Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:41, контрольная работа
В данной контрольной работе рассматриваются: понятие права и нормы права, виды и структурные элементы норм права; понятие и виды источников (форм) права, виды нормативных правовых актов, аналогия закона и аналогия права; понятие и элементы правоотношения, правоотношения и юридическая ответственность.
Основными целями контрольной работы являются: изучение и уяснение понятия права в объективном смысле, понятия, видов и структурных элементов нормы права; познание форм выражения норм права; анализ понятия и элементов правоотношения.
Введение.....................................................................................................................3
1 Общая теория права...........................................................................................4
1.1 Право и нормы права.........................................................................................4
1.2 Источники (формы) права……….................................................................9
1.2.1 Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………………12
1.2.2 Аналогия закона и аналогия права……………………………………….16
1.3 Правоотношение…………………..............................................................17
1.3.1 Юридические факты и юридическая ответственность………………….19
Заключение………………………….................................................................22
Задача…….………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………..24
2) Диспозитивными являются большинство норм гражданского и других отраслей частного права. Диспозитивная норма, устанавливая в своей императивной части определенную общую модель поведения участников правоотношения (в том числе общее правило распределения между ними прав и обязанностей), в диспозитивной части дает возможность участникам в силу другого закона или собственного соглашения сформировать иную модель поведения. Эта возможность регулировать иначе свои взаимоотношения на базе не только иного закона, но и, что важнее всего, соглашения сторон, заметно отличает диспозитивные нормы права от императивных, придает им особую ценность в имущественных, в том числе предпринимательских отношениях. Примером диспозитивной нормы может служить норма ст. 211 ГК, в силу которой «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором».
1.2 Источники (формы) права.
Под источниками или формами права понимают то, в чем внешне выражаются нормы права. Существует пять видов источников:
1) Конституция государства.
2) Нормативные правовые (или просто правовые) акты, которые делятся на внутренние (национальные) и международные. Это национальные законы, акты правительств, иных органов государственного управления и органов местного самоуправления, а также межгосударственные конвенции, договоры, соглашения. Примеры: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.
Будучи одними из самых распространенных источников права, национальные (внутренние, внутригосударственные) нормативные правовые акты делятся на виды в зависимости от их юридической силы, а последняя зависит от уровня государственного органа, принявшего соответствующий акт.
По данному критерию различают:
а) Законы. Законы как нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимают высшие органы представительной (т.е. законодательной) власти страны, а в федерациях - высшие федеральные органы: Конгресс США, Бундестаг ФРГ, Федеральное Собрание России и т.д.
Законы делятся на:
- основные (конституции)
- конституционные (т.е. те, которые подробно регламентируют конкретные нормы конституции)
- просто законы (типа ГК, законов «О развитии малого и среднего предпринимательства», «Об образовании», «О государственной границе» и др.)
б) Подзаконные нормативные правовые акты – это:
- указы (декреты и т.п.) Президента страны
- постановления правительства (совета министров, кабинета министров)
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (инструкции, приказы и т.п.). Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. №663 (СЗРФ, 2006, №47, ст. 4894) Министр обороны РФ своим приказом от 2 октября 2007 г. №400 (рег. №10454 от 12 ноября 2007 г.) утвердил Инструкцию по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе (РГ, 19 декабря 2007 г.).
в) Законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов федераций и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. В странах с федеративным устройством отдельные виды образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов федераций: штатов США, земель ФРГ, графств Англии, провинций Франции, республик, краев и областей Российской Федерации. Самостоятельный вид во всех странах составляют нормативные правовые акты органов местного самоуправления (решения, постановления, приказы и т.п. акты).
Все подзаконные нормативные правовые акты и акты органов местного самоуправления должны соответствовать законам, а в федерациях, кроме того, законы субъектов федераций должны не противоречить федеральным законам.
Международные нормативные правовые акты - это различные международные договоры, соглашения, конвенции. В их числе: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Женевская конвенция о переводном и простом векселе 1930 г. и многие другие. Обычно их нормы действуют непосредственно или переводятся (имплементируются) в нормы национальных нормативных правовых актов.
3) Судебные и административные решения (прецеденты) исторически до сих пор служат важным источником права в странах англо-американской (англо-саксонской) системы права, т.е. в странах так называемого Common Law (Общего права). Прецедент - это судебное или административное решение, используемое для решения других споров при аналогичных условиях. В Англии, США и других странах «общего права» прецеденты систематизируются и публикуются в виде сборников.
