Октябрьский переворот и создание советского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 07:19, контрольная работа

Описание работы

Великая Октябрьская социалистическая революция со всей убедительностью потвердила теоретический вывод марксизма-ленинизма о том, что предварительным условием строительства социализма является создание социалистического государства, выступающего в качестве главного орудия преобразования всего общества. Несмотря на некоторые особенности строительства социалистической государственности в СССР, основные закономерности ее возникновения и развития – общие для всех стран, осуществляющих переход от капитализма к социализму.

Содержание работы

Введение 3
Октябрьская революция 1917 г. и формирование новой власти 5
Правовая политика Советского государства 8
Конституция РСФСР 1918 г. 11
Создание и развитие системы правоохранительных органов 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

История государства и права.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

                                                Красноярский филиал

негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский 

Гуманитарный университет профсоюзов»

 

 

 

Специальность 030501.65

«Юриспруденция»

 

 

 

 

Дисциплина: История отечественного государства и права

 

 

Контрольная работа

 

 

Тема: Октябрьский переворот и создание советского государства

 

 

 

 

 

                                                     Выполнил: студент 1-ЮСО

                                                                            Курсова К.В.

                                                        Проверил: Аникевич А.Г.

 

 

 

                                Красноярск 2007

 

Содержание

 

 

Введение                                                                         3

Октябрьская революция 1917 г. и формирование новой власти        5

Правовая политика Советского государства                                        8

Конституция РСФСР 1918 г.                                                                 11

Создание и развитие системы  правоохранительных органов            13

Заключение                                                                                       16

Список использованной литературы                           18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение

 

       Великая Октябрьская социалистическая революция со всей убедительностью потвердила теоретический вывод марксизма-ленинизма о том, что предварительным условием строительства социализма является создание социалистического государства, выступающего в качестве главного орудия преобразования всего общества. Несмотря на некоторые особенности строительства социалистической государственности в СССР, основные закономерности ее возникновения и развития – общие для всех стран, осуществляющих переход от капитализма к социализму.

  Одна из этих  главных закономерностей состоит  в том, что социалистическое  государство возникает только  в результате социалистической  революции. Эта революция, в зависимости от конкретных исторических условий, характера сопративления эксплуататорских классов и соотношения сил на международной арене, может развиваться как мирным, так и немирным путем.

   Буржуазные историки  извращают историю, пытаясь свалить на коммунистов вину за кровопролитную гражданскую войну, навязанную рабочему классу буржуазией и помещиками. В развитии революционного движения в России был период, когда социалистическая революция могла пойти мирным путем, и наша партия отстаивала этот путь как реально возможный и целесообразный. Партия исходила в этом процессе из указаний В.И. Ленина, который не раз подчеркивал, что рабочий класс предпочел бы мирно взять власть в свои руки. Правда В.И. Ленин считал, что мирный путь – «вещь чрезвычайно редкая и трудная, ибо революция есть наибольшее обострение самых острых классовых противоречий...».

Но тем более, по его  мнению, необходимо обязательно попытаться осуществить любую возможность, если есть даже один шанс из ста.

   Мирный путь социалистической революции в России не удался, таким образом, не по вине коммунистов. Если бы это зависело только от них, дело могло бы обойтись и без вооруженного восстания, а тем более без гражданской войны.

   Новое, революционное  право служило выражением воли рабочего класса и всех трудящихся. Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все меры к тому, чтобы в процессе создания законодательных актов вовлекались самые широкие массы, поощряя революционное правотворчество, отражавшее опыт трудящихся. Местным Советам предоставлялось право не только приводить в жизнь декреты центральной государственной власти но и издавать собственные обязательные для населения постоновления. Издававшиеся Советами акты содержали множество правовых норм, регулировавших различные стороны жизни. Хотя в этом процессе неизбежны были отдельные ошибки, в частности попытки противопостовлять местные интересы общегосударственным, нормотворчество мест сыграло огромную роль в создании социалистического права.

