Общие закономерности возникновения государства и права. Общественный государственный строй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:13, реферат

Описание работы

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные закономерности возникновения государства и права…5
Взгляды на политическую организацию общества и на право в аспекте их возникновения………………………………......................5
Власть и зарождение права в период возникновения государства и права……………………………………………………………………7
Причины возникновения государства и права……………………….9
Глава 2. Общественный и государственный строй (на примере Древнего Рима)…………………………………………………………………………...13
2.1. Основные аспекты государственности……………………………...…13
2.2. Власть в древнем Риме…………………………………………….……15
2.3. Становление Империи, реформы Гракхов, период принципата…..…17
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

История Маша.docx

— 55.09 Кб (Скачать файл)

Итак, первобытные люди от присвоительного хозяйства, которое базировалось на охоте, сборе корни, ягод, другой пищи растительного мира, рыболовстве, постепенно стали переходить к производству развил Алиса (или выделялись) скотоводство, обработка земли, выращивание злаков, ремеслами и торговлей.

 

    1. Причины возникновения государства и права

 

Общими причинами возникновения государства и права стали:

1) три большие разделения труда (выделения скотоводческих племен; отделения ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);

2) появление избыточного  продукта, патриархальной семьи,  частной собственности и имущественного неравенства;

3) образование классов  как больших групп людей с  противоположными интересами и  возникновения межклассовых конфликтов;

4) неспособность общественной  власти первобытного строя урегулировать  классовые противоречия и конфликты и возникновение публичной власти

Итак, существует два взгляда  относительно историко-материалистической теории права: морганивцив и марксистов

Сторонники теории Моргана  считают, что государственно-правовые институты появились в результате распада первобытного строя, еще  до образования классов Марксисты  считают, что государство и право  возникли, как результат п разделения общества на классы.

Мнения морганивцив и марксистов равной степени можно считать научными. [4]

Таким образом, распад первобытного родоплеменного общества, развитие средств производства, изменение социальной структуры общества привели к изменению способа производства и потребления и к образованию организации общества и государства.

Право, как и государство, возникло благодаря необходимости  управлять социальными процессами, В юридической литературе есть разные взгляды на возникновение права  зависимости от этого различают:

 а) право обще-социальное  е, включающий в себя права человека, права нации, права народа, права объединений и других социальных групп, права человечества

б) право юридическое, который  устанавливается или санкционируется  государством есть юридическое право возникает лишь с возникновением государства, поэтому закономерности возникновения государства касаются и возникновения права.

Различая право и закон, следует отметить, что право как  институциональное образование  становится благодаря источникам права, т.е. внешней форме выражения права

Итак, юридическое право - это задекларированные государством правила поведения субъектов, для  отображения правды, справедливости, добра и т.д.[4]

Право возникает вследствие:

- перерастание мононорм (первобытных обычаев, традиций, морали) в юридические нормы;

- правотворческой деятельности  компетентных государственных органов или должностных лиц;

- преобразование решений  судебных органов по конкретным  делам на общую норму, что  является обязательным для решения аналогичных случаев.

Между правом и государством устанавливается достаточно сложная  связь. Через право государство стремится внедрять в жизнь свою волю, за авторитарных режимов имеет классовый характер. А это значит, что первоначальные или традиции приспосабливаются к интересам господствующего класса, обеспечиваются соответствующими санкциями, реализация их поддерживается аппаратом государственного принуждения и является средством подчинения населения воли экономически и политически господствующего классу.

Так возникает правовой обычай как древнейшая форма права

Судебные органы как органы государства в авторитарных государствах защищали интересы господствующей верхушки, а потому не применяли некоторых  обычаев, которые защищали бы интересы всех, или меняли бы их содержание, вводя  н новые правила Судебные функции  часто выполняли церковные служители, правители или другие должностные  лица государственных органов Защищая интересы господствующих классов, судебные органы создавали судебные прецеденты, т.е. в решение суда по конкретному делу приобретало свойств общей нормы Это побудило появление судебного (административного) прецедентную.

