Общая теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Недемократический режим характеризуется отсутствием действительного участия населения в осуществлении государственной власти, сосредоточенностью всей полноты государственной власти в руках одного лица или коллегиального органа, представляющего интересы правящей верхушки, всепроникающим и детальным государственным контролем материальной и духовной жизни общества, бюрократическим всевластием чиновничьего госаппарата по отношению к личности, верховенством государственной целесообразности над законностью и правом

Файлы: 1 файл

Общая ТГП.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Амбарцумян Артем, гр.иЭ1-033

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Задание 1.

Дайте определение понятиям:

 

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения.

 

Правовое  государство - это правовая форма организации и деятельности

публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как

субъектами права. Т.е. правовое государство это государство в своей деятельности подчиненное закону (всей совокупности нормативных актов)

 

Форма государства – это территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей.

 

Форма правления – это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней

Различают монархические  формы правления (монархии) и республиканские (республики).

 

Монархия - форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит полностью, частично или номинально (т. е. только «на бумаге») единоличному правителю (обычно наследственному).

 

Республика - это форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

 

Форма территориального устройства – это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

 

Форма государственного режима – это способ реализации государственной власти, проявляющийся в том, кем и каким образом она осуществляется. Виды:

Демократический режим характеризуется реальным участием населения в осуществлении государственной власти через представительную и непосредственную формы демократии, ее институты, политическим курсом государства на предоставление гражданам широкого спектра реальных экономических, политических, личных прав и свобод, связанных с предпринимательством, свободой договоров, торговли, плюралистическим характером политической системы, идеологическим плюрализмом, защищенностью личности правоохранительной системой от чиновничьего произвола, беззакония.

 

Недемократический режим характеризуется отсутствием действительного участия населения в осуществлении государственной власти, сосредоточенностью всей полноты государственной власти в руках одного лица или коллегиального органа, представляющего интересы правящей верхушки, всепроникающим и детальным государственным контролем материальной и духовной жизни общества, бюрократическим всевластием чиновничьего госаппарата по отношению к личности, верховенством государственной целесообразности над законностью и правом

Среди недемократических  режимов различают авторитарный (например, режим военной хунты, партийно-государственной  номенклатуры) и тоталитарный (фашистский, коммунистический).

 

 

Задание 2.

Заполните схему: «Основные  признаки государства».


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 


 

Задание 3.  Заполните таблицу: «Функции государства». 

 

 

Функции государства

Внутренние функции

Внешние функции

1) экономическая, которая сводится  к формированию и исполнению  бюджета, определению стратегии  экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;

1) экономическое сотрудничество  с другими странами;

2) социальная, которая выражается  в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;

2) оборона страны от нападения  извне, охрана государственных  границ;

3) правоохранительная, которая направлена  на укрепление правопорядка и  законности в государстве;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;

4) культурно-просветительная, призванная  обеспечить культурный и образовательный  уровень граждан, свойственный  цивилизованному обществу, создать  условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

4) борьба за мир и мирное  существование;

 

5) научно-техническое и культурное  сотрудничество с другими странами;

 

6) взаимодействие с другими странами  по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.


 

 

Задание 4.

Дайте определение понятию «государственный орган» и выделите его признаки.

Орган государственной  власти – это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Признаки:

1) порядок создания  и деятельности государственного  органа, его компетенция, внутренняя  организация закрепляются государством  в правовых нормах;

2) государственный орган  обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения;

3) государственный орган  осуществляет задачи и функции,  возложенные на него государством;

4) государственный орган  является организационно обособленной  частью системы органов государственной  власти.

 

 

Задание 5.

Заполните таблицу: «Классификация органов государственной власти»:

Классификация органов  государственной власти:

Критерий

Виды

1. По видам государственной деятельности:

- представительные (законодательные  учреждения, местные органы власти  и самоуправления)

- судебные (конституционный суд,  система органов правосудия)

- исполнительные (глава государства,  глава правительства, министерства, местные исполнительные органы)

2. По порядку осуществления компетенции:

- коллегиальные

- единоначальные

3. По территории действия:

- федеральные органы

- органы субъектов РФ

- территориальные органы

4. По характеру полномочий:

- органы общей компетенции

- органы специальной компетенции

5. По порядку формирования:

- первичные, т.е. избираемые непосредственно  населением

- производные, которые формируются  первичными

6. По структуре и способу организации:

- простые

- сложные

7. По срокам полномочий:

- временные

- постоянные


 

 

Задание 6.

