Общая характеристика применения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – исследование общей характеристики актов применения права в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику применения права;
- выявить стадии применения права;
- проанализировать акты применения права: виды, отличия, требования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……….............3
Основная часть……………………………………………………………………...……..5
1 Общая характеристика применения права……………………...……………………..5
1.1 Понятие применения права и его признаки…………………………………………5
1.2 Применение права и его признаки…………………………………………………...6
2 Стадии применения права……..………………………………………………………..9
2.1 Установление фактических обстоятельств дела…………………………………….9
2.2 Установление юридической основы дела………………………………………….11
2.3 Вынесение решения по делу………………….……………………………………..13
3 Акты применения: виды, отличия от нормативно-правовых актов и требования к правоприменительной деятельности
3.1 Акты применения права, их виды, их отличия…………………………………….15
3.2 Требования к правоприменительной деятельности……………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Акты применения права, СГА, 2013.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

В юридической науке  и практике они нередко называются главным фактом (или фактом, подлежащим доказыванию).

 Это, например, факт убийства, совершенного гражданином.

Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и  оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется  закон.

Установление фактических  обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств.

Доказательства - данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре.

Причем понятие доказательства охватывает и сами факты, т.е. доказательственные факты, и источники сведений о  доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.

Источники сведений о  фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения.

Например, протокол о  предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом  определена также доступность доказательств.

Например, не допустимы  такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора.

Установление фактических  обстоятельств дела происходит путем  доказывания.

Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществления реконструкции обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права.

Эта стадия правоприменения  имеет большое значение именно в силу того, что она является предварительной стадией.

Например, если в расследовании  уголовного дела сразу не были выявлены все факты и события, имеющие  отношение к возникновению и  развитию правонарушения, то по прошествии времени это будет сделать гораздо сложнее. Чем больше фактов, относящихся к делу, будет выявлено и закреплено на первом этапе, тем легче будет реализовать следующие этапы правоприменения.

 

 

 

 

2.2 Установление  юридической основы дела

 

Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:

а) выбор нормы, подлежащей применению;

б) проверку правильности текста акта, в котором содержится выбранная норма;

в) проверку подлинности  самой нормы и ее действия во времени, пространстве и кругу лиц;

г) уяснения смысла и содержания нормы.

Выбор правовой нормы  для решения дела осуществляется после того как установлен юридический  характер рассматриваемых обстоятельств.

Прежде всего, определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, затем устанавливается вид отраслевого юридического института, охватывающего подобные случаи, а затем уже выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай.

Выбрав правовую норму  необходимо удостовериться в подлинности  текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта.

Здесь же выясняется не внесены  ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме. Затем необходимо произвести «критику» правовой нормы - тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая «критика» подразделяется на "высшую" и "низшую".

"Высшая" критика  относится к самому закону, иному акту.

Выясняется, правомерен ли сам закон, не противоречит ли он закону с более высокой юридической  силой, не приостановлено ли его действие, распространяется ли его действие на время возникновения регулируемых правоотношений, данную территорию и  данных лиц.

Например, не противоречит ли «Закон о простом и переводном векселе» тексту «Единообразного закона»  Женевской конвенции, распространяется ли Закон "О залоге" на граждан  по их частным делам, на коммерческие банки. Если правовой акт не прошел «высшую» критику, применяться он не может.

Так, нельзя применять  норму права, которая хотя и действует  в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые  отношения или прекратились, поскольку "закон обратной силы не имеет". По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу.

"Низшая критика"  касается только законодательного  текста, словесно-документального изложения  юридических норм, когда должны  быть устранены погрешности, допущенные  при напечатании (перепечатывании) текста, т.е. погрешности полиграфического или машинописного характера.

Основное правило здесь - пользоваться официальным текстом  содержащимся в "Собрании", других официальных источниках или, в крайнем  случае, выверенной и завизированной копией официального текста. На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие. На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания).

Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при  решении юридического дела, когда  формулируется итоговый вывод о  юридических нормах, под которые  подпадает данный случай и которые  положены в основу решения.

На последнем этапе данной стадии правоприменительного процесса необходимо уяснить смысл и содержание нормы, или иначе произвести толкование нормы права. Этой деятельностью  занимаются все участники правоотношений, поскольку правовые нормы носят общий, абстрактный характер, а применяются к конкретным случаям.

Но наибольшее значение толкование имеет на этой стадии правоприменительного процесса, поскольку «сам процесс  толкования правовых норм – сложная  мыслительная деятельность, в которой используются и логические приемы мышления, и специальные юридические знания»[7], то есть это деятельность субъективна, и именно здесь может возникнуть опасность ошибки, особенно при толковании нормы права, прямо не относящейся, и ранее не применявшейся для регулирования данного правоотношения в силу, отсутствии в законодательстве конкретной нормы, подходящей к установленным обстоятельствам. Кроме того, на этом этапе нужно попытаться установить все вспомогательные нормы, которые могут помочь в уяснении главной нормы права.

 

 

2.3 Вынесение  решения по делу

 

Решение юридического дела - это завершающая  фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой  умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово".

Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в  документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д.

Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию:

1. Его юридическое значение может состоять в юридической констатации, т.е. признание существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности, в том числе в признании того или иного права за данным лицом или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.

2. После вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения приговора суда, решения органа арбитражного правосудия, которыми наложены взыскания, иная обязанность. Решение юридического дела фиксируется в правоприменительных актах. Они занимают подчиненное положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права.

Среди актов применения права следует различать: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом, и вспомогательные акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

Решение юридического дела - наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

В практической деятельности все три указанных стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях.

Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства  уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические  органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора.

В гражданском процессе - стадии судебной подготовки, судебного  рассмотрения спора, исполнения решения. Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению права - установление фактических обстоятельств, выбор и анализ юридических норм, и решение юридического дела.

 

3 Акты применения: виды, отличия от нормативно-правовых  актов и требования к правоприменительной  деятельности

 

3.1 Акты применения  права, их виды, их отличия

 

Надо отметить, что  итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы и решения, полученные на других двух стадиях правоприменения.

«Правоприменительный акт – это документ, в котором содержится индивидуально–конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела».[8]

Это определение предполагает, что правоприменительный акт  – это документ, но он может быть выражен и словом (например, голосование судьи если в судебном заседании принимает участие более одного судьи), и даже жестом (например, взмах жезлом работника ГИБДД).

Поэтому более подходящим представляется определение В.В. Лазарева: «Правоприменительный акт - государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления».[9]

«Акт правоприменения  является разновидностью понятия "акт  управления" и используется как  для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения  этого действия.

Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности».[10]

Акты применения как  государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь.

Они представляют собой  необходимый и важнейший элемент  правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который  характеризуется определенными  специфическими чертами.

- Во-первых, акт применения  исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации.

- Во-вторых, он носит  конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным  субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими.

- В-третьих, акт применения  права является обязательным  к исполнению. Он обладает юридической  силой – свойством порождать  определенные правовые последствия. Юридическая сила правоприменительного акта базируется на государственно-властных полномочиях принимающего его органа и на юридической силе применяемой нормы права.

- В-четвертых, акт применения  права имеет определенную установленную  законом форму. 

Большинство актов применения права являются актами - документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций.

Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных  актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры  актов-документов, которые упорядочивают  юридическую работу, вносят в нее  необходимую определенность, юридическую и документальную строгость.

Особенности правоприменительных  актов, требования к ним изучаются  в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального  права - уголовного, гражданского, административного.

Наименование акта правоприменения  может совпадать с наименованием нормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других.

Самое главное отличие  состоит в том, что в правоприменительных  актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера.

Информация о работе Общая характеристика применения права