Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:13, реферат
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные закономерности возникновения государства и права…5
Взгляды на политическую организацию общества и на право в аспекте их возникновения………………………………......................5
Власть и зарождение права в период возникновения государства и права……………………………………………………………………7
Причины возникновения государства и права……………………….9
Глава 2. Общественный и государственный строй (на примере Древнего Рима)…………………………………………………………………………...13
2.1. Основные аспекты государственности……………………………...…13
2.2. Власть в древнем Риме…………………………………………….……15
2.3. Становление Империи, реформы Гракхов, период принципата…..…17
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
ДОКЛАД
ДИСЦИПЛИНА: История государства и права
зарубежных стран
ТЕМА: «Общие закономерности возникновения государства и права. Общественный государственный строй.»
Выполнил:
курсант 31 взвода
Простова М.Ю.
Проверил:
преподаватель
Е. А. Бажанова
Москва, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные закономерности возникновения государства и права…5
Глава 2. Общественный и государственный
строй (на примере Древнего Рима)…………………………………………………………………
2.1. Основные аспекты государственности……………………………..
2.2. Власть в древнем Риме…………………………………………….……15
2.3. Становление Империи, реформы Гракхов, период принципата…..…17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.
Постепенно первобытные
Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.
Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, кV-VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа - духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.
Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что, в конце концов, привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе - к эксплуатации человека человеком.
Переход от первобытно-общинного строя
к государственно-организованному обществу
сопровождался образованием территориальной
общины и развитием центров племенной
жизни - укрепленных городов. Состав территориальной
общины определялся уже не родственными
отношениями, а расселением в одной местности,
соседством. С этого момента территория
стала важным фактором в процессе формирования
государственности.
Глава 1. Основные закономерности возникновения государства и права
Существует несколько взглядов на политическую организацию общества и на право в аспекте их возникновения:
1) социальное развитие
общества начался без
2) социальное развитие
не только начался, но и
3) политическая организация и право возникли и развивались вместе с возникновением и развитием человеческого общества Государство при этом рассматривается как часть политической организации общества
Чтобы выяснить истину, необходимо проанализировать определения политической организации общества и права и отследить, на каком именно этапе его развития они появляются Одной из теорий возникновения дер ржавые и права является историко-материалистическая, сторонниками которой были Л Г Морган, К Маркс, Ф Энгельс и др. Сущность этой теории заключается в том, что государство возникает в результате развития и упадка первобытного строя, развития способа производства, что и определяет социальные изменения в обществе. Эта теория содержит два аспекта:
а) подход советской науки, связанный с возникновением классов и классового антагонизма, чтоб то государство и право возникают там и тогда, где и когда возникают классы
б) подход исследователей западной
философской и юридической
Согласно этой теории, в течение длительного времени люди жили, не имея представления о государстве и праве. Это была эпоха первобытного общества. Но уже тогда люди стремились к коллективным формам жизни Они вместе производили ли примитивное оружие, вместе охотились, вместе добывали пищу, изготавливали одежду из шкур животных Жили люди в тот период развития общества, объединяясь в небольшие группы - первобытное стадо или орду.
Постепенно люди научились производить более совершенные орудия труда, строить жилье, добывать и готовить разнообразную пищу, одомашнивать диких животных, обрабатывать землю и выращивать необходимые для питания растения. В половых сношениях между людьми появились запреты по вертикали между родителями и детьми, дедами, бабками и внуками Это привело к появлению кровнородственные семьи, побудило к другой форме организации объединения людей.
Первобытное стадо менялось на совершенно объединения людей - первоначальную родовую общину (род), есть коллектив людей, происходили от одного предка и вели совместное хозяйство
Постепенный переход от кровнородственной семьи к экзогамный (семьи паналуа). Это такая степень развития семьи, когда не могут вступать в половые отношения не только родители и дети, но и братья и сестры и Переход от коллективного к парным браков, запрет браков внутри рода приводили к активному общению между отдельными родами, вследствие чего они объединялись в фратрии и племена. Такие объединения осуществлялись на основе языковой, экономической, территориальной и брачной общностей.
Коллективная собственность
на средства производства, социальное
единство членов рода (племени) определили
и соответствующие формы
Власть - это способность субъекта определять варианты поведения подвластного и добиваться осуществления такого поведения.
Общественная власть осуществляется общественными субъектами В родовой общине управление осуществляли все взрослые члены рода (мужчины и женщины) Все важные дела они решали совместно на собрании членов рода ( (племени) На таких собраниях избирались старшины, вожди, руководители и ловчие Эти лица были первыми среди равных, их власть базировалась исключительно на авторитете их уважали все члены рода, преклонялись перед их мудростью \"храбростью, сообразительностью, ловкостью.
Власть в первобытном обществе:
1) базировалась на родовых
отношениях (род объединял людей
по действительной или
2) в социальном смысле
была непосредственно
3) были такие качества, как единство, взаимопомощь, сотрудничество (члены рода выполняли свои функции на основе убеждения Принуждение применялся очень редко и выполнял роль общественного воспитания Исключительной формой принуждения в изгнание из рода Род также защищал своих членов от внешних врагов, для чего использовалась военная сила или месть родственников)
4) осуществлялась рядовыми и выборными членами рода добровольно, без специального аппарата управления Войско формировалось из всех мужчин рода или племени, способных носить оружия.
Для регулирования многообразных отношений, возникавших между людьми, применялись социальные нормы. Человеческое общество, как и любая сложная система, может нормально функционировать и развиваться только на определенных правилах, на основе которых выбирается один из многих возможных вариантов поведения определенного субъекта.
Для регулирования взаимоотношений между людьми и их объединениями в обществе формируются и в той или иной форме обеспечиваются определенные правила поведения, ориентирующие людей на достижение их целей. Правила, призванные обеспечивать порядок и стабильность в обществе, называются социальными нормами. С их помощью осуществлялось социальное регулирование отношений между субъектами через:
1) установления моделей поведения людей, которые должны или не должны осуществляться,
2) определение условий, при которых закреплена модель поведения разрешается или запрещается, или
3) определение субъектов, на которые, в этих условий, к конкретным правило, установленное той или иной нормою.
Назначение социальных норм состоит в упорядочении поведения субъектов, что способствует обеспечению системности и определенной предсказуемости общественных отношений. Благодаря этому участники таких отношений могут прогнозировать свое поведение и поведение других субъектов в ситуациях, предусмотренных в конкретных социальных.
Итак, первобытные люди выполняли социальные нормы добровольно, без специального принуждения, свойственный государству
Однако, несмотря на позитивную организацию социальной жизни в обществе, первобытный строй не был идеальным, поскольку:
а) труд людей базировалась
на примитивных средствах
б) роды и племена активно
не общались между собой, не налаживали
взаимных благожелательных отношений,
что часто приводило к
в) многочисленные предрассудки, отсутствие образования и письменности порождали жестокость людей по отношению друг к другу
г) отсутствие нормальных условий жизни делала человека беззащитным перед явлениями природы и стихией сокращает сроки ее жизни.
Необходимыми были дальнейшее развитие общественного производства, поиск способов усовершенствования средств производства, орудия труда