Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:49, курсовая работа
На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и права была дискуссионной. Ей посвящено огромное количество исследований, книг, монографий статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом. Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер,1 что создаёт еще одну сложность в изучении теории государства и права, вытекающую из множественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, а истина только одна. Очевидно, в данном случае нужны, не просто ссылки на различные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего соответствуют истинному положению вещей. Поэтому объектом исследования в данной работе станут - основные теории происхождения государства.
Введение.…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Подходы к происхождению государства………………………… 5
1.1. Возникновение государства как процесс………………..……………….. 5
1.2. Подходы к развитию государству…………... …………………………. 10
1.3. Исторические типы государства…………...…………………………… 13
Глава II. Характеристика основных теорий………………………………19 ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……………………………………... 19
2.1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ…………….. 19
2.2. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ………………… 20
2.3. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ……………………………………………………... 22
2.4. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА…………………………… 23
2.5. ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ…………………... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................
«Ростовский государственный университет путей и сообщения»
Факультет «Экономика управление и право»
Кафедра теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Современные проблемы в юриспруденции»
на тему: « Общая характеристика происхождения государства»
Выполнила:
Руководитель:
Ростов-на-Дону
2013 г.
Введение.………………………………………………………
Глава
I. Подходы к происхождению государства…………………………
5
1.1. Возникновение
государства как процесс………………..………………..
5
1.2. Подходы к развитию государству…………...
…………………………. 10
1.3. Исторические типы государства…………...……………………………
13
Глава II. Характеристика основных
теорий………………………………19 ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА……………………………………...
19
2.1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ……………..
19
2.2. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ…………………
20
2.3. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ……………………………………………………...
22
2.4. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА……………………………
23
2.5. ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ…………………...
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
Введение.
Вопрос о причинах и процессе происхождения государства был и остается ключевым для теории государства и права. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы: «Общая характеристика основных теорий происхождения государства».
Стремление понять природу государства, его место и роль в жизни человека заставляло и заставляет исследователей анализировать причины и условия его возникновения. Выявление истоков государственности, особенностей её формирования у различных народов во многом позволяет понять различия в функционировании современных государств. Однако единство мнений по проблеме возникновения государства отсутствует.
О значимости исследования этой проблемы
для юридической науки русский ученый-юрист
Мы считаем, что вопрос о происхождении государства
и права в настоящее время является актуальным.
Актуальным он будет и в будущем, поскольку, возникнув на определенном
этапе развития общества, в обозримом будущем
При подготовке работы использованы
труды Марченко М.Н., Мухаева Р.Т.,
Головистиковой А.Н., Сырых В.М., Малько
А.В., Вишневского А.Ф. и т.д.
Причины многообразия теорий происхождения государства.
В мировой политической,
исторической и правовой мысли не существует
единого взгляда на происхождение государства.
Мыслители разных времен, да и современные
ученые по-разному определяют тип возникновения государства,
по-разному объясняют причины возникновения.
Среди теоретиков государства и права
никогда не было раньше и в настоящее время
нет не только единства, но даже общности
взглядов в отношении процесса происхождения
государства и права. При рассмотрении
данного вопроса никто, как правило, не
подвергает сомнению такие, например,
общеизвестные исторические факты, что
первыми государственно-правовыми системами
в Древней Греции, Египте, Риме и других
странах были рабовладельческие государство
и право. Никто не оспаривает того факта,
что на территории нынешней России, Польши,
Германии и ряда других стран никогда
не было рабства. Исторически первыми
здесь возникали не рабовладельческое,
а феодальное государство.
Не оспариваются и многие другие исторические
факты, касающиеся происхождения государства
и права. Однако этого нельзя сказать обо
всех случаях, когда речь идет о причинах,
условиях, природе и характере происхождения
государства и права. Над единством или
общностью мнений здесь преобладает разнобой.
