Общая характеристика «нового курса» Ф. Рузвельта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение одной из самых важных социально-экономических программ США - «нового курса» Ф. Рузвельта и вопросов ее законодательного закрепления в различных нормативно-правовых актах.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику и рассмотреть предпосылки для формирования «нового курса» Ф. Рузвельта;
- раскрыть содержание «нового курса» Ф. Рузвельта

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика «нового курса» Ф. Рузвельта
1.1 Предпосылки формирования «нового курса» Ф. Рузвельта
1.2 Содержание «нового курса» Ф. Рузвельта
2. Законодательное закрепление «нового курса» Ф. Рузвельта
2.1 Законодательное закрепление финансовой реформы и реформы промышленной системы
2.2 Законодательное закрепление сельскохозяйственной реформы
2.3 Законодательное закрепление социальной реформы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Экономическая история.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

Нужно отметить, что вокруг экономической  политики «нового курса» развернулась ожесточенная борьба уже в 1934 г. Против нее выступали и правые силы, которые  считали «новый курс» чрезмерно  радикальным, и левые, считавшие  его недостаточно решительным. Правая оппозиция «новому курсу» особенно сильна была среди представителей корпоративного капитала, тяготившихся государственным  вмешательством в социальные отношения, особенно в части, касающейся условий  труда рабочих и пр. Крайним  проявлением этих оппозиционных  настроений стало требование отказа от всяких реформ. Поддерживал оппозицию  и Верховный суд США.

Рассмотрим теперь подробнее некоторые  из реформ проведенных Ф. Рузвельтом в процессе реализации его «нового  курса».

 

2.Законодательное закрепление «нового курса» Ф. Рузвельта

 

Почти сразу после победы на президентских  выборах, приступив к исполнению своих обязанностей, Рузвельт добился  принятия конгрессом 70 законодательных  актов, направленных на «оздоровление» промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно-денежной системы. В этих законодательных актах  воплотились основные реформы, поведенные Рузвельтом для вывода американской экономики из кризиса.

 

2.1 Законодательное закрепление финансовой реформы и реформы промышленной системы

 

Первым и самым важным шагом  по осуществлению финансовой реформы  стало установление государственного контроля за финансовой сферой. Причиной этого явился разразившийся в 1933 г. банковский кризис, когда вкладчики  изъяли из банков свои вклады, что повлекло за собой неплатежеспособность банков. Чрезвычайная сессия 73-го Конгресса  США (9 марта - 16 июня 1933 г.) наделила президента чрезвычайными полномочиями по регулированию  экономики и приняла серию  основополагающих законов «нового  курса». По распоряжению президента все  финансовые учреждения были на неделю закрыты, и в течение этого  времени были внедрены главные финансовые новшества.

Важным мероприятием явилось единогласное принятие Чрезвычайного закона о банках от 9 марта 1933 г. Согласно этому закону президент получил право контролировать международные финансовые сделки, изымать золото из владения частных лиц. В законе также предусматривалось возобновление функции и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам.

рузвельт реформа

Согласно этому закону сначала  возобновили свою деятельность федеральные  банки, а затем и частные, получившие помощь от государства. 13 марта были открыты банки в 12 городах, в которых  находились центры 12 округов Федеральной  резервной системы. 14 марта «здоровыми»  были признаны банки еще в 250 городах, а 15 марта приступили к работе и  остальные банковские учреждения, признанные «здоровыми». В результате этих мер  произошло укрупнение банковской системы - большинство банков, признанных «здоровыми», были крупными. Более 6 тысяч банков не получили государственной помощи и были закрыты.

Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции - за первые 2 года «Нового курса» сумма  займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его  регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели  девальвацию (обесценивание) доллара.

