Общие причины возникновения государства. Характеристика демократического политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о причинах возникновения государства является одним из базовых в теории государства и права и в тоже время очень дискуссионным, так как он рассматривается с точки зрения различных наук: исторических, юридических, политических.
Для того чтобы разобраться в причинах возникновения государства, необходимо понять, что же такое «государство»?
Согласно, большой советской энциклопедии, «государство - это основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под «государством» понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения».

Файлы: 1 файл

1. Контрольная работа по ТГП.docx

— 42.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Забайкальский  Государственный Университет»

(ФГБОУ  ВПО «ЗабГУ»)

Кафедра теории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Теория государства и права»

Вариант № 1

Тема: «Общие причины возникновения государства. Характеристика демократического политического режима»

 

 

 

 

                                                    Выполнил: студент гр. ЮВ-13-2

                                                            Домбаева О.С.

                                                      Проверил: зав. кафедрой теории

                                                                       государства и права,

                                                             канд. ист. наук

                                                             Мамкина И.Н.

 

 

 

 

Чита 2013

Вопрос №1. Общие причины возникновения государства.

Вопрос о причинах возникновения государства является одним из базовых в теории государства и права и в тоже время очень дискуссионным, так как он рассматривается с точки зрения различных наук: исторических, юридических, политических.

Для того чтобы разобраться в причинах возникновения государства, необходимо понять, что же такое «государство»?

Согласно, большой советской энциклопедии, «государство - это основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под «государством» понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения».

«Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными историческими рамками. Первобытнообщинный строй не знал что такое государство. Оно возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы (данных факторы можно считать одними из основных причин возникновения государства). Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политического господства, каким и явилось государство и его аппарат» [6].

С точки зрения юридической науки, государство - 1) определенный способ организации общества, основной элемент  политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения (теория права). 2) совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.) (конституционное право). 3) основной участник международных отношений (международное право) [7].

Таким образом, государство рассматривается как организация суверенной политической власти на определенной территории, объединяющая население страны на основе гражданства или подданства, характеризующаяся наличием специального аппарата управления (органов власти и должностных лиц) и опирающаяся в необходимых случаях на принуждение, издающая и обеспечивающая реализацию общеобязательных правовых норм. Государство рассматривается: как страна (территория, границы, географическое расположение); как народ (публично-правовая общность населения); как система органов власти, управления и поддержания правопорядка в обществе. Существенными признаками государства являются: суверенитет, публичная, выделенная из общества, власть (госаппарат); территориальное деление всего населения на национальные и административные единицы; официальное представление интересов всего общества; монополия на: 1) законотворчество (издание и обеспечение реализации об необязательных правовых норм); 2) сбор налогов и 3) применение принуждения [13].

На данный момент существует множество теорий происхождения государства, это связаны с историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира и другими причинами. Соответственно, в каждой теории выдвигаются причины появления государства:

- божественная сила (теологическая  теория);

- сила разума, сознания (договорная  теория);

-факторы психики (психологическая теория);

-биологические факторы (органическая  теория);

-социально-экономические факторы (марксистская теория);

-военно-политические факторы (теория насилия) [3].

Однако сам процесс формирования государства в различных странах шел по-разному. В работах Ф. Энгельса1 выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую.

Возникновение государства в Афинах шло классическим путем, т.е. из внутренних противоречий. Этапное значение в этом процессе имели реформы Тезея, Солона и Клисфена. Тезей учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на три класса: эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Благородные при этом наделялись исключительным правом замещения

должностей.

Солон в основу деления граждан на четыре класса положил имущественный ценз (размер и доходность землевладения). Управленческие должности могли занимать лишь представители трех высших классов, а наиболее ответственные – только представители первого. Четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании.

Клисфен разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи).

Формированию государства древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом.

Возникновение государства древних германцев ускорилось завоеванием огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены. Объективно становится необходимой иная организация публичной власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.

Степень влияния различных факторов (разделение труда, частная собственность, классы) на формирование государства различных народов проявляется по-разному. Если в Афинах их совокупное воздействие было максимальным, то в странах Азии и Древнего Востока ни частная собственность, ни классы не оказали существенного влияния на строительство государства. Напротив, оно само стало мощным катализатором формирования привилегированных групп и слоев. В этих странах основным условием выживания родоплеменных общин было скоординированное выполнение ими грандиозных ирригационных и иных общественных работ.

