Общие закономерности возникновения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

В целом целью и предметом данной курсовой работы является общая характеристика основных теорий происхождения государства и изучение основ происхождения государства и права. Каждую теорию мы рассмотрим подробно с изучением ее основных концепций, представителей и проблем.

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

Введение

Государство представляет собой явление конкретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его под контроль, человек понял, что не может существовать без него и вне его.

 Происхождение государства и права – это проблема из категории «вечных». На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и права была дискуссионной. Ей посвящено огромное количество исследований, книг, монографий, статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом.

В целом целью и предметом  данной курсовой работы является общая  характеристика основных теорий происхождения  государства и изучение основ  происхождения государства и  права. Каждую теорию мы рассмотрим подробно с изучением ее основных концепций, представителей и проблем.

По моему мнению, вопрос о происхождении государства  и права в настоящее время  является актуальным. Актуальным он будет  и в будущем, поскольку, возникнув  на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство  будет неизменным его спутником. Наука может открыть новые  факты, сыгравшие решающую роль в  возникновении того или иного  государства. Многообразие взглядов на происхождение государства и  права обусловлено тем, что само государство – чрезвычайно сложное, исторически изменяющееся явление. Право как юридическое явление  неразрывно связано с государством, и, соответственно, те причины, которые  лежат в основе возникновения  государства, лежали и в основе возникновения  права. В отечественном правоведении к анализу тех или иных аспектов происхождения государства и права обращались такие ученые, как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров и др. Характерно, что исторические исследования государственных и правовых институтов проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов.

Государство занимало, занимает и будет занимать одно из важнейших  мест в развитии человечества. Происхождение  государства – это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации  человеческого общества[1].

 

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

 

1.1Общие закономерности  возникновения государства и  права

 

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда  первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности  изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного  и как бы стоящего над обществом  особого аппарата для принудительного  воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия  все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем  собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

 

Постепенно первобытные  коллективистские производственные отношения  стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение  ремесла от земледелия, обособление  слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли), а также постепенное совершенствование  орудий труда и накопление опыта  привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться  значительный прибавочный продукт. Появилась объективная возможность  обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного  участия в материальном производстве уже не принимает.

 

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых  общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций[5].

 

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все  их члены обрабатывали землю, пасли  скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V-VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось.

 

Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличилось число приближенных короля, среди них выделились служители культа — духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой вещей понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций стало все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т. е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

 

Все большее удаление родоплеменных  структур от первоначального равенства  стимулировалось также развивающимся  процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном  слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности или власти-собственности, а на их основе — к эксплуатации человека человеком.

 

Переход от первобытнообщинного  строя к государственно-организованному  обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием  центров племенной жизни —  укрепленных городов. Состав территориальной  общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в  одной местности, соседством. С этого  момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

 

Чем отличается государство  от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие  признаки государства.

 

1.Наличие отделенной от  общества публичной власти. Публичная  власть существовала и в первобытном  обществе, но она выражала интересы  всего общества и не была  отделена от него. В ее осуществлении  участвовали все. В любом же  государстве власть реально осуществляется  государственным аппаратом, который  отделен от остального общества.

 

Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая  занимается исключительно управлением  и не участвует непосредственно  в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего  общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т. п.), а  нередко и самого себя.

 

2.Взимание налогов и  сборов. Поскольку государственный  аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за  счет остальной части общества. Нужные для этого средства  собираются с населения в виде  налогов и сборов.

 

3.Разделение населения  на территории. В отличие от  первобытного общества, в котором  все его члены делились в  зависимости от принадлежности  к роду, племени, в условиях  государства население разделено  по признаку проживания на  определенной территории. Это связано  как с необходимостью взимания  налогов, так и с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей[6].

 

Необходимо выделить и  признаки государства, отличающие его  от других организаций, существующих в  обществе.

 

1.Государство — единственная  организация власти в масштабе  всей страны. Ни одна другая  организация (политическая, общественная  и т.п.) не охватывает все население.  Каждый человек уже в силу  своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.

 

2.Государство обладает  суверенитетом, как внешним, т.  е. независимостью от других  государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью  от всякой иной власти внутри  страны, верховенством по отношению  к любым другим организациям.

 

3.Наличие специального  аппарата принуждения. Только  государство включает такие структуры  как суд, прокуратура, органы  внутренних дел и т.п. и материальные  придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию  государственных решений, в том  числе при необходимости и  принудительными средствами.

 

4.Только государство имеет  право издавать обязательные  для всеобщего исполнения нормативные  акты — законы, указы, постановления  и т.п.

 

Опираясь на указанные  признаки государства, следует рассматривать  и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, любой  исторической эпохи.

 

Таким образом, государство  возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного  развития первобытного общества. Это  развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структуры и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки[7].

 

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю — государственной или частной.

 

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать  государственный аппарат. Поэтому  не случайно, что первоначально государства  возникают в Африке и Азии, в  зонах поливного земледелия, еще  в эпоху бронзы, а в Южной  Европе — позднее, в эпоху железа..

 

Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло  ли разложение сельской общины или  она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

 

Государственный аппарат  сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть оказалась в руках родоплеменной  знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего  класса, также эксплуатировавшая  вместе с этим классом остальную  часть общества[8].

 

1.2Основные причины возникновения  государства

 

- необходимость совершенствования  управления обществом, связанная  с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано  с развитием производства, появлением  новых отраслей, разделением труда,  изменением условий распределения  общественного продукта, обособлением  социальных структур, их укрупнением,  ростом численности населения,  проживающего на определенной  территории, и т. п. Старый аппарат  управления не мог обеспечить  успешное руководство этими процессами;

 

- необходимость организации  крупных общественных работ, объединения  в этих целях больших масс  людей. Это особенно проявлялось  в тех регионах, где основой  производства было поливное земледелие, которое требовало строительства  каналов, водоподъемников, поддержания  их в рабочем состоянии и  т. п.;

 

- необходимость подавления  сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы привели к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем — к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации;

 

- необходимость поддержания  в обществе порядка, обеспечивающего  функционирование общественного  производства, социальную устойчивость  общества, его стабильность, в том  числе и по отношению к внешнему  воздействию соседних государств  или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, включая  принудительные, для того, чтобы  все члены общества соблюдали  нормы зарождающегося права, даже  те, которые воспринимаются ими  как не отвечающие их интересам,  несправедливые;

 

- необходимость ведения  войн, как оборонительных, так и  захватнических, накопление общественных  богатств привело к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.

Информация о работе Общие закономерности возникновения государства и права