Общие закономерности возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение причин и форм возникновения государства, а также определение форм права в государстве.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
Определить закономерности возникновения государства;
Рассмотреть теории возникновения государства;
Раскрыть понятие государства и его признаков;
Дать определение понятию права;

Содержание работы

Закономерности возникновения государства
1.1 Общие закономерности возникновения государства
1.2 Теории возникновения государства
Глава 2. Понятие и признаки государства
2.1. Понятие государства
2.2. Признаки государства
Глава 3. Понятие и источники (формы) права
3.1 Понятие права
3.2 Источники (формы) права

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ТГП1.docx

— 62.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему:  Общие закономерности возникновения государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                   3 
Глава 1. Закономерности возникновения государства     

1.1 Общие закономерности возникновения государства    5

1.2 Теории возникновения государства        7

Глава 2. Понятие и признаки государства            

2.1. Понятие государства                 13

2.2. Признаки государства                14

Глава 3. Понятие и источники (формы) права            

3.1  Понятие права                 16

3.2  Источники (формы) права               17

Заключение                  19

Список литературы                 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Государство есть общество или союз людей, живущих на определенной территории и объединенных подчинением единой господствующей власти. 
Государство явилось естественным плодом долгого исторического развития. Было время, когда государства не существовало, и люди жили родами, ордами, племенами. Возможно, что когда-нибудь придет время, и государство современного типа перестанет существовать, уступая место иной, некоторые думают, более совершенной форме человеческого общения . 
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами  определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

      В правовой литературе не раз возникали дискуссии по вопросам понятия, признаков государства, закономерностей его возникновения и существования. При различных подходах к определению нужного нам понятия все они имеют много общего.

       В свою очередь в данной работе мы раскроем тему форм права, которое тесно взаимосвязано с темой возникновения государства.  Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал  во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Причины и условия, возникновения  права, во многом аналогичны причинам, породившим государство.

     Целью данной работы является изучение причин и форм возникновения государства, а также определение форм права в государстве.

    Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:

  • Определить закономерности возникновения государства;
  • Рассмотреть теории возникновения государства;
  • Раскрыть понятие государства и его признаков;
  • Дать определение понятию права;
  • Определить и раскрыть источники (формы) права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Закономерности возникновения государства

1.1 Общие закономерности  возникновения государства

     Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.

     Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.

      В числе некоторых причин возникновения государства можно назвать необходимость:

  • совершенствовать управление обществом, связанная с его усложнением в результате производства, разделения труда, изменения условий распределения продуктов, ростом численности населения и расслоением общества на социально неоднородные группы (классы);
  • поддерживать в обществе порядок, обеспечивающий его социальную устойчивость, что достигается с помощью общеобязательных социальных (прежде всего юридических) норм;
  • подавлять сопротивление эксплуатируемых масс, возникшее в результате расслоения общества на социально неоднородные группы (классы);
  • защищать территорию и вести войны, как оборонительные, так и захватнические;
  • организовывать крупные общественные работы, объединять для этой целит большие группы людей.

     Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако основным фундаментом к движению вперед является его взаимодействие с динамично-развивающимся обществом.

     Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

      Демократически развивающееся государство нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства. В итоге, здесь исток новой закономерности – возрастание роли его в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX  в. Государство стало распространять свою организаторскую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы деятельности жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования, медицины и др.

      Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создавая мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность – сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в сове время западные государства в той или иной мере восприняли от социальных государств их социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность. Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым.

1.2  Теории возникновения государства

     Рассмотрим наиболее значительные (и по разборке и по количеству ученых, разделяющих эти взгляды) теории происхождения государства. При этом следует помнить, что некоторые из них рассматривают лишь отдельные стороны такого глобального вопроса, делая из них всеобщие выводы.

    К основным теориям происхождения государства относят:

1) Теологическая – Бог создал государство (Фома Аквинский, Ж. Маритен, Мерсье и др.);

2) Патриархальная – государство как продукт развития семьи (Аристотель,   Р. Фильмер, Н.К. Михайловский и др.); 

3) Договорная – государство как продукт соглашения между людьми           (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.);

4) Теория насилия – государство возникло в результате военно-политических факторов (Е. Гумплович, Л. Дюринг, К. Каутский и др.);

5) Органическая теория – государство как специфическая разновидность биологического организма (Г. Спенсер, Р. Вормс, Г. Прейс и др.);

6) Материалистическая теория – государство как продукт социально-экономического развития (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.);

7) Психологическая теория – государство возникло в силу особенностей человеческой психики (Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, Г. Тард и др.).

1) Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Её основателем обычно считается Фома Аквинский (1225 – 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г. энцикликой (послание Папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству) папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

      По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей.

     Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

2) К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др. Эти учёные обосновывают тот факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счёте к образованию государства. Таким образом, государство – продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.

     Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признаётся божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

3) Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершённом виде в XVII – XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за их невыполнение.

      Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – расторгнуть договор с ними даже путём свержения.

4)     Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах      Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К.Каутского и др.

Причину происхождения государственности  они видели не в экономических  отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племён другими. Для управления завоёванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

     Государство – "естественным" образом (т.е. путём насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покорённых в рабов. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

5)   Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

      По оценкам представителей данной доктрины, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство – продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.

Информация о работе Общие закономерности возникновения государства