характере их деятельности (п.6 ст. 403 ТК РФ), выдвигая правоохранительную функцию на первый план. Таможенные органы рассматриваются как правоохранительные[22] и военизированные.[23] При этом обоснованно указывается на то, что в отличие от ТК РФ 1993 г. законодатель в ТК РФ 2003 г. не установил нормы, в соответствии с которой таможенные органы были бы отнесены к правоохранительным.[24] Этот пробел должен быть восполнен в последующем законодательном процессе с учетом того, что в законодательство России должно быть введено и само понятие «правоохранительный орган». Это требование в отношении таможенных органов подтверждается признанием специалистов, что «таможенные органы, в отличие от большинства других органов, относящихся к числу правоохранительных, на всем протяжении их развития в России не являлись правоохранительными органами в современном их понимании», «осуществляли преимущественно фискальные функции».[25] Официально статус правоохранительных был придан таможенным органам только с принятием ТК РФ 1993 г. в связи с их наделением правами осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания, рассмотрения дел об административных правонарушениях. Следовательно, по нашему мнению, при интегральной оценке деятельности таможенных органов значение их правоохранительных функций не стоит ни приуменьшать, ни абсолютизировать.
В рамках современной правоохранительной
концепции таможенные органы характеризуются
следующей совокупностью
Имеются и другие взгляды на содержание функций таможенных органов, основанные на их конкретизации в определенных сферах деятельности. Так, В.А. Жбанков указывает, что основные функции таможенных органов могут быть объединены в группы по характеру выполняемых задач - экономические (внутри- и внешнеэкономические); правоохранительные; научно-исследовательские, информационно-статистические, и реализуются в экономической и правоохранительной сферах. По отношению к другим функциям экономическая является определяющей.[31] Таким образом, речь идет, во-первых, уже не об обобщенных функциях, а о сферах деятельности таможенных органов, а во-вторых, об экономической сфере деятельности с перечнем функций, включающим и фискальную функцию.
В новейшей учебно-методической
литературе таможенные органы характеризуются
через функцию таможенного
Информация о работе О статусе таможенных органов Российской Федерации