Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 20:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение объективного и субъективного в праве, соотношения объективного и субъективного права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общее понятие права;
- определить сущность объективного права, его принципы и функции;
- выявить признаки объективного и субъективного права;
- раскрыть понятие субъективного права как юридического права субъекта;
- охарактеризовать структуру субъективного права, взаимосвязь с субъективной юридической обязанностью;
- обозначить соотношение объективного и субъективного в праве.
Введение..…………………………………………………………………
3
Глава 1. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО………………………………………
6
1.1 Общее понятие права………………………………………………….
6
1.2 Признаки объективного права………………………………………..
11
1.3 Сущность объективного права, функции и принципы……………..
16
Глава 2. СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО……………………………………
22
2.1 Субъективное право как юридическое право субъекта…………….
22
2.2 Определение, признаки и структура субъективного права, взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности………………………………………………
27
Заключение………………………………………………………………...
32
Библиография……………………………………………………………...
37-38
Итак, право в объективном смысле - система юридических норм, выраженных в соответствующих нормативных актах (законах, указах, кодексах, конституциях) и других источниках права и не зависящих от каждого отдельного индивида. Если термин «право» употребляется без оговорок, то под ним всегда подразумевается право в объективном смысле, т. е. система юридических норм.
В юриспруденции термин «право» употребляется в двух значениях: для обозначения системы установленных или санкционированных государством норм и для обозначения юридических прав, которыми наделяются или обладают участники общественных отношений, регулируемых нормами права. В этой связи, нормы права и в целом систему установленных или санкционированных государством норм, называют объективным правом или правом в объективном смысле, а юридические права, которыми наделяются или обладают участники общественных отношений - субъективным правом или правом в субъективном смысле. Объективное и субъективное право неразрывно связано между собой. Субъективные права закрепляются прежде всего в нормах объективного (позитивного права), как определенные возможности того или иного поведения участников общественных отношений, выражающие меру их свободы. В то же время субъективное право производно от объективного права. Оно либо непосредственно закреплено в объективном праве, либо, не будучи закрепленным в нем, так или иначе им предусмотрено. Например, диспозитивные нормы3, имеющиеся во многих правовых системах, предоставляют участникам общественных отношений возможность предусматривать в своих договорах иные юридические права и обязанности, чем те, которые предусмотрены нормами права. В этих случаях субъективные права, которые будут зафиксированы в договоре, все равно будут производны от объективного права, поскольку возможность предусмотреть эти иные права, дозволена объективным правом. Поэтому вопрос о понятии права в юридическом смысле - вполне достаточно ограничить характеристикой объективного права, тем более, что в юриспруденции под правом в первую очередь подразумевают именно объективное право.4
1.2 Признаки объективного права.
Итак, мы выяснили, что право в юридическом смысле, объективное право – это, прежде всего, нормы, установленные или санкционированные государством. В этом качестве право обладает рядом признаков, которые позволяют охарактеризовать его и составить о нём определенное представление. Мы знаем, что любое понятие отражает предметы и явления в их существенных признаках, поэтому рассмотрим основные признаки объективного права.
Различают следующие основные признаки объективного (позитивного) права:
- нормативность;
- общеобязательность;
- системность;
- регулируемость;
- государственно-волевой характер;
- формальная определенность;
- гарантированность.
Нормативность объективного права выражается в том, что оно состоит из норм, нормативных предписаний, определяющих общие правила субъектов в типичных жизненных ситуациях. Они адресуются людям и организациям людей и призваны регулировать, упорядочивать общественные отношения. Нормы права - это правила поведения общего характера, они направлены не к конкретным лицам, а неопределенному множеству людей и организаций, и рассчитаны не на конкретные отношения, случаи, а на неопределенное число одинаковых, типичных отношений и случаев.
Общеобязательность - признак, тесно связанный с нормативностью. Нормы права являются правилами поведения не только общего, но и общеобязательного характера. Общим характером, в принципе, обладают любые правила поведения (и обычаи, и нормы морали, и технические нормы), а вот общеобязательность принадлежит только объективному праву. Нормы объективного права в отличие от других норм обязательны для тех, к кому они направлены. Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.
Системность права проявляется в том, что нормы, из которых состоит объективное право, находятся в определенном единстве, а именно, в системе и тесно связаны между собой. Они регулируют общественные отношения не в одиночку, а в комплексе, во взаимодействии друг с другом, объединяясь в институты и отрасли права. Важно подчеркнуть, что современное право - не просто совокупность норм, а единая в масштабах всего государства их система. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии и конфликтные ситуации.
Регулирующее воздействие объективного осуществляется путем воздействия на субъекты с помощью определенных субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.
Государственно-волевой характер объективного права выражается в том, что оно в отличие от права в общесоциальном смысле, возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы объективного права либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате государственного санкционирования, когда государство признаёт в качестве правовых - определенные неправовые нормы (например, обычаи), или разрешает устанавливать нормы права определенным негосударственным организациям. Выше мы определили, что всякое право является сбалансированной волей общества, в нем должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) - индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность - в узаконенный произвол. В связи с этим, любое нормативное предписание, для того чтобы стать действенным и справедливым, должно изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.