В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%. В связи  с отменой золотого стандарта  была принята Объединенная резолюция конгресса об отмене золотого обеспечения правительственных обязательств (5 июня 1933 г.), которая гласила: «На объединенном заседании сената и палаты представителей конгресса Соединенных Штатов Америки решено, что любые, содержащиеся в том или ином обязательстве или сделанные в отношении того или иного обязательства.условия, если они имеют своей целью дать держателю обязательства право требовать уплаты ему долга золотом или той или иной ходячей монетой или валютой по курсу валюты Соединенных Штатов, объявляются противнымиобщественным интересам. Настоящим запрещается заключение в дальнейшем обязательств, которые содержали бы вышеуказанные условия или в отношении которых делались бы эти условия. Любые обязательства, данные до или после настоящего постановления, независимо от того, содержат ли они в себе подобные условия или были или не были в их отношении сделаны эти условия, будут считаться погашенными после их оплаты по номиналу в любой ходячей монете или валюте, которая ко времени истечения срока обязательства будет признаваться законной для погашения как общественных, так и частных долгов...» Отмена золотого стандарта (Объединенная резолюция конгресса об отмене золотого обеспечения правительственных обязательств от 5 июня 1933 г Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Девальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным.

Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили  крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара  по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас  был изъят из федеральных резервных  банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. 30 января 1934 г. был  принят Закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото - 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.

Правительство установило жесткие  ограничения банковской деятельности. Законом Глосса-Стигалла (1933) банкам было запрещено совмещать депозитные и инвестиционные функции (для предотвращения спекулятивного и мошеннического вложения частных вкладов в ничем не обеспеченные проекты). Вводилось страхование государством частных банковских депозитов (на сумму до 5 тыс. долл.). Согласно этому закону была создана Федеральная корпорация по страхованию банковских вкладов, в задачи которой входило прекращение спекулятивных операций коммерческих банков.

Было проведено реформирование Федеральной Резервной системы, основного органа правительственного участия в банковской деятельности. По закону 1935 г. ФРС подчинялась совету управляющих, назначаемым президентом, и на нее возлагались полномочия по директивному определению суммы  госрезерва, т. е. в конечном счете  ФРС устанавливала кредитный  процент, облегчая или затрудняя  доступ корпораций к кредиту На протяжении 1933-1934 гг. были приняты несколько  актов по контролю за рынком ценных бумаг. Деятельность бирж, прежде всего  фондовых, была подчинена определенным нормативам. Государственная комиссия по торговле акциями уполномочивалась регистрировать основные и дополнительные выпуски акций корпорациями, тем  самым, разрешая или запрещая этот выпуск. Были разработаны жесткие правила  деятельности для холдинговых компаний (т.е. прибыли которых основывались только на обладании акциями других предприятий).

Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности.

В июле 1933 года Рузвельт добился принятия Закона об оздоровлении национальной промышленности от 16 июля 1933 г. (Закон об оздоровлении национальной промышленности, поощрении здоровой конкуренции, организации полезных общественных работ и достижении некоторых других целей).

В соответствии с данным законом  была создана так называемая Национальная администрация восстановления промышленности (НИРА), которая стала осуществлять принудительное картелирование на основе «кодексов честной конкуренции». Кодексы честной конкуренции» - особые инструктивные акты для отрасли (или подотрасли) промышленности, которые  формулировались предпринимателями, а санкционировались президентом. Кодексы должны были содержать правила  в отношении объемов выпускаемой  продукции, ее цен, порядка сбыта, а  главное - условий найма труда  по отрасли.

Примером такого Кодекса может  служить Кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности от 17 июля 1933 г., который в частности гласил: «Со дня вступления в силу настоящего кодекса о справедливой конкуренции устанавливается, что все предприниматели в хлопчатобумажной текстильной промышленности обязаны выплачивать всем работающим у них по найму лицам, за исключением учеников в течение шести недель их ученичества, рабочих, занятых на очистке хлопка, и сезонных рабочих, минимум заработной платы в 12 долларов в неделю в южном поясе и 13 долларов в неделю в северном поясе за 40 часов работы.

