Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность сотрудников органов государственной безопасности при обеспечении государствен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Приступая к изучению обстоятельств, исключающих юридическую ответственность и их значение в обеспечении государственной безопасности, необходимо выяснить значение самого термина «ответственность», а также определить место юридической ответственности в таких понятиях как государство и право.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..3
1. Юридическая ответственность..................................................5
1.1 Понятие юридической ответственности, её цели,
функции, принципы и признаки…………………………5
1.2 Основные виды юридической ответственности ……….8
2. Обстоятельства, исключающие юридическую
ответственность……………………………………………….11
2.1 Необходимая оборона…………………………………...11
2.2 Причинение вреда при задержании лица,
совершившего преступление…………………………..12
2.3 Крайняя необходимость………………………………..13
2.4 Физическое или психическое принуждение………….13
2.5 Обоснованный риск…………………………………….14
2.6 Исполнение приказа или распоряжения………………15
3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность,
в работе органов, обеспечивающих государственную безопасность………………………………………………………17.
3.1 Деятельность органов, обеспечивающих государственную безопасность и её особенности…………………………17
3.2 Значение обстоятельств, исключающих юридическую ответственность, в деятельности органов ФСБ…………………21.
4. Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая №1 по праву.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность органов, осуществляющих государственную безопасность, регламентируется нормативно-правовыми актами, такими как:

  • Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 года № 40-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года № 144-ФЗ;
  • Указ Президента РФ «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года» от 12.05.2009 года № 537.

Основным назначением  Федеральной службы безопасности является обеспечение безопасности Российской Федерации на правовой основе, определённой в Конституции РФ и других правовых актах. Деятельность ФСБ РФ осуществляется также в соответствии с международными договорами РФ. Основными направлениями деятельности ФСБ являются:

– контразведовательная деятельность (Федеральный закон от 27.07.2006 № 153-ФЗ), предусматривающая ограничения конституционных прав граждан в ходе проведения гласных и негласных мероприятий с санкцией суда;

– борьба с терроризмом (Федеральный закон от 27.07.2006 № 153-ФЗ) предусматривающая проведение гласных и негласных, оперативно-боевых и иных мероприятий на основе закона «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовного и уголовно-процессуального законодательства;

– борьба с преступностью (Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ). Проводя мероприятия по выявлению и пресечению шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ, ФСБ РФ руководствуется законом «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;

– разведывательная деятельность (Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ) осуществляется на основании нормативных правовых актов федерального законодательства, определяющих порядок проведения и использования специальных методов и средств;

– пограничная деятельность (Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ);

– обеспечение информационной безопасности (Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ).

На основании статьи 13 Федерального закона «О федеральной  службе безопасности» органам ФСБ РФ предоставляется право:

  • использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;
  • использовать подразделения специального назначения органов ФСБ РФ и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов ФСБ РФ, а также физическую силу против находящихся за пределами территории РФ террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности РФ;
  • беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

Статья 14 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»  даёт сотрудникам ФСБ РФ право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приёмы борьбы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовая защита сотрудников  органов ФСБ РФ определена в статье 17 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»:

  • запрет на вмешательство в служебную деятельность сотрудников ФСБ РФ (кроме государственных органов и уполномоченных федеральными законами должностных лиц);
  • установление ответственности лиц за воспрепятствование исполнению сотрудником ФСБ РФ своих обязанностей;
  • при исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов ФСБ РФ или решения суда;
  • сведения о сотрудниках органов ФСБ РФ, выполнявших или выполняющих задания в специальных службах и организациях государств, в преступных группах, составляют государственную тайну.

Проанализировав всё выше сказанное, можно в общих чертах представить специфику и особенности деятельности органов, обеспечивающих государственную безопасность, которая  по сути своей является видом юридической государственной правоохранительной деятельности по противодействию преступности, обеспечению национальной безопасности. Специфические черты деятельности органов ФСБ РФ получили законодательное закрепление. Отдельный закон о «Оперативно-розыскной деятельности» определил конкретную правовую основу деятельности сотрудников органов ФСБ РФ (ч.1 ст.8 Закон об ОРД), которым в силу своей профессиональной деятельности приходится проводить мероприятия с нарушением и ограничением конституционных прав и свобод граждан (ч. 2. ст. 23, 25, ч.3 ст.55 Конституции РФ):

  • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемым по сетям электрической и почтовой связи;
  • право на неприкосновенность жилища.

Давая широкие полномочия, государство требует от органов, обеспечивающих безопасность неукоснительного соблюдения принципа законности.

 

3.2 Значение обстоятельств, исключающих юридическую ответственность, в деятельности органов ФСБ РФ.

Особое значение приобретают  обстоятельства, которые исключают  применение юридической ответственности в повседневной деятельности органов ФСБ РФ и её сотрудников.