   Формирование системы законов социалистического государства было неразрывно связано с борьбой за точное и неуклонное их соблюдение. С момента своего возникновения социалистическое государство рассматривает законность как важнейший принцип организации и деятельности всех своих органов. Хотя требование законности как политический лозунг было выдвинуто буржуазией она давно уже отказалась от этого принципа, который по мере развития капитализма становиться все более и более ей ненужным.

 

 

 

 

 


В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 34, стр. 222.

   Октябрьская революция 1917 г. и формирование новой власти

 

 

 

    В ходе восстания в Петрограде к 25 октября 1917 г. все ключевые пункты в городе были заняты отрядами Петроградского гарнизона и рабочей Красной Гвардией. К вечеру этого дня начал работу Второй Всероссийский съезд Cоветов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший себя высшим органом власти в России. Был сформирован Совет Народных Комиссаров. Ставший правительством России. Второй съезд советов провозгласил переход власти в центре и на местах Советам. Съезд избрал новый ВЦИК, были приняты декреты. Декрет о мире содержал предложения о заключении мира между враждующими государствами, об отказе от аннексий и контрибуций. Декрет о земле провозглашал многообразие форм землепользования, конфискацию помещичьих земель и имений. Право частной собственности на землю отменялось. Земля переходила «во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней».

   Выборы в Учредительное  собрание проходили в ноябре 1917 г. Большинство мест получили представители партий левого центра. 5 января открылось Учредительное собрание. Председатель ВЦИК зачитал от имени ВЦИК и ЦК партии большевиков «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой формулировались главные политические, социальные и экономические цели партии: диктатура пролетариата, национализация земли и т.п. Большинство Учредительного собрания отказалось обсуждать документ, и большевистская фракция  покинула заседание. В конце дня красногвардейский караул закрыл заседание. На другой день ВЦИК издал Декрет о роспуске Учредительного собрания, а правительственные войска разогнали в Петрограде демонстрацию, организованную в его поддержку.

   После роспуска  Учредительного собрания единственным  высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. В начале своего существование ВЦИК был постоянно действующим органом. Планерные заседания проходили не реже одного раза в две недели. Заседания в узком составе собирались по мере надобности, по инициативе партийных фракций или по требованию группы членов ВЦИК (не мене 10 человек). Организацию и ведение текущей работы осуществляли отделы ВЦИК.

   Второй Всероссийский  съезд Советов избрал правительство  – Совет народных Комиссаров  «для управления страной впредь  до созыва Учредительного собрания».  Было создано 13 народных комиссариатов. Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК. В экстренных случаях СНК мог издавать Декреты без предварительного их обсуждения во ВЦИК. Последний утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение. В декабре 1917 г. в состав правительства вошли представители левых эсеров. Заседания СНК проходили ежедневно, а с декабря 1917 г. сложилась практика проведения совещаний заместителей наркомов, с января 1918 г. эта форма работы была превращена в постоянную действующую комиссию СНК. ЕЕ решения утверждались правительством без повторного утверждения.

   В июне 1918 г.  ВЦИК исключил из своего состава  представителей партий эсеров  и меньшевиков после июльского  выступления левых эсеров.

  Система власти  на местах в целом сложилась  за период с октября 1917 г. по февраль 1918 г. В этот период Советы после известия о победе большевиков в Петрограде стали повсеместно брать власть на местах мирным или вооруженным путем. Местные советы сами определяли структуру и направление деятельности своих исполнительных органов. В конце декабря 1917 г. НКВД издал обращение и инструкцию для местных Советов, призвав Советы «овладевать аппаратом местного самоуправления, захватывая все правительственные учреждения». Городские и земские органы местного самоуправления либо ликвидировались как враждебные, либо, поставленные под контроль местных Советов, продолжали некоторое время работать.

   В ноябре 1917 г. СНК принял  декрет «О праве отзыва», на  основе которого из Советов  стали отзываться меньшевики  и эсеры, перевыборы проходили  не реже одного раза в квартал. Деятельность центральных государственных органов осуществлялась под контролем партийных органов.

