Общая характеристика происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и права была дискуссионной. Ей посвящено огромное количество исследований, книг, монографий статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом. Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер,1 что создаёт еще одну сложность в изучении теории государства и права, вытекающую из множественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, а истина только одна. Очевидно, в данном случае нужны, не просто ссылки на различные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего соответствуют истинному положению вещей. Поэтому объектом исследования в данной работе станут - основные теории происхождения государства.

Содержание работы

Введение.…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Подходы к происхождению государства………………………… 5
1.1. Возникновение государства как процесс………………..……………….. 5
1.2. Подходы к развитию государству…………... …………………………. 10
1.3. Исторические типы государства…………...…………………………… 13
Глава II. Характеристика основных теорий………………………………19 ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……………………………………... 19
2.1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ…………….. 19
2.2. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ………………… 20
2.3. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ……………………………………………………... 22
2.4. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА…………………………… 23
2.5. ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ…………………... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................

Файлы: 1 файл

курdsdскатяsoft Word.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО РГУПС

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учереждение высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей и сообщения»

Факультет «Экономика управление и право»

Кафедра теории государства и права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Современные проблемы в юриспруденции»

на тему: « Общая  характеристика происхождения государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                 студентка группы ПЮБ-1-005 Бардачева Е.И.

Руководитель:                                             к.ю.н., доцент Антоненко Т.А.

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.…………………………………………………………………….. 3 
Глава I. Подходы к происхождению государства………………………… 5 
1.1. Возникновение государства как процесс………………..……………….. 5 
1.2. Подходы к развитию государству…………... …………………………. 10 
1.3. Исторические типы государства…………...…………………………… 13 
Глава II. Характеристика основных теорий………………………………19 ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……………………………………... 19 
2.1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ…………….. 19 
2.2. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ………………… 20 
2.3. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ……………………………………………………... 22 
2.4. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА…………………………… 23 
2.5. ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ…………………... 25 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 27 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................... 31 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 

 

 

Введение.

 

Вопрос  о причинах и процессе происхождения  государства был и остается ключевым для теории государства и права. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы: «Общая характеристика основных теорий происхождения государства».

Стремление  понять природу государства, его  место и роль в жизни человека заставляло и заставляет  исследователей  анализировать причины и условия его возникновения. Выявление истоков государственности, особенностей её формирования у различных народов во многом позволяет понять различия в функционировании современных государств. Однако единство мнений по проблеме возникновения государства отсутствует.

О значимости исследования этой проблемы для юридической  науки русский ученый-юрист начала XX века Н.И. Лазаревский писал: «Некоторыми  исследованиями этот вопрос о самом происхождении государства считается с научной точки зрения праздным: самого процесса возникновения государственного состояния никто никогда не мог наблюдать, все теории, высказываемые по этому вопросу, не более как догадки. Однако эти теории существуют, имеют своих сторонников, и в этих теориях отражается - и признанием данной теории в значительной мере предопределяется - тот или иной взгляд на самое первооснову государства и на его юридическую природу, и поэтому нам необходимо остановиться если не на всех многочисленных учениях о происхождении государства, то, по крайней мере, на тех, которые являются типичными».

На  протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и  права была дискуссионной. Ей посвящено  огромное количество исследований, книг, монографий статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом. Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер,что создаёт еще одну сложность в изучении теории государства и права, вытекающую из множественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, а истина только одна. Очевидно, в данном случае нужны, не просто ссылки на различные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего соответствуют истинному положению вещей. Поэтому объектом исследования в данной работе станут - основные теории происхождения государства.

Мы считаем, что вопрос о происхождении государства  и права в настоящее время  является актуальным. Актуальным он будет  и в будущем, поскольку, возникнув  на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство  будет неизменным его спутником. Наука может открыть новые факты, сыгравшие решающую роль в возникновении того или иного государства. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными уровнями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Однако, следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества и государства.

При подготовке работы использованы труды Марченко М.Н., Мухаева Р.Т., Головистиковой А.Н., Сырых В.М., Малько А.В., Вишневского А.Ф. и т.д.  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины многообразия теорий происхождения государства. 