В  Федеральном Законе об «Оперативно-розыскной деятельности»  предусмотрена социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (ст. 16 ФЗ ОРД):

  • запрещение вмешательства в законные действия должностных лиц, осуществляющих ОРД, за исключением уполномоченных федеральным законом представителей;
  • в ходе проведения ОРД должностное лицо подчиняется только непосредственному и прямому начальнику, а при получении приказа или указания, противоречащего закону, получает право руководствоваться законом;
  • допускается вынуждение причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом при правомерном выполнении своего служебного и общественного долга.

К разряду противоправных действий в ходе ОРМ можно отнести некоторые операции, при проведении которых требуются действия, свидетельствующие о криминальных наклонностях исполнителя, а оперативный эксперимент может включать в себя моделирование обстановки и условий совершения преступлений. В данной ситуации необходимы чёткие критерии, согласно которым можно провести разграничения правомерных действий от неправомерных действий в ходе ОРМ.

Например, в ФЗ от 24.07.2007г. № 211-ФЗ в качестве дополнительной меры соблюдения прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ был установлен запрет органам и должностным лицам подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, т.е. совершать провокацию. Однако закон не даёт чёткого перечня действий подпадающих под понятие провокации, а в содержании многих ОР операций могут быть элементы провокационного поведения исполнителей. Судебная практика Верховного и Конституционного Судов, а также Европейского суда по правам человека выработали критерии, которые исключают трактовку подобных действий, как провокации, если данные действия преследуют решение задач ОРД, проводятся при наличии законных оснований, а умысел объекта ОРМ формируется независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений или лиц, оказывающих им содействие.

Законность проведения ОРМ базируется на положениях ст.7 и ст.8 ФЗ об «ОРД», а, следовательно, сотрудники органов ФСБ РФ освобождаются от юридической ответственности, хотя их действия формально могут содержать признаки состава преступления. Граница между наличием и отсутствием состава преступления определяется по субъективной стороне. Действия участников ОРМ (разрешённые законом ОРД и выполненные с соблюдением его требований) не трактуются, как противоправные деяния, поскольку они регламентированы Законом, лишены общественной опасности, не причиняют вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям, а обеспечивают охрану этих отношений от преступных посягательств.

Признание правомерности  вынужденного причинения вреда правоохранительным интересам в ходе ОРД нашли своё отражение и в ряде аналогичных нормативных актов других органов, осуществляющих ОРД. Например, согласно Закону РФ «О полиции» сотрудники не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причинённый правонарушителю применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причинённый вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

В борьбе с отдельными видами преступных проявлений допускается  возможность правомерного причинения вреда охраняемым интересам. Например, статья 21 ФЗ «О борьбе с терроризмом» допускает вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам в ходе проведения контртеррористической операции (на основании и в пределах установленных законом). Военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от юридической ответственности за вред, причинённый при проведении контртеррористической операции в соответствии с законодательством РФ – статьями 37 – 39 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА:

 а) нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Конституция Российской Федерации. – М. : Издательство «Омега-Л», 2011. – 39с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 10 октября 2012 г. – М. : Эксмо, 2012. – 256 с. – (Актуальное законодательство).

3. Федеральный закон  «О федеральной службе безопасности».  – М. : Издательство «Омега-Л», 2012. – 27 с. – (Законы Российской Федерации).

4. Федеральный закон  «Об оперативно-розыскной деятельности» : текст с изменениями и дополнениями на 2012 г. – М. : Эксмо, 2012. – 32 с. – (Актуальное законодательство).

5. Федеральный закон «О полиции» : текст с изменениями и дополнениями на 2012 г. – М. : Проспект, 2012 г. – 48 с.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 12.10.2012. – М. : Изд-во Омега-Л, 2012 г. 143 с.

7. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. Опубликовано: 19 мая 2009 г. в «РГ» - Федеральный выпуск № 4912.

 

  1. ЛИТЕРАТУРА:

     а) учебники  и учебные пособия 

     1. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. – М. : Норма, 2007. – 496 с.

     2. Теория  государства и права: Учебник для вузов. Гриф УМО МО РФ. Лазарев В.В. Липень С.В. – М. : Юрайт-Издат., 2010. – 640 с.

     3. Радько  Т.Н. Государственное устройство  РФ : учебное пособие. – Москва : Проспект, 2012. – 80 с.

     4. Комментарий  к Федеральному закону Российской  Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» / под ред. А.И. Алексеева и В.С. Овчинского. – Москва : Проспект, 2013. – 176 с.

    5. Комментарий  к Уголовному кодексу Российской  Федерации / Ю.В. Грачёва, Л.Д.  Ермакова, Г.А. Есакова [и др.] ; отв. ред. А.И.Рарог. – 9-е изд. перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2013. – 888 с.

 

    б) справочники

    1. Словарь русского  языка : В 4-х т. / АН СССР, Ин-т  рус.яз. ; Под. ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. –  М. : Русский язык, 1981. – 698 с.

    2. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов – М. : Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.




Информация о работе Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность сотрудников органов государственной безопасности при обеспечении государствен