Официальное толкование права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной дипломной работы является изучение понятия толкования права, в особенности теории и практики официального толкования.
Вышеуказанная цель предопределяет основные задачи исследования:
1. Теоретический анализ понятия толкования права.
2. Рассмотрение видов толкования права.
3. Анализ официального толкования права, в частности, его видов и субъектов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и виды толкования права
1.1. Понятие толкования права………………………………………………….. 5
1.2. Виды толкования права………………………………………………………8
2. Официальное толкование права
2.1. Понятие, субъекты и виды официального толкования………………….. 12
2.2. Место официального толкования в правоприменительной деятельности……………………………………………………………………. 15
Заключение……………………………………………………………………… 23
Библиографический список……………………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

курсовая).doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)


Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

(РПА Минюста  России)

 

Юридический факультет

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

 

 

 

 

 

Выполнил студент

учебной группы 9232  1-ого курса 

заочного отделения

Сергина Екатерина Александровна

 

 

                                                                                         Научный руководитель

                                     Зав. кафедрой

                                                           доктор исторических наук 

                                                        профессор В.И.Скрябин.

                                                                          

 

 

Дата защиты   ___________________

 

Оценка _________________________

 

 

 

 

 

 

Тула 2010

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Понятие и виды толкования права

1.1. Понятие толкования  права………………………………………………….. 5

1.2. Виды толкования  права………………………………………………………8

2. Официальное толкование  права

2.1. Понятие, субъекты и виды официального толкования………………….. 12

2.2. Место официального толкования в правоприменительной деятельности……………………………………………………………………. 15

Заключение……………………………………………………………………… 23

Библиографический список……………………………………………………. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Толкование права в целом, и официальное толкование права в особенности, занимает важное место в механизме правового регулирования, включается в процессы правотворчества, систематизации законодательства, реализации права.

Официальное толкование, его результаты, выражающиеся в актах толкования различных государственных органов, предоставляет возможность отыскать и изучить те правовые акты, правовые предписания, которые необходимы в каждом конкретном случае реализации норм права. В сфере правоприменительной деятельности встречаются различные практические ситуации, которые трудно решать без такого предоставляемого официальным толкованием инструментария как акты официального толкования.

Официальное толкование способствует обеспечению единства понимания правовых актов и единства их применения, укреплению законности в правовой деятельности в целом.

Официальное толкование права представляет собой одну из сложных теоретических и практических проблем, существующих в общей теории права и государства, отраслевых юридических науках. Официальное толкование права во многом зависит от происходящих в государстве реформ - правовых, экономических, политических, социально-культурных, - нацеленных на формирование гражданского общества и правового государства, и в первую очередь проводимых в сфере механизма государства.

В связи с вышеизложенным актуальность приобретают традиционные общетеоретические вопросы толкования права, специфика официального толкования применительно к его субъектам, видам издаваемых ими актов официального толкования, их практическому значению, особенно в правоприменительной деятельности.

Аспекты темы исследования недостаточно изучены в юридической литературе. Официальное толкование права является одним из видов толкования права в целом. Такое подчиненное положение официального толкования права предопределило то, что этот аспект освещался практически во всех работах, посвященных толкованию в целом.

Однако, как правило, подробно проблема официального толкования права не разрабатывалась.

Среди современных исследователей, внесших существенный вклад в изучение проблемы официального толкования, следует назвать, прежде всего, Александрова Н.Г., Алексеева С.С., Афанасьева B.C., Венгерова А.Б., Вильнянского СИ., Вопленко Н.Н., Гранат Н.Л., Кененова А.А., Коренева А.П., Лазарева В.В., Наумова А.В., Недбайло П.Е., Пиголкина А.С., Реза Р., Рене Д., Сабо И., Спасова Б., Тимофеева М.С., Хабриеву Т.Я., Черданцева А.Ф., Черникова В.В., Шаргородского М.Д., Шляпочникова А.С., Элькинд П.С. и др.

Целью исследования данной дипломной работы является изучение понятия толкования права, в особенности теории и практики официального толкования.

Вышеуказанная цель предопределяет основные задачи исследования:

1. Теоретический анализ понятия толкования права.

2. Рассмотрение видов  толкования права.

3. Анализ официального толкования права, в частности, его видов и субъектов.

4. Выявление роли официального толкования в правоприменительной деятельности органов государства.

Объектом данного исследования является теория толкования права и ее результаты. Предметом исследования является деятельность отдельных субъектов права по осуществлению толкования права.

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды толкования права

1.1. Понятие толкования  права

Под толкованием норм права понимается деятельность органов  государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли социальных сил, стоящих у власти. Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм, так или иначе, связано с уже существующими законодательными положениями1.