В мировой  политической, исторической и правовой мысли не существует единого взгляда на происхождение государства. Мыслители разных времен, да и современные ученые по-разному определяют тип возникновения государства, по-разному объясняют причины возникновения. Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческое, а феодальное государство.                                                                                                           

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.                                                                                       

В научной  литературе вполне оправданно обращается внимание на то, что при рассмотрении проблем происхождения государства и права не следует смешивать два весьма сходных между собой, но в то же время не идентичных вопроса, а именно - вопрос о закономерностях образования государства с вопросом о причинах  его возникновения.                                                       

Наряду  с учениями, представляющими собой  систему воззрений ученых-юристов о государстве и праве или же их совокупности, разработанными ими теоретическими положениями о государстве и праве как таковых вообще, в отечественной и  зарубежной юридической литературе существует множество теорий, касающихся различных сторон данных явлений, включая процесс их возникновения и развития. Каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоёв, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Одной из причин разнообразия подходов к  объяснению происхождения государства считается то, что нельзя видеть далее горизонта своего века, и каждая новая эпоха дает истории новые точки зрения и особенную форму. Другая причина - идейные позиции авторов конкретной теории, научное кредо, которому они следовали, объясняя происхождение государственности у различных народов.    

Множественность в теориях и направлениях, концепциях и школах, пытавшихся сформулировать и отстаивать «единственно правильную» подоплеку событий, приведших к образованию государственно-правовых институтов общества, также вызывается, в частности:

-неадекватностью  философско-идеологических воззрений  их представителей;

-различиями  в развитости той или иной  формы государственности, которая  становилась предметом изучения и обобщения;

-социальной  и политической заданностью учения, т.е. тем, что именно оно стремилось увековечить или оправдать; 

-уровнем развития самой человеческой  цивилизации и степенью ее  общего познания;

-в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими сопредельными соотносящимися с ним процессами.

Обращая внимание на последнее обстоятельство, Г.Ф.Шершеневич не без оснований  сетовал, в частности, по поводу того, что «вопрос о происхождении государства часто смешивается с вопросом «об одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.  
 обосновании государства».  Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод. В этом одна из причин множественности и неоднозначности произрастающих на данной основе теорий.

Уровень развития самой человеческой цивилизации  становится решающим в ныне представленной шкале теорий происхождения государства. Одни из доктринальных представлений давно изжили себя, в то же время являя познавательный интерес для общеюридической  и историко-правовых наук; иные построения продолжают отстаивать неизменность и правоту своих выводов и предложений; третьи утвердились в роли частных теорий, раскрывающих определенные грани процесса формирования государственности; другие же переросли свои прежние рамки, став составной частью интегрированных научных знаний современного общества о государстве.

Вместе  с тем споры о природе государства  и права продолжаются и по сей  день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: теологическую (божественную), патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, органическую, материалистическую (классовую) теории.  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теологическая теория. 

 

Еще в  Древнем Египте, Вавилоне и Иудее  выдвигались идеи божественного  происхождения государства и  права. «Закон нам дал Моисей, наследие обществу Иакова»,- читаем в Библии.

Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и феодальный период. На рубеже XII-XIIIвв. в Западной Европе развивается, например, теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации(церкви) над светской(государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

В середине XIIIв. эту теорию разрабатывал видный представитель  средневековой политической мысли, доминиканский монах, философ-богослов Фома Аквинский(Аквинат)(1225-1274). Теологическую модель происхождения государства связывают именно с его именем, так как он разрабатывал ее на весьма серьезном для своего времени теоретическом уровне. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Теологическая теория происхождения государства изложена Фомой Аквинским  в трактате «О правлении государей». Он перенял положение  из учения Аристотеля о том, что человек по своей природе является «животным общительным и политическим», т.е. стремление человека к созданию государства вполне соответствует его природе, так как индивид в одиночку не может удовлетворять собственные потребности . Государство появляется вследствие изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. Однако в то же время государство представляет собой часть универсального порядка, созданного Богом. Фома Аквинский выдвигает положение о том, что деятельность монарха схожа с деятельностью Бога. Монарх ,подобно Богу, изначально учреждает и устраивает государство и только потом начинает управлять им. Государство- результат божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог. Другой сторонник этой теории Иоанн Златоуст также отмечал, что существование властей- это дело Божьей премудрости и поэтому «должно возносить великую благородность Богу за то, что есть цари, и за то, что есть судии».

Оценивая  эту теорию, созданную в XIIIв., следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в тот исторический период. В более позднее время эту теорию стали откровенно использовать для поддержания неограниченной власти монарха. Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. На сегодняшний день важнейшие постулаты данной теории закреплены, в частности, в официальных доктринах ряда стран, среди которых наиболее последовательно выступают так называемые теократические государства(Ватикан, Саудовская Аравия, Иран и др.).

Информация о работе Общая характеристика происхождения государства