Ограничения и запреты, связанные с государственной службой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.

Содержание работы

Определение понятия и правовой основы государственной службы Российской Федерации 3
Условия для поступления на государственную службу 5
Ограничения и запреты, связанные с государственной службой 6
Гарантии на государственной службе 9
Список источников и использованной литературы 10

Файлы: 1 файл

Ограничения и гарантии на государственной службе.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

                    стр

 

  1. Определение понятия  и правовой основы государственной службы  Российской Федерации            3
  2. Условия для поступления на государственную службу     5
  3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой   6
  4. Гарантии на государственной службе       9
  5. Список источников и использованной литературы              10
  6.  
  7. Определение понятия  и правовой основы государственной службы  Российской Федерации

 

Государственная служба Российской Федерации  регулируется федеральными законами  - ФЗ-№58 « О системе государственной службы Российской Федерации» N 79-ФЗ « О государственной службе Российской федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации; федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.

 

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной  службы:

государственная гражданская  служба;

военная служба;

правоохранительная  служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

 

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается федеральным законом о виде государственной службы.

 

Должности государственной службы

 

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом  или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

 Должности государственной  службы подразделяются на:

должности федеральной государственной  гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности правоохранительной службы.

 

Специальными правовыми актами и нормами регулируются многие вопросы  государственной службы в военизированных  и правоохранительных органах, а  также в органах, работники которых в силу служебных обязанностей соприкасаются с населением, деятельностью различных предприятий, учреждений и организаций, осуществляют специальные контрольно-надзорные функции (транспорта, связи, различных инспекций и др.). Например, законами Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и военной службе», от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих», от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»; Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года и др. В различных правовых актах предусматриваются особенности государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных органах.

Отношение Конституций и уставов  соответствующих субъектов Российской Федерации к вопросам их государственной службы отличается пестротой. С этой точки зрения можно сгруппировать Конституции и уставы, которые:

a) содержат отдельные главы,  посвященные государственной службе  данного субъекта Российской  Федерации. Например, уставы Липецкой, Курганской, Свердловской областей. Устав Свердловской области в этом отношении является уникальным. В нем достаточно подробно регламентируются вопросы, касающиеся понятия и организации государственной службы; понятия государственного служащего области, ответственности и ограничения прав государственных служащих, гарантий осуществления ими прав;

b) относят государственную службу  субъекта Российской федерации  к его ведению (см., например, п.  «о» ст. 37 Устава Ставропольского  края, п. «л» ст. 5 Устава Иркутской области);

c) ограничиваются отнесением к  ведению данного субъекта Российской  Федерации учреждение его наград  и почетных званий и иных  мер поощрения (см., например, п. 19, ст. 81 Конституции Республики Дагестан, п. «к» ст. 22 Устава Оренбургской  области). Нередко прямое указание на этот счет отсутствует, но такое полномочие вытекает из компетенции тех или иных органов и глав субъектов Российской Федерации, глав их администраций.

Но, Конституции и уставы субъектов  Российской Федерации являются не единственными актами, содержащими нормы по вопросам государственной службы. Субъекты вправе регулировать их с помощью других правовых актов. В ряде субъектов уже приняты законы о государственной службе.

В систему правовых актов о государственной  службе входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных их должностных лиц; должностные инструкции и др.

Как правило, специальные правовые акты, касающиеся вопросов государственной службы, распространяют свое действие на определенные категории государственных служащих.

В нормативных актах и литературе отражены различные представления  о понятии служащего. Основная причина  этого — разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает к его сущности определение, согласно которому служащими признаются «работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату...». По общему правилу, результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение работ или оказание услуг материального характера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий учреждений, либо с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению.

В соответствии с законом об основах  государственной службы государственным  служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

а)   гражданин Российской Федерации;

б)   замещает государственную должность в государственном органе;

в)   замещает в таком органе должность государственной службы;

г)    выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д)   получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Лица, занимающие должности в государственных  органах, а также на государственных  предприятиях, в учреждениях и  организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, государственными служащими не являются.

2.Условия для поступления  на государственную службу

Статья 32 Конституции Российской Федерации  установила право равного доступа граждан к государственной службе. Поэтому при поступлении на службу и при ее прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Однако существует несколько ограничений, касающихся особых случаев, когда гражданин не может быть принят на государственную службу, и находиться на ней (ст 17 ФЗ-58):

-признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

-лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

-наличия подтвержденного заключением  медицинского учреждения заболевания,  препятствующего исполнению им  должностных обязанностей;

-отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин,

-связано с использованием таких сведений;

-близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

-наличия гражданства иностранного  государства, за исключением случаев,  если доступ к государственной  службе урегулирован на взаимной  основе межгосударственными соглашениями;

-отказа от представления сведений о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащим ему на праве собственности.

3.Ограничения и запреты,  связанные с государственной  службой

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой регулируются ст. 17 ФЗ-58.

Исходя из принципа разделения властей, положения ч. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации, согласно которой депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, государственному служащему не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Ему лично или через доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получение прибыли, скажем, заниматься производством, реализацией или приобретением продукции или товаров с целью извлечения прибыли.

Государственному  служащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организацией любой формы собственности и организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т. д.).

Но, имеются исключения, государственный  служащий может состоять членом органа управления, когда это предусмотрено федеральным законом или ему в законодательном порядке поручено участвовать в управлении данной организацией. Так, Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" установлено, что представители государства в органах управления АО, акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности, осуществляют свою деятельность в органах управления указанных обществ в соответствии с этим Указом, решениями Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти или Российского органа федерального имущества, от имени которых они действуют. Определен порядок назначения представителей государства и заключения с ними договоров. На практике нередки случаи, когда по постановлению Правительства РФ в состав совета директоров открытого АО (регионального или межрегионального значения) включается глава администрации соответствующей области.

Государственному служащему запрещается  быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном  органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

Государственный служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и доложить об этом руководителю государственного органа.

Ему запрещается использовать в  неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного  обеспечения, другое государственное  имущество и служебную информацию. Государственный служащий не имеет права использовать информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в личных целях, а также с целью получения коммерческой выгоды любыми негосударственными предприятиями или гражданами.

Информация о работе Ограничения и запреты, связанные с государственной службой