Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:54, реферат
Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.
Теория общественного договора сформировала главный принцип в важной исторической идее, что легитимный государственный орган должен быть получен из согласия управляемых. Исходное положение для большинства этих теорий — эвристическое исследование условий человеческого существования, отсутствующих в любом организованном общественном строе, которые обычно называют «естественным состоянием». В этих условиях действия человека связаны только с его личной властью, ограниченной совестью, и без противодействия. Из этого общепринятого исходного положения различные сторонники теории общественного договора по-разному пытаются объяснить, почему в разумном личном интересе человека добровольно отказаться от свободы, которой каждый обладает в естественном состоянии, чтобы получить преимущества политического порядка.
Введение
1 Общий взгляд
2 Предыстория
3 Философы
4 Распространение теории общественного договора в Европе в XVII-XVIII веках. Взгляды Томаса Гоббса, Жана Жака Руссо и Джона Локка на эту теорию.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1 Общий взгляд
2 Предыстория
3 Философы
4 Распространение теории общественного
договора в Европе в XVII-XVIII веках. Взгляды
Томаса Гоббса, Жана Жака Руссо и Джона
Локка на эту теорию.
Заключение
Список литературы
Введение
Общественный
договор (социальный контракт) — социально-экономическая
теория, объясняющая происхождение
гражданского общества, государства, права
как результат соглашения между
людьми. Понятие общественного договора
подразумевает, что люди частично откажутся
от суверенитета и передадут его
правительству или другой власти,
чтобы получить или поддержать общественный
строй через господство права. Общественный
договор означает соглашение управляемыми
на наборе правил, по которым ими управляют.
Теория общественного
договора сформировала главный принцип
в важной исторической идее, что
легитимный государственный орган
должен быть получен из согласия управляемых.
Исходное положение для большинства этих
теорий — эвристическое исследование
условий человеческого существования,
отсутствующих в любом организованном
общественном строе, которые обычно называют
«естественным состоянием». В этих условиях
действия человека связаны только с его
личной властью, ограниченной совестью,
и без противодействия. Из этого общепринятого
исходного положения различные сторонники
теории общественного договора по-разному
пытаются объяснить, почему в разумном
личном интересе человека добровольно
отказаться от свободы, которой каждый
обладает в естественном состоянии, чтобы
получить преимущества политического
порядка.
Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали очень отличающиеся выводы из этого исходного положения. Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации Независимости как символ соблюдения Демократии, и позже был возрождён мыслителями, такими как Джон Роулз.
Согласно Томасу Гоббсу, человеческая жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой» без политической власти. Без нее мы жили бы в естественном состоянии, где у каждого есть неограниченные естественные свободы, включая «право на все» и, соответственно, свободу вредить всем, кто угрожает нашей собственной жизни; была бы бесконечная «война всех против всех» (Bellum omnium contra omnes). Чтобы избежать этого, свободные люди устанавливают политическое общество, то есть гражданское общество через общественный договор, в котором каждый получает выгоду от гражданских прав взамен подчинению гражданскому кодексу или политической власти.
Нарушение общественного
договора
Общественный
договор и полученные при этом
гражданские права, не являются ни «естественными
правами», ни фиксируются навсегда.
Скорее сам договор это способ
достижения результата — пользы для
всех — и (согласно некоторым философам,
таким как Локк или Руссо) который
будет законным до той степени, пока
находит общий интерес («общее желание»
у Руссо). Поэтому, когда в договоре
обнаруживаются недостатки, он повторно
обсуждается для изменения
Когда кто-то захочет
нарушить гражданские права, исходящие
из обязательств общественного договора,
например, совершая преступления или
отказываясь от своих прав, то остальная
часть общества защитит себя от действий
таких лиц. Быть членом общества означает
взять на себя ответственность за
соблюдение правил, наряду с угрозой
наказания за нарушение их. Таким
образом, общество работает «взаимным
принуждением, взаимно договоренным»
(Хардин, 1968).
