Общая характеристика применения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – исследование общей характеристики актов применения права в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику применения права;
- выявить стадии применения права;
- проанализировать акты применения права: виды, отличия, требования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……….............3
Основная часть……………………………………………………………………...……..5
1 Общая характеристика применения права……………………...……………………..5
1.1 Понятие применения права и его признаки…………………………………………5
1.2 Применение права и его признаки…………………………………………………...6
2 Стадии применения права……..………………………………………………………..9
2.1 Установление фактических обстоятельств дела…………………………………….9
2.2 Установление юридической основы дела………………………………………….11
2.3 Вынесение решения по делу………………….……………………………………..13
3 Акты применения: виды, отличия от нормативно-правовых актов и требования к правоприменительной деятельности
3.1 Акты применения права, их виды, их отличия…………………………………….15
3.2 Требования к правоприменительной деятельности……………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Акты применения права, СГА, 2013.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

«Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение.

Индивидуально-конкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеют обычно разовое значение».[11]

Акты применения права  могут быть самыми различными.

В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

-  по форме можно  выделить: указы, приговоры, решения,  постановления, приказы и т.д.

-  по субъектам их  издающим различаются: 

акты государственных  органов и общественных организаций;

акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов;

акты высших органов  власти и управления и местных  органов;

акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля;

единоличные и коллегиальные.

-  в зависимости  от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные. Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

- Регулятивные акты  направлены на конкретизацию  правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.

- Правоохранительные  акты обеспечивают главным образом  регулятивные отношения, направленные  на охрану прав, свобод и интересов  различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.

По своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные.

- Основные акты - это  акты, которые содержат веление,  выражающее конечное решение  юридического дела (приговор, решение  суда).

- Вспомогательные - это  акты, которые содержат предписания,  подготавливающие издание основных  или же направленные на них  осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на:

- акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);

-  по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;

В соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Такое деление является условным, поскольку один и тот  же акт может вызвать все указанные  последствия;

По тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают:

общего действия;

индивидуальные;

-  по внешней форме  выражения правоприменительные  акты могут быть устными, письменными  и конклюдентными;

По степени отражения нормативного веления в содержании актов:

а) первичные

б) производственные

в) смешанные

По сферам использования:

а) хозяйственные

б) социально-культурные

в) административно-политические.

Любая деятельность плодотворна  и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела.

Выявление эффективности  правоприменительного акта связано  с определением целей издания  данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками.

Полная эффективность  правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие  и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для  общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

 

 

3.2 Требования  к правоприменительной деятельности

 

Правоприменение всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительной деятельности являются:

Обоснованность - это означает, что:

1. Должны быть выявлены  все относящиеся к делу факты;

2. Такие факты должны  быть тщательно и объективно  изучены и признаны достоверными;

3. Все недоказанные  и сомнительные факты не должны  быть приняты во внимание и  отвергнуты.

Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами.

Важность этого требования подтверждается хотя бы тем, что правило, по которому неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, прописано в части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.

Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса.

Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление  закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее  достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании.

Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.

Второй аспект целесообразности в праве - это соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации.

Норма права в силу своего общего характера не может  учесть все особенности каждого  конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать  их.

В пределах содержащий правоприменительный  акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования.

При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

Орган, применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в  то же время действовать инициативно, с максимальным учетом особенностей места и времени исполнения.

Законность - означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядка  рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.

Справедливость - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам общества, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

Справедливость акта применения права - это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества.

От того насколько  убедительно и морально оправдано  решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие.

Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов.

Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего  разрешению, должны обязательно учитываться  при применении права.

Вопрос пересечения  интересов таких требований к  правоприменению, как законность, целесообразность и справедливость, очень интересен.

Например, целесообразность в ряде случаев, может выходить за пределы справедливости.

Так, привлечение лица к административной или уголовной  ответственности может быть законным и справедливым, но нецелесообразным.

Уголовное дело может  быть прекращено в связи с передачей  материалов в комиссию по делам несовершеннолетних или с привлечением лица к административной ответственности.

Даже в рамках одного принципа – справедливости могут возникать противоречия.

Например, принудительное выселение известной латышской  актрисы Вии Артманэ из квартиры в связи с восстановлением  в правах прежних, довоенных хозяев дома, которое наделало много шума в недавнем прошлом, может быть совершенно справедливым с точки зрения закона, но абсолютно несправедливым с точки зрения морали.

Подчеркнем, что здесь речь идет не о законности, она так же соблюдена, а о справедливости с точки зрения закона – восстановление прежних хозяев в правах, незаконно нарушенных ранее.

Таким образом «конфликт  между нормами права и морали вполне возможен и он должен разрешаться  в пользу норм права»[12], так как  справедливость всегда должна находиться в рамках закона.

А частные случаи моральной  несправедливости при формальной справедливости юридической должны, если они приобретают все более массовый характер (указывая на эволюцию правоотношения) вызывать необходимость применения правотворчества по отношению к данному правоотношению.

Если же такие случаи в рамках данного правоотношения носят единичный характер, то они должны решаться возникновением новых правоотношений, например, в случае с Вией Артманэ, администрации города Рига следовало бы выделить заслуженной артистке квартиру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Акт применения права - это индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела.

Итак, мы выяснили, что  применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Она имеет ряд существенных признаков:

Во-первых, применение права  – это деятельность, которую могут  осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.

Во-вторых, применение права  носит государственно-властный характер.

В-третьих, правоприменительная  деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.

В-четвертых, результатом  деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний.

В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.

Три основные стадии правоприменения  – установление фактических обстоятельств  дела, определение юридической основы дела и вынесение решения по делу, имеют результатом вынесение  правоприменительного акта, главное отличие которого от нормативно-правового акта в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера.

На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.

Виды правоприменительных  актов:

По субъектам правоприменения: акты органов законодательной власти; акты органов исполнительной власти; акты органов правосудия; акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности: акты применения норм уголовного права; акты применения норм гражданского права; акты применения норм других отраслей.

По функциональному  признаку: правонаделительные; правообеспечительные; акты-регламентаторы.

По наименованию: приказы; постановления; указания;  представления;  резолюции; указы Президента о награждении, о помиловании; протоколы; решения; разрешения; предупреждения; предписания; приговоры.

По способу принятия: коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии); единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).

Правоприменение должно отвечать таким требованиям, как  законность, справедливость, целесообразность и обоснованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Список использованных источников

Информация о работе Общая характеристика применения права