4) Обычаи (обыкновения, обычаи делового оборота) - наиболее древний источник права. Многие обычаи были сведены воедино и выражались в таких актах, как Русская правда, Салическая, Саксонская правды. Одним из обычаев является, например, обычай при разводе супругов оставлять ребенка с матерью. В условиях свободного рынка товаров, работ и услуг в предпринимательских отношениях широко применяются обычаи делового оборота. В силу п. 1 ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».
5) Общепризнанные принципы и нормы международного права (например, свободы торговли, мореплавания и т.п.).
1.2.1 Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативных правовых актов во времени. Нормативные правовые акты по общему правилу не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Так, согласно п. 1 ст. 4 ГК действие актов гражданского законодательства распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. При этом по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК).
Данные правила применяются и к договорным отношениям. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии с п. 2 ст. 422 ГК, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В уголовном праве преступность и наказуемость деяния также определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния (п. 1 ст. 9 УК). Причем уголовный закон имеет обратную силу, лишь если он устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление. Такой закон распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до его вступления в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (п. 1 ст. 10 УК). Сходные правила предусматривает ст. 9 Кодекса об административных правонарушениях.
Законы и другие нормативные правовые акты действуют со дня их введения в действие (вступления в силу) до дня прекращения их действия (утраты силы). Дата введения конкретного нормативного правового акта указывается в нем самом или в другом акте либо определяется общим актом. Например, федеральные конституционные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием указанных законов считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (п. 4, 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» с последующими изменениями и дополнениями). Законы могут быть опубликованы также в иных печатных изданиях или доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи и распространены в машиночитаемой форме.
В соответствии с данными правилами пунктом 1 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что данный закон «вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его опубликования». Следовательно, закон вступил в действие 30 января 1998 г. Крупные законы обычно вводятся в действие другими законами, предусматривающими иногда различные сроки введения в действие отдельных положений. Например, Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ввел в действие часть первую ГК в целом с 1 января 1995 г. Однако глава 4 ГК о юридических лицах (ст. 48-123) была введена ранее - со дня официального опубликования части первой ГК (8 декабря 1994 г.). Напротив, введение в действие главы 17 ГК, посвященной праву собственности и другим вещным правам на землю, было отложено до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Часть третья Гражданского кодекса РФ (ст. 1110-1224) введена в действие с 1 марта 2002 г. Федеральным законом от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (Российская газета, 28 ноября 2001 г.). Принятая Законом от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ Часть четвертая Гражданского кодекса вступила в действие только с 1 января 2008 г. (Российская газета, 22 декабря 2006 г.). Еще более поздний срок был установлен для вступления в силу федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (РГ, 30 июля 2002 г.). Данный закон вступил в силу (в основном) лишь с 1 января 2004г.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». В такой же срок вступают в силу акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно- техническим центром правовой информации «Система».
Нормативные правовые акты
федеральных органов
Во многие законы в период их действия вносятся изменения и (или) дополнения. Например 5 февраля 2007 г. был принят Закон № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (РГ, 9 февраля 2007 г.).
Прекращение действия законов и иных нормативных правовых актов определяется, как правило, путем их отмены другим законом (иным актом). Например, Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», введший в действие часть четвертую ГК с 1 января 2008 г., одновременно признал утратившим силу с этой даты Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
Другой пример - Законом от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», признан утратившим силу со дня официального опубликования данного закона (т.е. с 17 июня 2003 г.) Закон РСФСР от 22 ноября 1999 г. №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Действие нормативных правовых актов в пространстве по общему правилу предполагает обязательность их применения и соблюдения в границах территории, на которую распространяется власть органа, принявшего соответствующий акт - т.е. территории либо всей Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципального образования.
Действие по кругу лиц означает распространение положений соответствующих нормативных правовых актов на определенные категории лиц (или субъектов) по принципу их гражданства (российские, иностранные), занятия определенной деятельностью (предприниматели), возраста физических лиц (несовершеннолетние) и т.д.
1.2.2 Аналогия закона и аналогия права.
В повседневной практике
складывающиеся общественные
Аналогия закона - это применение к отношениям, не урегулированным законом, положений закона, регулирующего сходные отношения. Аналогия закона допускается не всеми отраслями права. Она применяется прежде всего и главным образом в отраслях частного права. Например, согласно п. 1 ст. 6 ГК в случаях, когда какие-либо отношения, образующие предмет гражданского права (п. 1, 2 ст. 2 ГК), прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.
Применение по аналогии уголовного, финансового и т.п. публичного законодательства не допускается. Преступность, к примеру, уголовного деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ст. 3 УК).