Общие закономерности возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение причин и форм возникновения государства, а также определение форм права в государстве.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
Определить закономерности возникновения государства;
Рассмотреть теории возникновения государства;
Раскрыть понятие государства и его признаков;
Дать определение понятию права;

Содержание работы

Закономерности возникновения государства
1.1 Общие закономерности возникновения государства
1.2 Теории возникновения государства
Глава 2. Понятие и признаки государства
2.1. Понятие государства
2.2. Признаки государства
Глава 3. Понятие и источники (формы) права
3.1 Понятие права
3.2 Источники (формы) права

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ТГП1.docx

— 62.44 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом.

6) К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счёте и привёл к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру – государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.

      Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

7)   Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

      Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в "узде" подобных психических качеств личности и возникает государство.

      Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определённым лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания.     

     Государство, по мнению представителей данной теории, – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Однако роль психологических свойств личности  не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий. 

    С момента зарождения наук, изучающих общественные явления, в том числе государство, и до наших дней существует множество теорий о процессе возникновения государства.

    Это объясняется различными историческими условиями, в которых развивалось государство как специфический институт у разных народов, так и разнообразными подходами науки к изучению этого явления. Следует учитывать и тот фактор, что возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя обосновать, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения. более того, возникновение государства происходило несколько тысячелетий тому назад, и его трудно детально изучить в силу его временной удаленности. Заметно влияние исторических условий на авторов теорий. Каждая эпоха откладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрение, так и на взгляды ученых о проиисхождении государства, в силу того, что они жили в конкретное время и в определенном обществе. И, наконец, многообразие позиций на прицины возникновения государства объясняется наличием и субъективных в научном познании (например, возникновение государства и права у некоторых народов в результате войн породило теорию насилия); субъективная позиция и социальное положение основателей ряда концепций послужили причиной преувеличения в образовании государства роли различных факторов: религиозного, психологического и т.д.

  1. Понятие и признаки государства

2.1 Понятие государства

Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Государственная власть отличается от иных видов социальной власти тем, что она: 

  • имеет политическую природу и потому носит новых классовых характер;
  • относительно независима и самостоятельна по сравнению с другими видами общественной деятельности, выделяется из общества и настоит над обществом, то есть всегда публична;
  • имеет юридически неограниченных характер;
  • чаще всего реализуется методом убеждения, но с возможностью использования, в случае необходимости, богатого арсенала принудительных средств;
  • единственная из всех властей имеет право требования подчинения со стороны всех членов общества (правотворческая деятельность);
  • в отличие от иных разновидностей социальной власти политическая (государственная) власть действует строго в рамках строго определенной территории;
  • реализуется посредством деятельности специально созданного для этого государственного аппарата (механизма).

Разновидность государств:  

  • тоталитарное государство, максимально вмешивающееся в жизнь граждан и их объединений, насаждающее единство мнений и оценок, политической организации и экономики. Такое государство поглощает все общество. Тоталитарное государство - это диктатура государства;
  • авторитарное государство характеризуется излишней опекой общества и отдельных граждан, вмешательством во все их внутренние дела, мелочной регламентацией общественных отношений;
  • правовое государство, которое не только закрепляет, но и гарантирует реализацию и защиту основных прав и законных интересов, признает личность свободной и полноправной; 
  • социальное государство - государство, в котором имеются конституционные гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина (особенно социально незащищенных слоев населения), а их надлежащая реализация является важнейшей обязанностью государства; это государство, основанное на законодательство закрепленных принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности;  
  • светское государство - это государство, свободное от какого-либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни, светское государство нейтрально по отношению к религии, в нем признается свобода от религии и атеизма.

2.2 Признаки государства

     Признаки, которые отличают государство от других форм организации общества:

 

1) Суверенитет - верховенство и независимость государственной власти. Различают внутренний суверенитет, т.е. верховенство государственной власти и ее независимость от других властей внутри страны (отдельных граждан, церкви и т п.), и внешний - самостоятельность государственной власти в отношениях с другими государствами. Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ 1993 г. "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

        Принцип суверенитета находится в определенных отношениях с другими общепризнанными принципами и нормами международного и конституционного права. Например, в сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они конституционно закреплены. Во внешних отношениях суверенитет ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, например, запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных (Организация Объединенных наций) или религиозных (Совет Европы) надгосударственных организаций;

2) Территория - это пространство, на которое распространяется суверенитет государства. По сравнению с первобытнообщинным строем государство представляет собой территориальную организацию, т.е. характеризуется делением населения по административно-территориальным единицам, организованным местам жительства (области, департаменты, города и т.п.);

3) Аппарат публичной власти. В ней органами первобытного строя власть имела общественный характер, т.е. с населением и принадлежала общине в целом. Публичный характер государственной власти проявляется в том, что властные органы выделены из общества, стоят над ним, а должностные лица, входящие в эти органы, осуществляют только управленческие функции. Кроме того, государство является единственной организацией, располагающей органами управления и принуждения в масштабах всего общества, в частности, правоохранительными органами - судом, полицией, прокуратурой и т.п., призванными защищать общество от нарушений права;

4) Налоговая система. Созданные в государстве органы власти, должностные лица, полицейские, армия, не принимают участие в создании материальных благ, в производственном труде. Поэтому для их содержания необходимы средства, получаемые в основном за счет налогов, собираемых с населения;

5) Право издавать законы. Государство - единственная политическая организация обладающая возможностью издавать обязательные для всех граждан правовые акты и требовать их исполнения. Ни общественные объединения, ни политические партии не имеют законодательных полномочий.

      К вспомогательным признакам государства относится государственная символика, которая включает в себя герб, флаг, гимн и столицу государства.

  1. Понятие и формы (источники) права.

3.1 Понятие права.

       Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка.

      Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством.                                

      Право – единственная норма, регулирующее воздействие которой, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

3.2 Формы (источники) права.

     Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм (см. схему №1)

Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические  нормы. Например, закон, указ президента, постановление правительства, решение  местного органа самоуправления. В  указанных актах содержатся правила  поведения, исходящие от соответствующих  органов государства. Будучи закрепленными  в правовых нормах, эти правила  приобретают общеобязательное значение.

       В правовых системах формы (источники) права играют не одинаковую, регулятивную и иную роль, обусловленную характером и местом каждой из них в конкретной правовой системе. Однако, не смотря на это, все они постоянно являются весьма важными рычагами воздействия на общественные отношения и различные общественно-политические институты.

 

 

 

 

 

 

Схема № 1

 

 

 

 

 

Заключение 

Уже тысячелетия люди живут  в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями. Естественно, что  еще в глубокой древности они  стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  и перспективах развития государства.

В истории было много теорий, призванных объяснить природу, состояние и развитие государства. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное.  Оно, как сложнейшая социальная система, состоит из нескольких элементов. Это - граждане (народ, нация, население), это - публичная (государственная) власть, это - территория и ее границы, это - государственные ресурсы (налоги, бюджет, собственность), это - установление правового порядка, это - официальное представительство в мировом сообществе. Каждый из названных элементов представляет собой своего рода подсистему со своими составными частями. Связи же между элементами - устойчивые и подвижные, и их забвение чревато ошибками в государственном масштабе.

Изучение процесса возникновения  и развития государства имеет  не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности  и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения  и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления деятельности, точнее установить место и роль государства в  жизни общества и политической системы.

Информация о работе Общие закономерности возникновения государства