Заполните схему: «Система государственных органов». 

 

     
 

Задание 7. Заполните таблицу: «Сравнительная характеристика форм государственного устройства»:

 

«Сравнительная  характеристика форм государственного устройства»

Формы рабовладельческого государства

Формы феодального государства

Формы капиталистического государства

Монархия

Аристократическая республика

Демократическая республика

Монархия

Аристократическая республика

Конституционная монархия

Буржуазная республика

Характерными особенностями  рабовладельческой монархии являются жестокая централизация и концентрация всей государственной власти в руках наследственного монарха, сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства. Рабовладельческие монархии имели свои разновидности. Такие как восточная деспотия (Вавилон, Египет, индия и др.) и монархическая форма (государства древнего Рима).

 

При деспотической форме  правления царь или фараон выступал как крупный собственник. Он имел огромные земельные угодья, здания. Рабов. Выполняя функции единоличного правителя. Роль верховного руководителя ирригационными сооружениями и всем хозяйством страны, царь связывал как высший собственник в стране воедино все звенья политического и хозяйственного механизма страны. Постоянной опорой во всей деятельности царя был огромный военно-бюрократический аппарат, армия, полиция, чиновничество, жрицы. Последние, широко используя ограниченность сознания масс, скованность их традициями первобытнообщинного строя и сильную их подверженность влиянию их со стороны родоплеменной знати и вождей, усиленно насаждали и развивали культ фараона (царя).

 

Власть монарха в  условиях Восточной деспотии формально  была неограниченной. Но, в действительности она была ограниченной интересами и  влиянием военно-чиновничьей знати  и жрецов.

 

В большинстве рабовладельческих государств Древнего Востока ограничение власти царя носило не формально - юридический, а фактический характер.

Существовала в Риме с VI-I в. до н.э. Органами государственной  власти считались народные собрания, но решения его нуждались некоторое время в утверждении Сенатом, который состоял из представителей земельной, торговой и военной аристократии, избирался не демократическим путем - консулами. Сенат обладал значительными полномочиями в различных сферах государственной деятельности. В области законодательной, Сенат обладал в ряде случаев правом полной отмены или временного приостановления действия законов. В административной области он обладал полномочиями на издание общих распоряжений, касающихся укрепления общественного порядка, внутренней и внешней безопасности государства, религиозных культов, вопросов войны и мира. В области финансовой деятельности Сенат мог распоряжаться государственной казной, составлять планы государственных и военных расходов, устанавливать обычные и -дополнительные налоги, а так же Сенат имел право в определенных случаях на учреждение диктатуры и предоставление чрезвычайных полномочий лицу - диктатору.

Примером является  Афинское государство, в формировании ее высших государственных органов  принимали участие не только представители господствующего класса рабовладельцев, но и свободные граждане. Высшими органами власти было Народное собрание. Оно принимало законы и издавало постановления по ряду частных проблем, решало вопросы войны и мира, заключало или расторгало союзы с другими государствами, рассматривало заявления о государственных преступлениях и выступало в качестве судебной инстанции. На деятельность Народного собрания оказывало влияние - Совет пятисот. Этот Совет избирался на один год. Он контролировал деятельность должностных лиц, проводил решения, принятые Народным собранием в жизнь.

Порядок формирования государственных  органов в Афинах свидетельствует  о демократизме государства, но это  очень узкоклассовый демократизм. Он исключал от участия в общественно - политической жизни, граждан младше 20 лет, бывших рабов и других членов Афинского общества.

Раннефеодальная монархия (VI-IX в.)

Ее отличительными особенностями  являлись: слабость центральной короролевской  власти; наличие в каждой стране самостоятельных или полу самостоятельных государств, княжеств или герцогств; слабая связь и практическая независимость крупных феодалов от центральных государственных органов.

 В политической  и общественной жизни строго  проводился принцип иерархического  подчинения.

Во многих феодальных государствах (в ряде англосаксонских государств, Франции) королевская власть долгое время была выборной и за убийство короля предусматривалась такая же мера наказания, как и за архиепископа. Важные дела король рассматривал с участием «Совета мудрых» (витанагемота). Королевская власть ограничивалась властью крупных феодалов, не желавших даже юридически признавать ее и выступавших против усиления ее влияния.