2
Предыстория
Многие утверждают,
что диалог Критон, написанный Платоном,
отображает греческую версию теории
общественного договора. В этом диалоге
Сократ отказывается сбегать из тюрьмы,
чтобы не лишиться жизни. Он утверждает,
что с тех пор, как он охотно
остался в Афинах на всю свою жизнь,
несмотря на возможности найти другое
место, он принял общественный договор,
то есть бремя местных законов, и
он не может нарушить эти законы,
даже если они противоречат его личным
интересам.
Эпоха
возрождения
Квентин Скиннер
утверждал, что несколько важных
современных нововведений в теории
общественного договора были обнаружены
в письмах французских
3
Философы
Томас
Гоббс. Левиафан (1651)
Первым философом,
ясно сформулировавшим подробную теорию
общественного договора, был Томас
Гоббс (1588—1679). Согласно Гоббсу, жизнь
людей в «естественном
Общественный
договор был «событием», когда
люди объединялись и отказывались от
своих естественных прав так, чтобы
другие смогли отказаться также и
от своих (например, лицо А отказывается
от права убить лицо Б, если лицо
Б делает то же самое). Это привело
к созданию общества, и в дальнейшем,
государства или суверенного
образования, которое должно было защищать
возникшие новые права, регулирующие
социальное взаимодействие. Таким образом,
общество больше не находилось в состоянии
анархии.
Государства, возникшие
не на основах общественного
Джон
Локк. Второй трактат
о правлении (1689)
Отличие концепций
общественного договора Джона Локка
и Гоббса состоит в нескольких
положениях, но главная идея, что
люди в естественном состоянии с
готовностью объединяются для формирования
государства, сохранилась. В отличие
от Гоббса, Локк считал, что человек
в естественном состоянии морально
более ограничен в своих
Жан-Жак
Руссо (1762)
В своем влиятельном
трактате «Общественный договор», Жан-Жак
Руссо (1712—1778) изложил другую версию
теории общественного договора, основанную
на народном суверенитете. Хотя Руссо
писал, что, возможно, в то время британцы
были самые свободные люди на земле,
однако он не одобрял их представительное
правительство. Руссо полагал, что
свобода была возможна только там, где
было прямое правление народа в законодательстве,
где народный суверенитет был
неделим и неотделим. Граждане должны,
по крайней мере, в некоторых обстоятельствах
быть в состоянии вместе избирать
основные нормы, по которым они будут
жить, и быть в состоянии пересмотреть
эти нормы позже, если они захотят
это сделать — то, что британский
народ в целом не мог делать.
4 Распространение
теории общественного
договора в Европе в XVII-XVIII
веках. Взгляды Джона
Локка и Томаса Гоббса
на эту теорию
XVII-XVIII века в
Европе отмечены разработкой
и широким распространением
Общественный
договор выступал в качестве нового
способа обоснования
Теории общественного
договора были чрезвычайно разнообразны.
Они по-разному трактовали и естественное
состояние, и общественный договор
как форму перехода в состояние
гражданское. Поэтому среди создателей
и сторонников этих теорий встречаются
представители обеих отмеченных
традиций в объяснении происхождения
общества и сущности социальности.
Представители первой традиции вслед
за Аристотелем считали, что естественное
состояние человека в то же время
является его общественным состоянием.
Сторонники договорной теории, следовавшие
этой традиции, рассматривали общественный
договор как продолжение
Тем более отмеченной
традиции следовали противники теории
общественного договора, для которых
общественное состояние было тем
же естественным и, стало быть, не требовало
никакого договора. Например, такой
известный противник этой теории,
как Вольтер (1694-1778), заявлял в
полемике с немецким просветителем
С. Пуфендорфом (1632-1694), что он поверит в
нее только тогда, когда увидит первый
договор.
В целом у
европейских мыслителей XVII-XVIII вв. договор
выступал как реальный или гипотетический
акт создания общества (государства).
При этом общество в основе своей
рассматривалось как сумма