1. Образование Древнерусского
государства.
Процессы классообразования
у славян проходили на фоне
формирования племенных союзов,
распада большой семьи и перерастания
родовой общины в соседскую.
Форма общественных отношений
в VII-VIII вв. – «военная демократия».
Её признаками являлись:
-участие всех членов племенного
союза в решении важнейших
общественных проблем.
-особая роль народного собрания
как высшего органа власти
-всеобщее вооружение населения
Это равенство всех членов
общества.
Правящий класс формировался
из двух слоёв:
1) старой племенной знати(вожди,
жрецы, старейшины).
2) из общинников.
Родоплеменные отношения заменялись
территориальными, политическими и
военными связями. Образовывались
славянские племена, организация
и сохранение этих организаций
требовала усиление власти. (Князь и княжеская
дружина).
В 882 г. два крупнейших
политических центра древних
славян, киевский и новгородский,
объединились под властью Киева,
образовалось Древнерусское гос-во.
Др-е гос-во стало своеобразной
федерацией племён, по своей форме это
была раннефеодальная монархия. Первые
упоминания – в договорах Руси и Византии
911 года. Законодательства тогда еще не
было.
Основной (и практически единственный)
правовой источник – правовой
обычай или обычное право.
О чем свидетельствует договор с Византией
в котором помянуто, что с убийцей по русскому
закону нужно поступать так-то, а по Византийскому
иначе. То есть была ссылка на какой-то
русский свод правил защищаемых Киевской
Русью.
2. Государственный строй Древней Руси.
Киевская Русь не была
централизованным государством. Государственное
единство Киевской Руси держалось
на системе сюзеренитета-вассалитета.
Вся структура государства покоилась
на лестнице феодальной иерархии.
Вассал зависел от своего
сеньора, тот - от более крупного сеньора
или верховного сюзерена.
Во главе стоял великий
князь. Ему принадлежала верховная
законодательная власть. Известны
крупные законы, изданные великими
князьями и носящие их имена:
Устав Владимира, Правда Ярослава
и др. Внешние функции государства великие
князья выполняли не только силой оружия,
но и дипломатическим путем. Древняя Русь
стояла на европейском уровне дипломатического
искусства. Она заключала различные международные
договоры военного и торгового характера
в устной или письменной форме. Выполняли
князья и судебные функции.
Великий князь передает свою
власть по наследству, по прямой
нисходящей линии, т.е. от отца
к сыну.
Существовало в Древнерусском
государстве и вече, выросшее
из древнего народного собрания.
Особенно была высока его активность в
Новгороде.
Хотя великие князья были
монархами, все же они не
могли обойтись без того, чтобы
выслушивать мнения приближенных.
Так сложился совет при князе,
юридически никак не оформленный,
но имевший серьезное влияние
на монарха. В совет входили приближенные
великого князя, верхушка его дружины
- княжьи мужи.
Первоначально применялась
десятичная, или численная, система
управления (десятские, сотские,
тысяцкие) являлись руководителями
более или менее крупных звеньев
государства. Тысяцкий - функции военачальника,
сотский - городское судебно-административное
должностное лиц.
Со временем система уступает
место дворцово-вотчинной, которая
вырастает из идеи соединения
управления великокняжеским дворцом
с государственным управлением.
Система местного управления
была проста. Кроме местных князей,
сидевших в своих уделах, на
места посылались представители
центральной власти - наместники
и волостели. Жалованья от казны
за службу не получали, а "кормились"
за счет местного населения,
с которого собирали дань в пользу князя.
Так на Руси сложилась система кормления,
намного пережившая Древнерусское государство
(отменена лишь в середине XVI в.).
военная организация - великокняжеская
дружина, по численности сравнительно
небольшая. Профессиональные воины, зависевшие
от милости князя. Но и он сам от них зависел.
Дружинники были не только воинами, но
и советниками князя. Старшая дружина
представляла собой верхушку класса феодалов
и в значительной степени определяла политику
князя, внутреннюю и внешнюю.
Специальных судебных органов
не было. Судебные функции выполняли
представители администрации, включая
ее главу великого князя. Однако
существовали специальные должностные
лица помогавшие в отправлении
правосудия. Вирники - собирали
уголовные штрафы за убийство. Судебные
функции выполняли также церковь и отдельные
феодалы, которые имели право судить зависимых
от них людей (вотчинная юстиция).
Кроме доходов от собственных
земель, князья установили система
налогов, дани. Поначалу - добровольные
пожертвования членов племени своему
князю и его дружине, затем станов. обязательным
налогом. Дань собиралась путем полюдья,
когда князья, обычно один раз в год, объезжали
подвластные им земли и собирали доходы
со своих подданных.
