Общая теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Недемократический режим характеризуется отсутствием действительного участия населения в осуществлении государственной власти, сосредоточенностью всей полноты государственной власти в руках одного лица или коллегиального органа, представляющего интересы правящей верхушки, всепроникающим и детальным государственным контролем материальной и духовной жизни общества, бюрократическим всевластием чиновничьего госаппарата по отношению к личности, верховенством государственной целесообразности над законностью и правом

Файлы: 1 файл

Общая ТГП.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

Виды  правовых систем:

а) романо-германского  типа;

 

б) англосаксонского типа;

в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

 

Нередко используют несколько  иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

В правовых системах романо-германского  типа в правовой жизни общества (преимущественно  в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в  правовой жизни общества ведущей  является правовая идеология. В современных  мусульманских государствах это  религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

 

Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Иными словами, система  права - это упорядоченное множество  всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам.

 

Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

 

Виды  отраслей права:

  1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы из которых нужно выделить и поставить над всей системой отраслей – других профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую отрасль всей системы – конституционное право;
  2. Материальные отрасли – гражданское право, административное право, уголовное право;
  3. Процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право;
  4. Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества - трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право;
  5. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей - хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право

 

Источник  права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

 

Виды  источников права:

 

 

Задание 10.

Заполните таблицу: «Понятие, признаки и виды юридической ответственности»:

 

Юридическая ответственность

Понятие

Признаки

Виды

Предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу вступившим в силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление.

- носит принудительный, личный  характер;

- установлена в уголовном законе;

- осуществляется от имени государства  и по приговору суда;

- влечет отрицательные последствия  для правонарушителя.

Уголовная

Это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за совершенные административные правонарушения.

1. Основанием административной ответственности служит административное правонарушение (проступок), посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободу граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

2. К виновным применяется система  административных взысканий.

3. Нормативным основанием административной  ответственности является Кодекс  об административных нарушениях РФ (КоАП), а также иные законодательные акты РФ.

4. Определен строгий перечень  органов, налагающих административные  взыскания: суды, народные судьи,  органы государственного управления, профсоюзные инспекции, районные  комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел и государственные инспекции.

Административная

Это санкция за правонарушение, вызывающая для нарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей

1) она представляет собой правоотношение, возникающее между правонарушителем (обязанное лицо) и лицом, чье  право нарушено (управомоченное  лицо). Государство не является  участником этого правоотношения;

2) стороны гражданского правоотношения могут самостоятельно, в рамках, предусмотренных законом, устанавливать меры и размер ответственности;

3) обязанность, составляющая содержание  ответственности, может быть исполнена  правонарушителем добровольно (например, должник по требованию кредитора возмещает убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства);

4) реализация мер ответственности  обеспечивается государственным  принуждением, однако привлечение  к ответственности возможно только  по инициативе лица, чье право  нарушено. Суд по собственной инициативе не может возбудить гражданское дело о привлечении правонарушителя к ответственности;

5) гражданско-правовая ответственность  носит имущественный характер, она  не направлена на личность  правонарушителя, в отличие от  уголовной, административной ответственности;

6) она выполняет в первую очередь  компенсационную функцию, т.е.  имеет целью устранение неблагоприятных  последствий у потерпевшего за  счет нарушителя. ГК РФ закрепляет  принцип полного возмещения причинения  вреда, отступления от которого возможны в случаях, предусмотренных законом. При этом нельзя недооценивать и предупредительную функцию гражданско-правовой ответственности, так как она играет важную роль в предупреждении гражданских правонарушений.

Гражданская

Это применение на основе юридических норм в процессе исполнительно-распорядительной деятельности субъектами дисциплинарной (линейной) власти принудительных мер к подчиненным в связи с совершением дисциплинарных (а в установленных специальными нормами случаях и иных) правонарушений.

Дисциплинарное принуждение в  отношении определенной категории  субъектов регламентируется той  отраслью права, которая целиком  или в основном регулирует отношения  администрации коллектива с ее членами. Так, применительно к рабочим  и служащим действует трудовое право, применительно к заключенным — уголовно-исполнительное.

1. Меры дисциплинарно-правового  принуждения применяются чаще  всего в связи с дисциплинарными  проступками, но могут быть  использованы и для борьбы  с другими нарушениями и  даже аморальными деяниями.

2. Дисциплинарно-правовое принуждение,  будучи внесудебным, — разновидность  исполнительно-распорядительной деятельности. Когда речь идет об органах  исполнительной власти, это очевидно. Но и прокурор, объявляющий выговор  подчиненному работнику, осуществляет не прокурорский надзор.

3. Дисциплинарно-правовое принуждение  осуществляют все работодатели, а значит, и органы негосударственных  (муниципальных и частных) организаций  в отношении работающих в них  граждан. Таким правом, в частности, наделены коллегии адвокатов, профсоюзные комитеты, руководители коммерческих организаций. Они делают это на основе норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям. Можно утверждать, что государство делегировало администрациям муниципальных и частных организаций право применять к работникам этих организаций меры дисциплинарного принуждения.

4. Дисциплинарно-правовое принуждение  может осуществляться только  в отношении членов устойчивых  коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, служащих, военнослужащих, студентов, заключенных и т. д.).

5. Названный выше признак обусловливает  содержание дисциплинарного воздействия,  для которого характерно широкое  использование морально-правовых  мер воздействия (например, выговоров).

6. Дисциплинарно-правовое принуждение  осуществляется субъектами дисциплинарной  власти. Обычно ее имеют субъекты  линейной власти, руководители коллективов.  Исключения из этого правила  установлены нормами, предоставившими дисциплинарную власть в отношении военнослужащих начальнику и коменданту гарнизона, а также некоторыми другими актами, действующими на транспорте.

7. Дисциплинарное принуждение регламентировано  несколькими отраслями права:  трудовым, административным, уголовно-исполнительным. В основном оно регулируется законодательными актами, но в ряде случаев правительственными постановлениями и даже ведомственными актами.

8. Меры дисциплинарного воздействия  применяются только к конкретным  лицам. Дисциплинарное принуждение не только персонифицировано, но и индивидуализировано. В его рамках существует множество санкций и процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц. Так, можно выделить особые санкции, применяемые к солдатам и матросам, офицерам и генералам, студентам и аспирантам.

Дисциплинарная


 


Информация о работе Общая теория государства и права