Общие причины возникновения государства. Характеристика демократического политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о причинах возникновения государства является одним из базовых в теории государства и права и в тоже время очень дискуссионным, так как он рассматривается с точки зрения различных наук: исторических, юридических, политических.
Для того чтобы разобраться в причинах возникновения государства, необходимо понять, что же такое «государство»?
Согласно, большой советской энциклопедии, «государство - это основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под «государством» понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения».

Файлы: 1 файл

1. Контрольная работа по ТГП.docx

— 42.46 Кб (Скачать файл)

Демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

1. Прямая  демократия. В прямой демократии  между волей народа и ее  воплощением в решения нет  опосредующих звеньев - народ сам  участвует в обсуждении и принятии  решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения. Референдум представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума [2].

К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ.

2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

Конституция - документ, закрепляющий права и свободы граждан, обязательства государства по защите этих прав и предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления [1].

Таким образом, говоря о современном демократическом политическом режиме, следует отметить отсутствие единой позиции в отношении определения основополагающих принципов данного политического режима. В общем виде демократический политический режим выступает как один из видов политических режимов, для которого характерны: народный суверенитет; равенство, гарантированность и неотчуждаемость прав человека и гражданина; избираемость органов государственной власти; реальное разделение властей; определенная система выборов, основанная на принципах равенства и всеобщности избирательного права; многопартийная политическая система; возможность свободного функционирования политических, социальных, религиозных объединений и организаций; система доверительных отношений между органами государственной власти, а также между государством и его гражданами; политический плюрализм; гласность и независимость СМИ; непрерывный контроль общества за деятельностью государственных органов; компромиссный, основанный на равноправии сторон уровень политической культуры.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты

1.Конституция  Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).- М.: Омега-Л, 2011. – 56 с.

2. О Референдуме Российской Федерации» [Текст]: [Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ]. // Собрание законодательства РФ.  – 2004. – № 27. – Ст. 2710.

Учебная литература

3. Алексеев С.С. Теория права: учебник / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, Г.В. Игнатенко. – М.: Проспект, 2007. – 672 с.

4. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – Учеб.- метод. пособие; 4-е изд. перераб. и доп. / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2002. -300с. 

5.  Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / Т.Н.  Радько. – М.: Проспект, 2011 г. – 135 с.

Научная литература

6. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 12. - М.: Советская энциклопедия, 2-е изд., 1952 - 672 с.

7.  Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. – М.: Проспект, 2009. – 704 с.

8. Бочкарев В.К. Демократии примитивного популизма у нас есть. Что дальше? / В.К. Бочкарев // Российская газета. - 2009. - №12. - С.2.

9. Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов) // Учебная литература для вузов URL: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/18.htm (дата обращения: 13.10.13. 18:30).

10. Демократический режим: понятие, основные черты // Лекции по теории государства и права URL: http://allsummary.ru/588-demokraticheskiy-rezhim-ponyatie-osnovnye-cherty.html (дата обращения: 08.10.13. 19:55).

11. Зиновьев А.А. Демократы в страхе перед демократизацией / А.А. Зиновьев // Независимая газета. - 2010. - №1. - С.8.

12. Общие закономерности возникновения государства // Лекции по теории государства и права URL: http://allsummary.ru/572-obschie-zakonomernosti-vozniknoveniya-gosudarstva.html (дата обращения: 15.10.13. 18:55).

13. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 857с.

 

1 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. / Ф. Энгельс, К. Маркс- М.: Политиздат, 1986, - 639 с.

 

 

 

 


Информация о работе Общие причины возникновения государства. Характеристика демократического политического режима