Важным элементом политической
системы древнерусского общества стала
церковь, которая с момента крещения Руси
оказалась тесно связанной с государством.
3. Правовое положение
населения Древней Руси.
Все феодальные общества
были строго стратифицированы,
т.е. поделены на сословия, права и обязанности
которых четко определялись законом как
неравные по отношению друг к другу и к
государству. Каждое сословие имело свой
юридический статус.
В Русской Правде содержится
целый ряд норм, определяющих
правовое положение отдельных групп
населения. В ней прослеживается, что большими
привилегиями обладали князья, бояре,
княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.
Основная масса населения
разделялась на свободных и
зависимых людей, существовали
также промежуточные и переходные
категории.
Положение феодалов: В особом
правовом положении ("над законом")
находились князья. В привилегированном
правовом положении находились
более мелкие феодалы - бояре,
например, их жизнь защищалась
двойной вирой; в отличие от
смердов, боярам могли наследовать
дочери, а не только сыновья; и пр.
Боярство выделилось из боевых
соратников князя, его старших
дружинников. В XI-XIIв. происходит
оформление боярства как особого
сословия и закрепление его
правового статуса. Вассалитет
формируется как система отношений
с князем-сюзереном; его характерными
признаками становятся специализация
вассальной службы, договорный характер
отношений и экономическая самостоятельность
вассала.
В княжеском хозяйстве важной
рабочей силой была несвободная
челядь (т.е. холопы). В боярских хозяйствах
работали закупы, попавшие в кабалу.
Боярство, как особая социальная
группа, была призвана выполнять
две основные функции: во-первых,
участвовать в боевых походах
князя, во-вторых, участвовать в
управлении и судопроизводстве.
Постепенно формируется боярская
вотчина - крупное иммунитетное
наследственное землевладение.
зависимое население:
- смерды (крестьяне) - лично свободные
(данное положение оспаривается
некоторыми исследователями, которые
считают, что смерды находились
в определенной степени личной зависимости,
отдельные даже считают, что смерды были
практически рабами, холопами) сельские
труженики. Имели право принимать участие
в военных походах как ополченцы. Свободный
смерд-общинник обладал определенное
имущество, которое он мог завещать только
сыновьям. При отсутствии наследников
его имущество переходило общине. Закон
защищал личность и имущество смерда.
За совершенные проступки и преступления,
а также по обязательствам и договорам
он нес личную и имущественную ответственность.
В судебном процессе смерд выступал полноправным
участником.
- закупы (рядовичи) - лица, отрабатывающие
свой долг в хозяйстве кредитора.
Устав о закупах помещался
в Пространной редакции Русской
правды (данные правоотношения были
урегулированы кн. Владимиром Мономахом
после восстания закупов в 1113г.). Были установлены
предельные размеры процентов на долг.
Закон охранял личность и имущество закупа,
запрещая господину беспричинно наказывать
его и отнимать имущество. Если сам закуп
совершал правонарушение, то ответственность
его была двоякой: господин уплачивал
за него штраф потерпевшему, но сам закуп
мог быть "выдан головой", т.е. обращен
в холопство. Такой же исход ждал закупа
в случае его попытки уйти от господина,
не расплатившись. В качестве свидетеля
в судебном процессе закуп мог выступать
только в особых случаях. Правовое положение
закупа было как бы промежуточным между
свободным человеком (смердом?) и холопом.
- рядовичи - по договору (ряду)
работали у землевладельца, нередко
оказывались как бы временными рабами.
- изгои - лица, находящиеся как
бы вне социальных групп (например,
отпущенные на волю холопы, фактически
зависимые от своего бывшего
хозяина)
Фактически в положении рабов
находились холопы (челядины) - лица,
попавшие в рабство в результате самопродажи,
рождения от рабыни, купли-продажи (например,
из-за границы), женитьбы на рабе (рабыни).
4. Источники права
Древней Руси.
До IXв. не представляется
возможным судить о конкретных
структурированных нормах права.
Источники древнерусского права:
1. Правовой обычай - обычное
право, складывающееся веками
и очень медленно подвергающееся
трансформации. Обычное право
в договорах Руси с Византией
называется Законом Русским.
2. Договоры: договоры Руси с Византией
(Xв), другие международные договоры, договоры
между княжествами, сохранилось даже несколько
частных договоров времен Киевской Руси.