   Третий съезд Советов  стал объединительным для Советов  рабочих, солдатских, крестьянских  и казачьих депутатов. Большинство  на нем принадлежало партии большевиков. Съезд принял программный документ, не принятый Учредительным собранием, - «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Декларация определяла Россию Республикой Советов и подчеркивала всевластие этих органов в центре и на местах. Государственное устройство определялось как федерация национальных республик. Провозглашалась социализация земли, отмена частной собственности на землю. Провозглашалось введение трудовой повинности «в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства». Декретировались вооружение трудящихся и формирование Красной Армии. Декларация подтвердила решение СНК о предоставлении независимости Финляндии и самоопределении Армении. Предоставлялось право каждой нации самостоятельно решать, на каких условиях желают участвовать их представители в федеральном правительстве и других федеральных учреждениях. В целом декларация предоставляла местам большую самостоятельность и независимость от центра.

  В этот период государство  выполняет функции: охрана правопорядка и защита собственности; социально-экономическую; налоговую; законодательную; оборонную.    

                    Правовая политика Советского государства

 

   Правовое регулирование экономики выражалось прежде всего в мерах по национализации промышленности, финансов и транспорта. Национализация крупной промышленности началась уже осенью 1917 г. Этот процесс прошел в несколько этапов. На первом национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных, так и местных.

   С весны 1918 г. начался  начался новый этап – национализация  не отдельных предприятий, а  целых отраслей промышленности, внутри которых устанавливался количественный критерий национализации – размер основного капитала предприятия. В июне 1918 г. декретом СНК была проведена национализация предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной, деревообрабатывающей, табачной, стекольной, керамической, кожевенной, цементной промышленности, а также паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и железнодоржного транспорта.

   Еще в декабре 1917 г.  ВЦИК издал декрет о национализации  банков, объявив банковское дело государственной монополией. Летом 1918 г. были национализированы сахарная и нефтяная промышленность, железные дороги, еще раньше – речной флот и внешняя торговля.

  Управление национализированными предприятиями возлагалось на Всероссийский совет народного хозяйства. ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Он координировал работу хозяйственных наркоматов, совещаний, органов рабочего контроля, фабрично-заводских и профессиональных организаций. В известной мере его деятельность напоминала работу военно-промышленных комитетов периода 1915-1917 гг.

   Структура ВСНХ включала: Всероссийский совет рабочего  контроля, комиссию из представителей  народных комиссаров, группу экспертов, отраслевые отделы. Руководящим органом было бюро ВСНХ.

  В компетенцию ВСНХ входили:  конфискация, реквизиции, секвестры предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдицирования отраслей промышленности и торговли, другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.

   Местными органами ВСНХ  стали областные, губернские, уездные  совнархозы, формировавшиеся при  соответствующих советах. 

  В декабре 1917 г.  ВЦИК принял положение о рабочем  контроле. Эта форма была первой  в ряду других мер по управлению  экономикой, введенных новыми властями. Рабочий контроль в лице фабрично-заводских  комитетов устанавливался на  всех промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспртных, кооперативных предприятиях, использующих наемный труд. На местах создавались советы рабочего контроля, центральным органом становился Всероссийский совет рабочего контроля.

 В состав последнего  входили: представители ВЦИК, Всероссийского совета профсоюзов, Всероссийского центра рабочей кооперации, Всероссийского союза инженеров и техников. Органы рабочего контроля имели право наблюдать за производством, устанавливать минимум выработки, выявлять себестоимость продукции, контролировать долевую переписку и документацию. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий, обжаловать их можно было только в вышестоящие органы рабочего контроля.

  Третий этап национализации  промышленности приходиться на период гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. ВСНХ принимает положения, объявившие все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти или десяти человек национализированными. Тем самым национализации подвергались не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности.

Информация о работе Октябрьский переворот и создание советского государства