Сословно-представительная монархия.

(Англия с XIII в. - XIV в., во Франции - с XIV-XV в., в Польше - с XIV-XV в.)

Характерной особенностью данной формы правления было значительное усиление центральной государственной  власти. Наряду с относительно сильной  властью монарха, опиравшегося на мощную армию и широко разветвленный  полицейский аппарат, существовали представительные различные органы. В Росси такими органами были земские соборы, в Англии - парламент, в Польше - общегосударственный вольный сейм, во Франции - Генеральные штаты и т. д. Сословно-представительные органы ограничивали власть монарха, который вынужден, был считаться с мнением и решениями входящих в них представителей духовенства и дворян.

Абсолютная  монархия.

(В Англии-с XVI-XVII в., в о Франции - XVI-XVIII в., в Германии - с XVII-XVIII в., в России - при Петре  I и Екатерине II).

Абсолютная монархия характеризуется чрезмерным усилением единоличной власти монарха и значительным ослаблением или полной утратой прежней роли сословно-представительных органов.

Высшими органами власти и управления были городские советы, в состав которых входили в основном представители городской знати. Каждый город - республика имел свое: войско, во главе которого нередко стоял приглашенный князь; городские трибуналы, управленческий аппарат, обычаи и законы, суверенную власть и денежную систему. Решающее место в управлении государства принадлежала советам

Она является результатом  эволюции абсолютной монархии, при  котором верховная власть принадлежит  неограниченно царю, результатом  приспособления данного феодального  института к изменившимся условиям, к интересам нового господствующего класса - буржуазии.

 

Конституционная монархия делится на 2 вида:

 

1)парламентарную;

2) дуалистическую.

При конституционной  монархии законы принимаются парламентом, в силу чего конституционную монархию нередко называют парламентарной, и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же, как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх не отказывает в подписании принятых парламентом законопроектов.

Правительство, согласно конституционным положениям, несет  ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Существование  парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над феодалами. В настоящее время парламентарная монархия существует в Великобритании, Бельгии, Дании, Швеции и ряде других капиталистических стран.

Разновидностью конституционной  монархии является дуалистическая монархия. В дуалистических монархиях правительство  формируется независимо от партийного состава в парламенте и не несет парламентской ответственности. При данной форме правления власть носит двойственный (дуалистический) характер. Она юридически и фактически разделена между правительством, формируемым и ответственным перед монархом, и парламентом. Наследственный монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии. Существование дуалистической монархии свидетельствует о слабости буржуазии в данной стране, о вынужденном делении государственной власти с феодалами. Дуалистическая монархия существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), в Эфиопии, Иране и других странах.

Высшей формой правления  буржуазного государства считается  республика. Она выступает как  законченная в формально-юридическом смысле, наиболее прогрессивная и демократическая форма правления. Буржуазная республика подразделяется на два основных вида: парламентскую и президентскую республику.

 

Отличительными чертами  парламентской республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентской республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентские республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

 

Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства, внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства, ответственность правительства перед президентом, сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической власти; отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству. Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.


 

 

 

Задание 8. 

Заполните схему: «Современные формы государственного устройства и их признаки».


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 9.

 

Дайте определение понятиям:

 

Право – это система норм (привил поведения), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений при решении соответствующих юридических дел. Иными словами, право в объективном смысле - это массив регулирующих общественные отношения норм, представляющих собой объективированный результат волеизъявления правотворческих органов, а также совокупность правил поведения, применение которых (например, некоторых обычаев) при регулировании общественных отношении санкционируется государством.

 

Норма права - это устанавливаемые и охраняемые от нарушений государством общеобязательные правила поведения, указывающие на права и обязанности участников регулируемых отношений. Они являются государственными регуляторами поведения, так как в них выражается государственная воля. Все нормы права, установленные конкретным государством, вместе взятые, образуют право в целом (позитивное право).

 

Структура нормы права:

Структура нормы права  – внутреннее строение нормы и  связь ее элементов, таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

 

Существует  три основные структуры правовой нормы:

1.Юридическая;

2.Логическая;

3.Социологическая;

Юридическая структура  состоит из трех взаимосвязанных  элементов:

1.Гипотезы,

2.Диспозиции;

3.Санкции;

 

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

 

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции  бессильна.

 

 

Правовая  система - это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).

Информация о работе Общая теория государства и права