Своеобразие факторов, обусловивших возникновение государства, сказалось на формальных и типологических особенностях появившихся государств [4].

Следовательно, можно сделать вывод, что в качестве основных причин возникновения государства выделяют: общественное разделение труда, появления частной собственности и раскол общества на классы, но в связи с наличием разнообразные теорий возникновения государств (каждая из которых заслуживает внимания) можно выделить и другие причины: божественные силы, силы разума, сознания, факторы психики, биологические факторы и так далее. В связи с этим возникновение государств обусловлено совокупностью различных причин, которые и определяют различные формы возникновения государства, а, следовательно, и специфику каждого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2. Характеристика демократического политического режима

Характеристику демократического режима целесообразно начать с определения того, что же такое «политический режим». Это совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

Для понимания данной проблемы нужно разобраться и с термином «демократия». Понятие «демократия» в современном политическом языке - одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла, в переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, kratos - власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа» [8].

В настоящее время демократию рассматривают как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима.

Каждому историческому типу государства, соответствовала своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать: «Сколько стран столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.

Демократический режим – это вид политического режима, основанный на фактическом признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Демократические режимы отличаются тем, что в условиях этого режима народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует высокопрофессиональные представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата; управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей; устанавливаются демократические методы властвования (ограничиваются различного рода императивные запреты, расширяется практика использования рекомендаций, поощрений и других стимулирующих норм) [5].

По мнению А. В. Ситникова «современное демократическое общество - это общество, где уважается равенство всех его членов, и где каждому гарантируется свобода» [10].

Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, престарелым, инвалидам и т.д.), защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.

В последнее время в политологической литературе акцентируется внимание на таком условии демократического режима, как экономически самостоятельная, свободная личность. Однако для установления режима подлинной демократии этого явно недостаточно. Эффективность участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные начала и т.п.

Выделяют следующие существенные признаки демократического режима:

1. Свобода  личности в сфере экономической деятельности.

2. Государством  осуществляется реальная гарантированность  личностных прав и свобод граждан.

3. Прямое  воздействие населения на осуществление  государственной власти.

4. Реально существует разделение властей.

5. Государственная  власть в одинаковой мере учитывает  интересы большинства и меньшинства.

6. Наличие  партийного плюрализма.

7. Наличие гласности и отсутствие цензуры.

8. Демократические методы государственной власти позволяют преодолеть возникающие социальные противоречия.

9. Государственный  режим базируется на законах, которые отражают объективные  потребности личности и общества [9]. 

Большинство авторов сходится на том, что одним из основных признаков демократического государства является закрепление и гарантирование прав и свобод человека и гражданина.

В.И. Гущин говорит о том, что в основе демократического политического режима лежит принцип диалектики, при котором «да» никогда не может представлять собой полного утверждения, а «нет» - отрицания. Демократия - это феномен, который всегда оставляет простор для выбора, место для альтернативы. Он, по мнению автора, хорош для переходных этапов в развитии государственности, однако содержит в себе зачатки самоуничтожения.

Опыт развитых стран свидетельствует об эффективности демократической формы правления, которая, несмотря на национальное своеобразие, тем не менее, характеризуется общепризнанными стандартами, соответствовать которым предполагают новоявленные демократии. Потребность в демократии возникает не спонтанно, а в результате рационального выбора.

Анализ эффективного становления демократических режимов позволяет утверждать, что демократические политические институты становятся действительно эффективными лишь в результате длительного процесса развития и адаптации к условиям и традициям данного общества, о чем свидетельствует опыт демократического строительства в западных странах. Следовательно, современные сложности в становлении демократических политических институтов, как в России, так и в ряде других стран объясняются не проблемой совместимости демократии и ее институтов с национальными традициями и нормами, а тем, что они могут стать эффективными, лишь постепенно адаптируясь к политическим реалиям [11].

Информация о работе Общие причины возникновения государства. Характеристика демократического политического режима