С появлением письменности государство (его органы), а также  должностные лица через правотворческую  деятельность закрепляли свою волю в  законах, указах и других нормативных  актах.[4]

Итак, юридическое право, сформировавшись вместе с созданием  государства, в рабовладельческий  и феодальный периоды развития государственности  мало классовый характер и защищало интересы экономически и политически  господствующего в класса время  юридическое право есть явление  культуры и цивилизации, поскольку  несет в себе информацию о прошлых  и ныне существующие общественные отношения  между людьми на разных этапах развития политической организации общества. 

 

Глава 2. Общественный государственный строй (на примере Древнего Рима)

2.1. История государственности

 

Любой римский гражданин, каким бы ни было его положение, считался безусловным собственником политических прав Гражданство в Риме приобреталось:

1) рождением от римлянина  или римлянки (или от римлянки, не состоявшей в браке);

2) усыновлением иностранца  римским гражданином:

3) отпущением на волю  раба;

4) дарованием римского  гражданства целым народам или  отдельным лицам.[3]

Становясь гражданином Рима, человек получал основные политические права: она могла принимать участие  в народном собрании, быть воином, получать от государства земельный надел. Римское государственное право можно было потерять из-за продажа в рабство за неуплату долга (пока не было отменено долговую кабалу) за совершенное преступление; вследствие изгнания из Рима.

Вольноотпущенники были рабы, которых отпустили на волю. Формально они становились римскими гражданами, но их права были урезаны вольноотпущенник не мог служить в армии, не мог быть избранным на какую-то должность, голосовал только в территориальной трибе, мог без ограничений быть участником гражданско-правовых отношений.

Латины - жители долины Лациум, ближайшие соседи Рима Римского гражданства они не имели, могли осуществлять в Риме любые правовые акты их споры рассматривали римские суды.

Перегринами были все жители за пределами Лациума Это земли, завоеванные Римом Никаких политических прав у них не было В своих имущественных отношениях с римскими гражданами перегрины руководствовались \"правом народов\".[2]

Рабы были важной рабочей  силой в Риме, рабство приняло  классические формы. Помещик имел над рабом право жизни и смерти. Развитие Рима, его государственных органов и общественных институтов формировался под знаком многовековой борьбы плебса и патрициев. Следует отметить, что плебеи в этой борьбе преуспели Доказательством тому является  такие законы:

494 год до н.э - \"О плебейские трибуны\"; 450 год до н.э - \"XII таблиц\";

Законы консулов Валерия и Горация, основные положения которых звучали так: 1) неприкосновенность трибунов, 2) право апелляции на смертельные приговоры и телесные наказания на народных собраниях, 3) решения плебейских ких собрания наделялись силой законов

444 год до н.э - принят закон, провозгласил законность браков между плебеями и патрициями;

367 год до н.э - законы Секстия и Лициния, основные положения которых сводились к запрету патрициям занимать более 500 югеров земли (125 га);

326 год до н.э - закон о запрете долгового рабства;

312 год до н.э - закон цензора Аппия Клавдия, который предложил, чтобы в сенат допускались магистраты, чьи родители были вольноотпущенники, право голоса появлялось и в безземельных при голосовании в сельских трибамх;

300 Год до н.э - принят закон, позволивший плебеям участвовать в жреческих коллегиях. [2]

 

 

2.2. Власть в Древнем Риме

Основным органом власти в Риме продолжал быть Сенат. Сенаторов назначала коллегия цензоров. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднее его численность достигла 600 знатных людей. Здесь заседали и консулы (консуляра), отбывших свой срок, а также бывшие преторы и квесторы - казначеи Созвали сенат высшие магистры: консул, претор, а затем и народный трибун Кто собирал сенат, тот и головува в нем Любой законопроект сначала обсуждали в сенате, а затем выносили на голосование в Центуриатные комиции Такая же процедура была и при избрании должностных лиц Сенат мог объявить принято й собранием закон или постановление недействительными И в этом заключалось его законодательные функции.[1]

Сенат выполнял функции исполнительной власти В его компетенцию входили: управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом, формирование и утверждение бюджета, монетное дело, строительство дорог военное дело, дело культов и др. Также Сенат распоряжался казной При войны, восстания рабов. Сенат мог установить временную (до шести месяцев) военную диктатуру. Тогда один из консулов признав диктатора, который был наделен чрезвычайной властью Хотя Сенат и не был судебным органом, но в отдельных случаях давал рекомендации по расследованию преступлений

Народные собрания (комиции) в Риме были двух видов: Центуриатные и трибутные.