В научной литературе вполне оправданно
обращается внимание на то, что при рассмотрении
проблем происхождения государства и
права не следует смешивать два весьма
сходных между собой, но в то же время не
идентичных вопроса, а именно - вопрос
о закономерностях образования государства
с вопросом о причинах его возникновения.2
Наряду с учениями, представляющими собой
систему воззрений ученых-юристов о государстве
и праве или же их совокупности, разработанными
ими теоретическими положениями о государстве и праве как таковых
вообще, в отечественной и зарубежной
юридической литературе существует множество
теорий, касающихся различных сторон данных
явлений, включая процесс их возникновения
и развития. Каждая из них отражает или
различные взгляды и суждения различных
групп, слоёв, классов, наций и других социальных
общностей на данный процесс, или взгляды
и суждения одной и той же социальной общности
на различные аспекты данного процесса
возникновения и развития государства
и права. В основе этих взглядов и суждений
всегда находились и находятся различные
экономические, финансовые, политические
и иные интересы.
Одной из причин разнообразия подходов к объяснению происхождения государства считается то, что нельзя видеть далее горизонта своего века, и каждая новая эпоха дает истории новые точки зрения и особенную форму. Другая причина - идейные позиции авторов конкретной теории, научное кредо, которому они следовали, объясняя происхождение государственности у различных народов.
Множественность в теориях и направлениях, концепциях и школах, пытавшихся сформулировать и отстаивать «единственно правильную» подоплеку событий, приведших к образованию государственно-правовых институтов общества, также вызывается, в частности:
-неадекватностью философско-идеологических
-различиями в развитости той или иной формы государственности,
-социальной и политической заданностью
-уровнем развития самой
-в преднамеренном или
Обращая внимание на последнее обстоятельство,
Г.Ф.Шершеневич не без оснований сетовал,
в частности, по поводу того, что «вопрос
о происхождении государства часто смешивается
с вопросом «об одной и той же социальной
общности на различные аспекты данного
процесса возникновения и развития государства
и права.
обосновании государства». Не то важно,
каково было в действительности государство,
а как найти такое происхождение, которое
способно было бы оправдать заранее предвзятый
вывод. В этом одна из причин множественности
и неоднозначности произрастающих на
данной основе теорий.
Уровень развития самой человеческой цивилизации становится решающим в ныне представленной шкале теорий происхождения государства. Одни из доктринальных представлений давно изжили себя, в то же время являя познавательный интерес для общеюридической и историко-правовых наук; иные построения продолжают отстаивать неизменность и правоту своих выводов и предложений; третьи утвердились в роли частных теорий, раскрывающих определенные грани процесса формирования государственности; другие же переросли свои прежние рамки, став составной частью интегрированных научных знаний современного общества о государстве.
Вместе с тем споры о природе
Теологическая теория.
Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. «Закон нам дал Моисей, наследие обществу Иакова»,- читаем в Библии.
Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и феодальный период. На рубеже XII-XIIIвв. в Западной Европе развивается, например, теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации(церкви) над светской(государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».
В середине XIIIв. эту теорию разрабатывал видный представитель средневековой политической мысли, доминиканский монах, философ-богослов Фома Аквинский(Аквинат)(1225-1274). Теологическую модель происхождения государства связывают именно с его именем, так как он разрабатывал ее на весьма серьезном для своего времени теоретическом уровне. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Теологическая теория происхождения государства изложена Фомой Аквинским в трактате «О правлении государей». Он перенял положение из учения Аристотеля о том, что человек по своей природе является «животным общительным и политическим», т.е. стремление человека к созданию государства вполне соответствует его природе, так как индивид в одиночку не может удовлетворять собственные потребности . Государство появляется вследствие изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. Однако в то же время государство представляет собой часть универсального порядка, созданного Богом. Фома Аквинский выдвигает положение о том, что деятельность монарха схожа с деятельностью Бога. Монарх ,подобно Богу, изначально учреждает и устраивает государство и только потом начинает управлять им. Государство- результат божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог. Другой сторонник этой теории Иоанн Златоуст также отмечал, что существование властей- это дело Божьей премудрости и поэтому «должно возносить великую благородность Богу за то, что есть цари, и за то, что есть судии».
Оценивая эту теорию, созданную в XIIIв., следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в тот исторический период. В более позднее время эту теорию стали откровенно использовать для поддержания неограниченной власти монарха. Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. На сегодняшний день важнейшие постулаты данной теории закреплены, в частности, в официальных доктринах ряда стран, среди которых наиболее последовательно выступают так называемые теократические государства(Ватикан, Саудовская Аравия, Иран и др.).
Информация о работе Общая характеристика происхождения государства