Октябрьский переворот и создание советского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 07:19, контрольная работа

Описание работы

Великая Октябрьская социалистическая революция со всей убедительностью потвердила теоретический вывод марксизма-ленинизма о том, что предварительным условием строительства социализма является создание социалистического государства, выступающего в качестве главного орудия преобразования всего общества. Несмотря на некоторые особенности строительства социалистической государственности в СССР, основные закономерности ее возникновения и развития – общие для всех стран, осуществляющих переход от капитализма к социализму.

Содержание работы

Введение 3
Октябрьская революция 1917 г. и формирование новой власти 5
Правовая политика Советского государства 8
Конституция РСФСР 1918 г. 11
Создание и развитие системы правоохранительных органов 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

История государства и права.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

   Централизованная  система управления промышленностью,  сосредоточенная в ВСНХ, сложилась к концу 1918 г. и получила название «главкизма». Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков распространялась даже на кустарную промышленность. Составной частью главкизма стала трудовая повинность как специфическая форма привлечения к труду. Широко использовались трудовые армии, комплектующиеся из резервистов и «нетрудовых элементов». С ноября 1918 г. на военное положение был переведен весь транспорт страны.

  В области сельского  хозяйства экономическая политика вылилась в форму продовольственной разверстки,

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Конституция РСФСР 1918 г.

 

Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций. Представителем комиссии стал Я. Свердлов. Оппозиция настаивала на слиянии СНК с Всероссийским центральным исполнительным комитетом. Более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий. Все предложения оппозиции были отвергнуты созданной в июне 1918 г. специальной комиссией во главе с В.И. Лениным. В июне 1918 г. ВЦИК исключил из своего состава представителей партий эсеров и меньшевиков. 10 июля 1918 г. на V съезде советов была принята первая Советская Конституция. В Конституцию в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В Декларации определялась социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата и ее политическая основа – система советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальнальные республики. Предусматривалось также создание областных национальных союзов. Съезд советов избрал ВЦИК. ВЦИК формировал правительство РСФСР – СНК. На местах съезды советов формировали свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы. Законодательную власть в РСФСР исполняли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Советы проводили в жизнь решения выщестоящих органов и подчинялись им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма».

   Были лешены  избирательных прав: лица, использующие  наемный труд в целях извлдечения  прибыли; лица, живущие на «нетрудовые  доходы»; частные торговцы и посреднеки; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. При выбюоре на Всероссийский съезд советов городские советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тыс. избирателей, во втором – от 125 тыс. избирателей. Это должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Прямыми были выборы в городские и сельские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов – фильтр, предназначенный для совета отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, что на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

        Создание и развитие системы правоохранительных органов

 

   Слом старой  судебной ситемы начался по  инициативе местных советов. Стихийно  возникавшие судебные органы  носили достаточно многообразный характер: революционные суды, народные суды, мировые суды, суды народной совести, административные суды. В своих решениях эти суды руководствлвались «революционным правосознанием», «революционной совестью» и обычиями. Первым государственным актом, положившим начало формированию единой судебной системы стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР – Декрет о суде №1. Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировалась прокуратура и адвокатура., институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллигиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными советами. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских и уголовных дел.

   Обвинителями, защитниками  проверенными в суде могли  быть любые лица, пользующиеся  гражданскими правами по Конституции.  Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

   Кассационными  инстанциями, рассматривавшими не  вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассационное обжалование могло вести к отмене приговора или решения нижестоящего суда, если вышестоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нарушения процессуальных, уголовных норм, несправидливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

   В своей деятельности  суды должны были руководствавться  декретами ВЦИК, СНК, положениями  политических программ, «революционным  правосознанием» и «законами  свергнутых правительств», если  они не противоречат выше перечисленным  нормам и принципам. Однако уже в ноябре 1918 г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

   В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет  о суде № 2, расширивший подсудность  местных судов. Новой инстанцией  стали окружные суды, состоявшие  из трех постоянных членов и четырех народных заседатилей и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. Предполагалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако эти органы так и не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. были ликвидированы окружные суды.

   В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширявший компетенцию местных судов. Следственные комиссии переподчинялись  местным советам. Кассационные жалобы рассматривали советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Создавался в Москве Кассационный суд, для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов. В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда – народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей. Выборы судей осуществлялись местными советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и распологать опытом политической работы. В своей деятельности суды должны были руководстваваться декретами Советской власти и «социалистическим правосознанием».

   Защиту и обвинение осуществляли коллеги при уездных и губернских исполкомах, избираемые их советами. Члены коллегий были должностными лицами. Предварительное следствие проводили следственные комиссии, милиция либо сами судьи.

   Принципами нового  судебного права стали: коллегиальность  в принятии судебных решений,  уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопоизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно-управленчиской деятельности. Вместе с тем в 1918 г. намечаются частичные попытки вернуться к некоторым институтам и принципам старого судебного права.

   Разработка нового  судебного права осуществлялась  на специпльных съездах работников  юстиции, на которых происходило обобщение судебной практики, обсуждались и разрабатывались проекты новых правовых актов, отбирались  кадры работников судебной системы. Съезды, проходившие в 1918-1920 гг., внесли серьезный вклад в работу по кодификации нового права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

 

   Великая Октябрьская  революция, прорвав фронт империализма  в России, открыла новую эру  в истории человечества – эру  крушения капитализма и утверждения  коммунизма.

   Важнешим результатом революции было создание государства нового исторического типа – Социалистической Республики Советов, ставшей основным орудием преобразования общества. А также социалистического права, закрепившего основы новой политической и общественно-экономической системы. Утвердив в стране диктатуру пролетариата, Октябрьская революция создала новый тип демократии – демократию для трудящихся.

   Создание первого  в мире социалистического государства  и права – величайший подвиг  рабочего класса России и его  ленинской партии, замечательный результат политического творчества трудового народа, великий почин, открывший человечеству аерный и надежный путь к светлому будущему, к коммунизму.

   Всемирно-историческое  значение Октябрьской революции  состоит в том, что она указала пути, открыла формы методы реолюционного преобразования, которые приобрели интернациональный характер. Опыт Великой Октябрьской социалистической революции, опыт создания первого в мире социалистического государства и его правовой системы – неисчерпаемая сокровищьница теории и практики революционной борьбы, образец научной стратегии и тактики. «Когда страна вступила на путь величайших преобразований, - говорил В.И. Ленин, - тогда заслугой этой страны и партии рабочего класса, победившего в этой стране, является то, что к задачам, которые ставились раньше абстрактно, теоритически, мы подошли вплотную практически. Этот опыт не забудется …этого опыта, что бы ни было, как бы тяжелы ни были перипетии русской революции и международной социалистической революции, этого опыта отнять нельзя. Он вошел в историю, как завоевание социализма, и на этом опыте будущая международная революция будет строить свое социалистическое здание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 36, стр 383.

 

                     Список использованной литературы

 

  1. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Юрист, 1994. – 448 с.
  2. Гомола А.И., Панцерная С.Г. История государства и права России: Учеб. пособ. – М.: Мастерство, 2001. – 192 с.
  3. История Советского государства и права: Книга 1-ая./Под ред. А.П. Косицына. – М.: Наука, 1968 г. – 607 с.



Информация о работе Октябрьский переворот и создание советского государства