Таким образом, во всех случаях объективное право появляется по воле государства и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений, которое должно учитывать интересы общества, государства и отдельных личностей при доминирующем значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и благополучие всех субъектов права.
Признак формальной определенности довольно часто выделяют среди признаков права, так как нормы объективного права в основной своей массе обладают формальной определенностью. Это проявляется в том, что подавляющее большинство правовых норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах (законах, кодексах, договорах и т.д.) или других источниках (например, в священных книгах). Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов. Это делает правовые нормы доступными для восприятия и придает им известную четкость и определенность.
Гарантированность объективного права заключается в установлении и обеспечении права государством. Государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения. Для этого в нормах права предусматриваются различные меры воздействия, которые государство может применить к тем, кто отступает от требований правовых норм, не выполняет содержащиеся в них предписания. Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Здесь следует отметить, что доминирующая роль государства не означает подчиненность права государству или несовместимость его содержания с естественными правами и свободами личности. Решающая роль государства проявляется не только в правотворчестве и в правоприменении, но и в различных формах обеспечения реализации права. Обычно в юридической литературе отмечается, что специфическим признаком права является его гарантированность, обеспеченность государственным принуждением. Действительно, этим свойством объективное право отличается от иных социальных регуляторов. Следует подчеркнуть, что принуждение используется в крайнем случае. Прежде всего, оно обеспечивается комплексом организационных, экономических, информационных, воспитательных и иных мер, способствующих должной реализации правовых предписаний в жизнь. Никаким принуждением, например, не добиться реализации правового акта, если не выделены необходимые материальные средства. Кроме внешних, необходимо выделить внутренние факторы, обеспечивающие реализацию правовых установлений. Например, к ним относятся различного рода правовые стимулирующие средства (поощрения, рекомендации и т. д.). Устанавливая их, государство оценивает определенное поведение, как наиболее благоприятное не только для личности, но и для государства. Такое психологическое воздействие со стороны права сказывается на потребностях, интересах, мотивах и установках человека, меняется ценностная ориентация личности. Кроме того, внутреннее стимулирование определенной деятельности дополняется внешней поддержкой со стороны заинтересованных сообществ. Для адресатов законодательно закрепляются определенные льготы внешнего характера.
Рассмотрев основные признаки объективного права, права в его юридическом смысле, можно дать ему следующее, более точное определение.
Объективное (позитивное) право –
это система общеобязательных
нормативных предписаний, которые
устанавливаются и
1.3 Сущность объективного права, функции и принципы
Сущность права, как и сущность государства, содержит две стороны — классовую и общесоциальную.
Классовая сущность права определяется как воля господствующего класса. Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».5
Возведение в закон господствующей воли означает, что она предстает как общезначимая и обязательная мера поведения (деятельности), как наивысший и непререкаемый масштаб правомерных человеческих поступков, взятый под охрану государством.
Возведение в закон господствующей воли противопоставляет эту волю любому произволу и случаю, делает правопорядок независимым от волеизъявления отдельных лиц, даже относящихся к правящему классу. Нет основания для смешения научного понятия диктатуры класса с диктаторским политическим режимом единоличной власти (или элиты). Возведение в закон государства произвольного веления диктатора - не превращает таковое в право. Право – это всегда выражение воли классов, народа, господствующих при данной системе производственных отношений и потому так или иначе выражающих объективные потребности господствующего способа производства. Речь идет именно о господствующей воле, а не о воле одного лица или незначительной группы лиц, не считающейся с материально обусловленными интересами класса или всего народа, поскольку в подобной индивидуальной или групповой воле заложен по сути дела произвол. Тот или иной отдельный нормативный акт может санкционировать произвол, но правом он стать не может.
Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.
Оба подхода имеют право на существование. В сущности права, как и в сущности государства, на первый план может выходить либо классовое начало (воля господствующего класса), либо общесоциальная сущность (общая воля населения).
Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
Сущность права отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности.
При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных теориях. Например, в современной западной юридической литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов».
Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Здесь следует уточнить, что общая воля не есть механическое сложение индивидуальных воль. Общая воля есть результат их согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов.
Итак, сущность объективного права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения и отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.6
Для правотворчества и процесса реализации права важную роль играют принципы права, они воплощают в себе социальную природу права и отражают закономерности его развития, а также используются на практике как наиболее общие ориентиры поведения.
Принципами объективного права называются законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.
Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах или логически вытекать из совокупности норм права.
Большое количество разнообразных принципов права в своей совокупности образуют структурно упорядоченную систему, взаимодействующую с внешней средой при регулировании социально значимых отношений. Действующие принципы позволяют более точно определить тенденции развития законодательства, уяснить сам смысл юридических актов, объединить нормы в систему и стабилизировать конкретные правоотношения, восполнить пробелы в праве и в некоторой совокупности выступить дополнительным критерием при дифференциации отраслей права.