3. Судебные
прецеденты - решения княжеского
суда, растолковывающие или уточняющие
обычные правовые нормы. Некоторые
судебные прецеденты вошли впоследствии
в текст Русской правды.
4. Законодательство
- писаные законы стали издаваться
на Руси с Xв. Тогда был
издан Устав кн. Владимира, устанавливавший
церковную десятину и определявший
юрисдикцию церковных властей (в
частности, семейные правоотношения).
Более подробный устав на эту же тему издал
чуть позже кн. Ярослав Мудрый.
Помимо
светского, в кон. Xв. появилось
церковное законодательство, не
зависящее от воли киевского
князя, ведь церковное законодательство
было заимствовано из Византии (греческий
номоканон – постановления церковных
соборов и патриархов, а также Эклога (VII-VIIIвв.),
т.е. светские уголовные и гражданские
законы). Все законы, заимствованные Русью
из Винзантии, были в Xв. объединены в Кормчую
книгу. Всеобщая западноевропейская тенденция
рецепции римского права Киевскую Русь
не затронула, для Руси Римом стала Византия.
С XIв. основным законодательным источником
древнерусского права становится Русская
правда (подробнее см. вопросы №№5-7).
5. Русская Правда как источник права.
Русская правда возникла
на местной почве и была
результатом развития юридической
мысли в Киевской Руси. Считать
древнерусское право собранием
норм других государств было
бы ошибочным. В то же время
Русь находилась в окружении других
государств и народов, которые так или
иначе влияли на нее и на которые влияла
она. Так, есть основание полагать, что
нормы Русской правды сказались на развитии
права западных и южных славян. Русская
правда оказала большое влияние и на становление
более поздних памятников отечественного
права, таких, например, как Псковская
судная грамота, Двинская уставная грамота,
Судебник 1497 года, Судебник 1550 года и даже
некоторых статей Соборного Уложения
1649 года.
Существует несколько десятков
отличающихся друг от друга списков (изводов)
Русской правды. Все эти списки группируются
по трем редакциям Русской правды: Краткой,
Пространной (больше всего списков) и Сокращенной.
Краткая редакция Русской
правды состоит из Правды Ярослава
(Древнейшей правды) и Правды Ярославичей.
Особняком стоят статьи "Покон вирный"
и "Устав мостникам". Правда Ярослава
была создана в правление кн. Ярослава
Мудрого, во второй четверти XIв. Текст
Краткой правды чаще всего встречается
в древнерусских летописях. Прежде всего,
Краткая редакция ограничила кровную
месть (ст.1). Помимо этого, в Древнейшей
правде содержатся нормы об убийстве,
побоях, о нарушении права собственности
и способах его восстановления, о порче
чужих вещей. В Правде Ярославичей, в частности,
содержатся нормы о судебных пошлинах
и расходах.
Пространная редакция Русской
правды состоит из Суда (устава)
Ярослава и Устава Владимира
Мономаха. Видимо, основной текст
Пространной редакции Русской
правды был принят на совещании
князей и бояр в Берестово
в 1113. Эта редакция Русской правды действовала
в русских землях до XIV-XVвв.
Пространная редакция Русской
правды развивает положения Краткой
редакции Русской правды, выстраивая
их в более стройную систему,
и добавляет к ним нормы,
установленные законодательством
кн. Владимира Мономаха.
Разделение Пространной редакции
Русской правды на Суд Ярослава
и Устав Владимира довольно
условное: с именами этих князей
связаны только первые статьи
разделов, остальные статьи кодекса
заимствованы из разных эпох
и источников, ведь в задачу Пространной
редакции Русской правды входило собрать
и включить в свой состав разные нормы,
которые кодификатор считал необходимым
закрепить.
Сокращенная редакция Русской
правды представляет собой выдержки
из Пространной редакции Русской
правды, включающие ее статьи, наиболее
актуальные для XVв., т.е. времени, когда
была создана данная редакция.
6. Преступление и
наказание и судебный процесс
по Русской правде.
С введением на Руси христианства,
происходит замена языческих понятий
о преступлении и наказании. В сфере уголовного
права Древней Руси проявляется частный
характер древних христианско-византийских
правовых норм, основанных на римском
частном праве. Такая замена выражается
в княжеских уставах и в Русской Правде,
где любое преступление определялось
не как нарушение закона или княжеской
воли, а как «обида», т.е. причинение материального,
физического или морального вреда какому-либо
лицу или группе лиц. За эту обиду виновный
должен был выплатить определённую компенсацию.
Таким образом, уголовное правонарушение
не отличалось в законе от гражданско-правового.