Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:13, статья
Статья А.Б. Новиков на тему: "О СТАТУСЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
О.Ю. Бакаева приводит определение
таможенного органа, которое должно
работать в настоящее время: «таможенный
орган представляет собой государственный
орган, наделенный специальной компетенцией,
осуществляющий функции контроля и
надзора в области таможенного
дела и выполняющий задачу содействия
развитию внешней торговли», «контрольно-надзорные
функции таможенных органов охватывают
их правоприменительную
Кроме того, приведенное определение не содержит указание на принадлежность таможенных органов к системе исполнительной власти, однако фиксация функций контроля и надзора в контексте административной реформы прямо предопределяет характеристику этих органов как находящихся в системе уполномоченной федеральной службы. Эта особенность принципиально отличает обсуждаемое определение от формулировки А.Ф. Ноздрачева: «Таможенными органами РФ являются государственные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело».[38] Кроме того, чрезвычайно важным моментом для реализации современной административной реформы является, по нашему мнению, объединение финансовой (фискальной) и правоохранительной функций через правоприменительную деятельность в группу контрольно-надзорных функций.
В ходе реализации в Российской
Федерации административной реформы
статус таможенных органов и их место
в системе таможенного
Первоочередными мерами по реформированию федеральных органов исполнительной власти стало определение функций по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг и разделение компетенции федеральных органов по выполнению указанных функций. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[39] в число соответствующих органов вошли федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Исполнение нормотворческих функций возложено на первые органы, контрольно-надзорных функций – на вторые, организационно-хозяйственных функций – на третьи.
Разделение конкретных полномочий
в сфере таможенного дела между
Президентом и Правительством, а
также федеральными министерствами
и иными федеральными органами исполнительной
власти является устойчивой традицией
нормативно-правового
Направление ожидаемых преобразований прояснили два постановления Правительства от 7 апреля 2004 г. № 185 и 187: «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации».[42]
Министерство
экономического развития и
Министерство финансов Российской
Федерации указано
В свете этого стало
очевидным, что без внесения концептуальных
новелл в ТК РФ уже не обойтись, так
как таможенное дело оказалось разделенным
на разновеликие части, подвергающиеся
управлению со стороны двух министерств,
а их сферы таможенного
В соответствии с
п.11 ч.1 ст.11 ТК РФ таможенные органы
– федеральная служба, уполномоченная
в области таможенного дела, и
подчиненные ей таможенные
В сфере таможенного дела административная реформа получила специфическое выражение. Преобразование ГТК РФ в ФТС не оказало принципиального влияния на сферу основных правоприменительных функций таможенных органов. Но вместе с тем в управлении таможенным делом ключевые позиции заняли сразу два федеральных министерства – Министерство экономического развития и торговли и Министерство финансов Российской Федерации. Участники внешнеэкономической деятельности сразу восприняли с определенным опасением такое расширение круга государственных субъектов – регуляторов таможенной деятельности, не без оснований прогнозируя наступление чиновничьего паралича.[45] При этом сохранялись и предпосылки для подчинения ФТС непосредственно Президенту Российской Федерации (как «силовой» службы – что весьма обоснованно, по нашему мнению), Правительству Российской Федерации или переподчинения Министерству финансов.[46]
Итак, первоначально акцент
административной реформы в области
таможенного регулирования был
сделан в направлении укрепления
механизма выработки таможенной
политики фактически без значимого
участия ФТС при изъятии
Результатом анализа деятельности
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации
по организации таможенного дела
стал Указ Президента Российской Федерации
от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной
таможенной службы»,[47] который установил,
что руководство ФТС
Приведенный анализ позволяет
сформулировать следующее нормативно-
[1] См.: Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993; Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы Российской Федерации: правовой статус и пути его совершенствования // Государство и право. 1995. № 3. С.24; Бахрах Д.Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право. 1995. № 3. С. 22-29; Белоногов А.Н. Правовое регулирование деятельности таможенной службы в России (историко-правовой аспект). Автореф. дис. …канд. юрид. наук. СПб., 1999; Блинов Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. М., 1997; Блинов Н.М., Дзюбенко П.В. Функции таможенной службы и их социализация // Введение в таможенное дело. М., 1997. С. 27–39.; Хомяков Л.Л. Содействие таможенных органов обеспечению государственной безопасности Российской Федерации. М., 1997. С. 17-27 и др.
[2] Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. М., 2001. С.23.
[3] Там же. С. 24.
[4] Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. М., 2001. С.23.. С. 24–25, 30–31.
[5] Там же. С. 31.
[6] Бернар И., Колли Ж.-К.
Толковый экономический и
[7] Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. М., 2001. С. 31.
[8] Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Ю.А. Варфломеева и др.; под ред. А.Н. Козырина. М., 2005. С. 963.
[9] Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2005. С.964.
[10] См., например: Бакаева
О.Ю. Таможенные фискальные
[11] Головин В.В. Особенности
административно-правового
[12] Там же. С.4.
[13] См., например: Бакаева
О.Ю. Таможенные фискальные
[14] См.: Бернар И., Колли
Ж.-К. Толковый экономический
[15] Заседателев Д.В. Финансово-правовой статус таможенных органов Российской Федерации: дис. …канд. юрид. наук. М., 2002. С.73.
[16] Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М., 2005. С.35.
[17] Листопад А.Д. Финансовая
деятельность таможенных
[18] См., например: Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. С. 4; Бакаева О.Ю., Фомичев С.С. Практикум по таможенному праву Российской Федерации. Саратов, 1999. С.7; Орлов И.В. Таможенное право Российской Федерации: Курс лекций. Орел, 2003. С.11.
[19] Ашмарина Е.М. Совершенствование системы налогов, взимаемых с юридических лиц, как условие успешного выполнения доходной части бюджета: дис. …канд. юрид. наук.М., 1998. С.111; Егиазарова В.В. Ответственность за нарушение таможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1999. С. 53.
[20] Бакаева О.Ю. Указ. соч. С.44.
[21] Там же. С. 10.
Информация о работе О статусе таможенных органов Российской Федерации