Немаловажное значение имеет толкование и для создания сводов законов, собраний и справочников по законодательству, для учета нормативных актов. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража, другими государственными органами, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д2.

В процессе толкования устанавливаются  смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность, возможные  последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно-историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т.д. Для правильного выявления воли, выраженной в нормативном акте, необходимо проанализировать сам текст нормативного акта, преамбулу, официальные и неофициальные его разъяснения, другие близкие по содержанию нормы, материалы периодической печати, научные работы и т.д. Тем не менее, главным объектом толкования при строгом режиме законности должен быть текст нормативного акта, поскольку в нем, в первую очередь, находит свое выражение воля законодателя.

Толкование особенно важно для работников правоприменительных  органов, так как применение права  для них является одной из основных обязанностей, той формой, в которой  воплощается их деятельность. Однако это не умаляет значения толкования и гражданами. Известно правило, что незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов3.

Цель толкования - правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку. Оно призвано противодействовать любым попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить букву и дух закона, выяснить смысл того, что законодатель сформулировал. Основной идеей, которой должно быть проникнуто учение о толковании, является идея охраны и всемерного укрепления законности. Толкование не вносит и не может вносить поправок и дополнений в действующие нормы. Оно призвано лишь объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе4.

Естественно, толкование невозможно в отрыве от общественно-политической обстановки в стране, но это вовсе  не означает, что в процессе толкования под предлогом учета изменившихся условий, потребностей социально-политического и хозяйственного развития можно отходить от точного смысла правовых норм, изменять содержание нормы, вложенное в нее законодателем.

Законы изменяются и  приспосабливаются к новым условиям не в процессе их толкования и применения, а в установленном порядке самим законодателем. В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе государственная воля. Оно не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании и где необходимо издание новых нормативных актов.

Законность обеспечивает верховенство закона над всеми другими  нормативными актами, его высшую юридическую  силу. В отношении толкования это  верховенство проявляется в том, что смысл подзаконных актов понимается и объясняется в точном соответствии с законом5.

Толкование норм права  представляет собой сложное, комплексное  явление, его можно рассматривать  в двух аспектах:

1. уяснение смысла  нормы и его объяснение, т.е.  процесс мышления лица, изучающего правовую  норму. Это необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения конкретного дела, проведения кодификационной работы, составления собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов, издания акта - разъяснения нормы права и т.д.;

2. толкование предполагает  разъяснение содержания нормы.  Это деятельность определенных  органов и лиц, имеющая самостоятельное  и специальное значение. Ее цель - обеспечить правильное и единообразное  осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Толкование-разъяснение обязательно должно быть зафиксировано либо в форме официального акта государственного органа или иного органа, наделенного властными полномочиями, либо в форме даваемых общественными организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера.

Таким образом, в первом случае речь идет о различных приемах  уяснения норм права - текстовом, систематическом, историко-политическом. Здесь же нужно говорить о тех результатах, к которым приходит интерпретатор, использовав все приемы уяснения (буквальное, распространительное и ограничительное толкование). Во втором случае рассматриваются такие виды толкования, как официальное, которое может быть нормативным и казуальным, и неофициальное6.

Указанные аспекты наиболее четко просматриваются при применении права: лицо или орган, применяющие  юридические нормы, должны уяснить  их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой права. Уяснение нормы преследует цель установить ее смысл в полном объеме, в то же время разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или иного термина, объяснить, на кого распространяет свое действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими, близкими по смыслу, нормами и т.д. Уяснению подлежат в принципе, все нормативные акты, разъяснению - лишь те, по поводу которых возникают сомнения или разногласия на практике. За уяснением вовсе не обязательно должно следовать разъяснение, и в большинстве случаев достаточно лишь уяснить смысл закона, чтобы вынести решение по делу7.

1.2. Виды толкования  права

Толкование – разъяснение может  быть классифицировано по различным основаниям:

  1. По юридической силе  выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование так же подразделяется на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование.

Неофициальное толкование подразделяется на доктринное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное.

  1. По объему выделяют три вида толкования: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Так же толкование можно  подразделить на устное и письменное.

Об официальном толковании речь пойдет в следующей главе исследования.

Неофициальное толкование в отличие от официального, не является юридически обязательным. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов, т.к. оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Такое толкование может быть как устным, так и письменным. Важной его особенностью является то, что оно не связано с властью, принуждением, показаниям. Какие-либо санкции здесь исключены.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, компетентное и доктринное.

Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Это житейский уровень понимания права, его интерпритация рядовыми гражданами. Это толкование отражает правосознание основной массы населения. Как правило, оно сопровождается высказыванием поверхностных и неверных суждений, но и люди без юридического образования проявляют способности правильно ставить вопросы и находить подходы к их решению.

Информация о работе Официальное толкование права