Председатель, который вел  народное собрание, обращался к народной с речью, в которой он преподавал вопросы, выносился на голосование. Сразу же после речи председательствующего каждый шел к своей центурии.

Магистратура Важным органом  государственной власти в республиканском  Риме была магистратура В ее системы входили магистраты, то есть должностные лица, представлявшие Римское государство и от его имени осуществляющих валы государственные акты в области судопроизводства или управления.

Характерными особенностями  должности магистрата были: I) выборность: 2) коллегиальность, 3) краткосрочность  службы; 4) ответственность перед  народом, 5) бесплатность в отправлении службы

Первой характерным признаком  магистрата была выборность Выборы магистратов проходили на народных собраниях - в центуриатные и трибутные комиссиях

Второй характерной чертой магистратуры была коллегиальность Одну должность обычно занимала группа магистратов Особенность этой коллегиальности заключалась в том, что каждый магистрат решал вопросы, подлежали ведению этой магистратуры, самостоятельно.

Третьей характерной чертой должности магистрата была ее краткосрочность. Все магистраты избирались на один год, за исключением цензора (пять лет).[4]

Четвертым признаком этой должности была ответственность магистратов перед народом Высшие магистраты могли привлекаться к суду народного собрания после истечения срока пребывания в должности, а ниже - даже в истечения этого сроку.

Пятым признаком должности магистрата была ее бесплатность, поскольку магистраты не получали жалованья за свою работу. Это объяснялось тем позорно брать вознаграждение за служение родине

Каждый магистрат имел свой аппарат, состоявший из его совета, канцелярии, где работали секретари  и письмоводители, охранники, глашатаи и посыльные. Все эти лица получали жалованье.

Магистраты делились на ординарные и экстраординарные (чрезвычайные).

 

 

2.3. Становление Империи, реформы Гракхов, период принципата

 

Говоря об Империи, нельзя не обратить внимание на противоречивое состояние императорской власти и судьбу диктаторов и императоров Рима Цезарь был убит заговорщиками; императоры: Калигула убит, Клавдий отравили, Нерон убит, Гальба убит, Отон-самоубийство. Казалось бы, власть императоров была неограниченной, не было предела их произволу, злоупотреблениям и просто самодурству, но в то же время никто из них не был гарантированный так, как были гарантированы простые магистраты избирались народом в лучшие времена республики. Чем больше возвышалась власть императоров, тем больше отдалялась она от опоры в обществе опираясь лишь на солдатчину и преторианцев, от которых попала в зависимость Александр. Стоило тому или иному и императора проиграть битву или не рассчитаться с солдатами, и его могло в любое время быть предан или он мог получить меч в спину от своих же преторианцев.

Выступая в Народном собрании, Тиберий Гракхов говорил: \"Дикие звери, населяющие Италию, имеют норы, у каждого есть свое место и свое пристанище, а у тех, кто сражается и умирает за Италию, нет ничего, кроме воздуха и света; бездомных бродягами бродят они по стране вместе с женщинами и детьми, а полководцы лгут, когда перед битвой призывают воинов защищать от врага родные могилы и святыни, ос кильки ни у кого из такого множества римлян не осталось родительского алтаря, никто не покажет, где могильный холм его предков, - нет! одарю вселенной \", как их именуют, которые ни куска земли не могут назвать своим назвать своим".[6]

Информация о работе Общие закономерности возникновения государства и права. Общественный государственный строй