Со дня вступления в силу настоящего кодекса о справедливой конкуренции устанавливается, что предприниматели хлопчатобумажной текстильной промышленности должны планировать работу всех работающих у них по найму лиц, таким образом, чтобы время их работы не превышало 40 часов в неделю, и работу механического оборудования таким образом, чтобы для его обслуживания не требовалось введения более двух смен» Кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности от 17 июля 1933 Принятие кодексов было наиболее принципиальным поворотом во всей истории правового регулирования экономики в США. В ближайшие за принятием закона год-два правительство санкционировало 557 основных и 189 дополнительных «кодексов» по отраслям и объединениям предприятий, где были заняты около 95% промышленных рабочих США. Практически основные стороны экономически промышленной деятельности были поставлены под надзор Национальной администрации восстановления промышленности, обладавшей принудительными полномочиями, в т. ч. по закрытию предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Законодательное закрепление сельскохозяйственной реформы

 

Для выхода из сельскохозяйственного  кризиса 12 мая 1933 г. был принят очень  важный Закон о помощи фермерам («Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве» - закон о смягчении бедственного положения национальной экономики путем повышения покупательной способности сельского хозяйства, о проведении упорядочения ликвидации акционерных земельных банков и проведении других необходимых мер). Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА.

Этот орган «регулировал» цены на сельскохозяйственные продукты, устанавливал объем производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей. «Каждому такому производителю, согласившемуся на уменьшение продукции, министр сельского хозяйства направит, без права его дальнейшей передачи, оптационный контракт о продаже вышеуказанному производителю такого количества хлопка из запасов, находящихся в распоряжении и под контролем министра сельского хозяйства, на которое данный производитель хлопка дал согласие уменьшить его производство... Министр сельского хозяйства уполномочивается:

С помощью заключаемых на основе добровольности соглашений с производителями  или с помощью других методов  принимать меры по сокращению посевных площадей или товарного производства (или того и другого) любого из основных сельскохозяйственных продуктов» Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г В результате этой политики в США были перепаханы миллионы гектаров земли, засеянной хлопчатником и пшеницей, были уничтожены миллионы голов скота, сожжены огромные запасы зерна. И это делалось в то время, когда в стране насчитывались миллионы безработных, не имевших средств к существованию.

Закон о рефинансировании фермерских долгов создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долга. В 1933 году была учреждена также Администрация сельскохозяйственного кредита, которая предоставила кредит главным образом крупным фермерам на сумму в 2 млрд. долларов. Мероприятия правительства Рузвельта в области сельского хозяйства способствовали его концентрации и разорению мелких фермеров. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600тыс.) разорились и были проданы с молотка.

Меры, предусмотренные законом  о помощи фермерам, прежде всего, затрагивали  мелкие фермерские хозяйства, так как  крупные фермеры могли сокращать  посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов. Льготными кредитами могли пользоваться также конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермеры имели  и большую прибыль от повышения  цен. Благодаря этому процесс  концентрации земельной собственности  усилился.

Эти и другие меры в промышленности и сельском хозяйстве были направлены на вывод страны из экономического кризиса.

В 1935 году было начато проведение широкой  программы помощи фермерам. Создана  Администрация по переселению, которая  в начале 1937 г. была преобразована  в Администрацию по охране фермерских хозяйств, в обязанности которой  входило строительство лагерей  для сельскохозяйственных рабочих  и мигрантов, оказание помощи беднейшим  фермерам путем их переселения на более плодородные земли, создание сбытовых кооперативов мелких фермеров и пр.

С подписанием 1 марта 1936 г.Закона о сохранении плодородия почви о квотах для внутреннего рынка открылся второй этап в аграрной политике «нового курса». Цель правительства осталась прежней - поднять цены на продукцию, поставлявшуюся на рынок крупным фермерством, однако способ ее достижения значительно видоизменился. Закон предусматривал выплату премиальных платежей собственникам земли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех культур, которые ее истощали.

Закон о регулировании сельского  хозяйства, подписанный 16 февраля 1938 г., открыл завершающую фазу аграрной политики «нового курса». Сохранив идею улучшения плодородия земли, статут 1938 г. сделал крупный шаг в сторону усиления регулирующих предписаний государства относительно поступления на рынок основных сельскохозяйственных продуктов. Закон 1938 г. вводил концепцию «всегда нормальной житницы» согласно которой поддержание цен в отличие от принципов 1933 г. достигалось не путем уничтожения «излишней» продукции, а с помощью ее хранения, сопровождавшегося выплатами фермерам в счет еще не проданных ими товаров.

Информация о работе Общая характеристика «нового курса» Ф. Рузвельта