Онтологическая природа права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

В настоящее время, время, когда создаются новые экономические, политические, социальные и культурные отношения интерес к изучению природы права не только не уменьшается, а, напротив, приобретает все большую актуальность. И это вполне закономерно, поскольку в любую эпоху глобальных социальных перемен старые правовые устои рушатся, утрачивая свою значимость и адекватность относительно реальной жизни, а новые только предстоит вырабатывать.
Без овладения правом как математикой свободы люди и народы обречены, прозябать под гнетом и произволом деспотизма, тирании и тоталитаризма.

Файлы: 1 файл

ОНТОЛОГИЯ ПРАВА (1).docx

— 38.74 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, время, когда создаются новые экономические, политические, социальные и культурные отношения интерес к изучению природы права не только не уменьшается, а, напротив, приобретает все большую  актуальность. И это вполне закономерно, поскольку в любую эпоху глобальных социальных перемен старые правовые устои рушатся, утрачивая свою значимость и адекватность относительно реальной жизни, а новые только предстоит вырабатывать.

Без овладения правом как  математикой свободы люди и народы обречены, прозябать под гнетом и произволом деспотизма, тирании и тоталитаризма.

Право - в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право)  либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, государственного органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право).1

Право как культурный феномен  — часть общечеловеческой культуры. Правовая культура - это весь правовой космос, охватывающий все моменты  правовой формы общественной жизни  людей.

Пока же правовая практика не лишена своих недостатков и продолжает оставаться далекой от идеала.

Рассмотренные определения  сущности и понятия права в  его различении и совпадении с  законом позволяют охарактеризовать право под углом зрения онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании) и аксиологии (учения о ценностях).

В общем виде можно сказать, что учение (концепция) о праве  в его различении с законом  это и есть онтология права.

 

Правовая онтология –  раздел философии права, в котором обосновывается природа права как социокультурного феномена, исследуется сущность права и формы его существования.2

Практическая онтология права представляет собой часть, выступающую связующим звеном между философией права и практической юриспруденцией.

По сути, это применение философско-правовых выводов о мире права для решения сложных  проблем юриспруденции.

Правовая реальность не представляет какую-то часть реальности, а является лишь способом организации и интерпретации  определенных аспектов социальной жизни, бытия человека, причем настолько  важным, что при его отсутствии распадается мир человеческого  общения. Бытие права - его объективная природа и собственная сущность - представлено в принципе формального равенства, включает в себя и выражает всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга объективных свойств и сущностных характеристик права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей.

Анализ онтологической структуры  права помогает выявить новые  универсалии и категории философии  права – такие, как спор и согласие, определенность в праве, правовое концептуальное пространство. Однако обнаружить правовую реальность очень сложно, поскольку  в течение веков наслоились догматические  представления, камуфлирующие то, чем  на самом деле руководствуется человек  при совершении значимых поступков.

Право – это важнейшая система  регулирования в обществе, и его  предписания – это не рекомендации, а то, что должно исполняться, а  поэтому оно должно состоять из ясных, понятных, определенных норм, доступных  для большинства людей.

Право – один из побудительных  мотивов поведения человека в  обществе.

1. Онтологическая природа права

Без четкого уяснения онтологической природы права, смысла и содержания понятия правовой реальности, знания основных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом.

В истории философии сложилось  особое направление философских  размышлений о бытии в целом — онтология (от греч. оntos — сущее, бытие и logos — учение) — учение о сущем. Ее главными понятиями являются категории бытия и небытия, охватывающие природу, общество, человека, культуру.

Что же представляет собой бытие  с позиции онтологии?

Бытие — одна из всеобщих философских категорий. Эвристическая значимость таких предельно широких понятий, как «бытие», «небытие», «действительность» и другие, заключается в том, что они позволяют через общее познать и понять конкретное, единичное.3

Бытие — это нечто существующее, это то, что есть. Противостоит бытию небытие — как ничто, как то, чего нет. Бытие следует рассматривать не в статике, а в динамике, как процесс. В ракурсе такого подхода можно выделить прошлое бытие, будущее бытие, настоящее бытие, которое именуется действительностью.

Прошлое, настоящее и будущее  бытие в своем единстве формируют реальность. Реальность — это совокупность существовавшего, существующего и могущего существовать во всех сферах природы и общества. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все, что есть. Ту часть реальности, которая вовлечена в жизнь человека, называют жизненным миром.

Часть жизненного мира называют повседневной реальностью — это мир человека в системе различных явлений, связанных с другими людьми. Повседневная реальность, например, — это уборка квартиры, закупка продуктов, приготовление пищи, работа, учеба и т.п.

Повседневной реальности противостоит системный нормативно-оценочный мир, подчиняющий человека, диктующий ему моральные, правовые, политические и другие правила и требования. Он регламентирует жизненный мир человека (с такого-то возраста можно идти в школу, вступать в брак, привлекаться к уголовной ответственности, участвовать в выборах органов власти и т.д.), предписывает, как вести себя, скажем, по отношению к старшим, женщинам, нуждающимся в помощи.

Повседневная реальность и системный  мир формируют жизненный мир  как реальность, в которой осуществляется жизнедеятельность человека. Одно из важнейших мест в нем принадлежит правовой реальности.

Правовая реальность не представляет какую-то субстанциональную часть реальности, а является способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека. Но этот способ настолько существенен, что при его отсутствии распадается сам человеческий мир.

Бытие права отличается от бытия социальных объектов. Ибо мир права — это мир долженствования, а не существования. Введение в правоведение категории «правовая реальность» позволяет рассматривать право не просто в качестве надстроенного явления (общественного отношения, института, формы общественного сознания), а как особый мир, автономную область человеческого бытия, имеющую собственную логику и закономерности, с которыми нельзя не считаться.

Таким образом, смысл проблемы правовой реальности заключается в выяснении вопроса о бытии права.

В то же время следует учитывать  специфичность онтологии права, поскольку бытие права — это «бытие-долженствование». Право — это сфера должного, то есть того, чего в привычном смысле нет, но реальность которого, тем не менее, значима для человека.

Правовая реальность представляет собой систему, существующую в рамках человеческого бытия. Как любая система она состоит из элементов, наделенных индивидуальными функциями.

С точки зрения элементного подхода  правовая реальность представляет собой надстроечное явление, включающее правовые учреждения, правовые отношения и правовое сознание.

Правовые учреждения — это специально созданные государством органы и организации, которые регулируют правовые отношения, формирующие у граждан правовое сознание, обеспечивающие правопорядок, функционирование права, принятого в государстве.4

 К ним относятся суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения, органы дознания и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Онтология права – ее виды и сущность

 

Онтология (ontology) — раздел философии (и метафизики), занимающийся установлением природы фундаментальной сущности вещей в мире (например, существуют ли разумы).

Онтологические аргументы —  также явная (или неявная) особенность  социологической теории, например, материализм Маркса и его упор на способах производства и производственных отношениях.

Один из аргументов (представление  Юма) состоит в том, что онтологические вопросы ограничены незавершенностью или даже бессмысленны.5

Термин «Онтология» был предложен  Рудольфом Гоклениусом в 161 году в его «Философском словаре», и чуть позже Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Христианом Вольфом, явно разделившим термины «онтология» и «метафизика».6

Основной вопрос онтологии: что  существует?

Основные понятия онтологии:

    • бытие,
    • структура, свойства,
    • формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное),
    • пространство,
    • время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания существующего, не ограничиваясь  данными отдельных наук.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.7

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии.

В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов.

В философии XX века была сформулирована концепция трёх миров: (1) мира физических объектов и состояний, (2) мира психических и ментальных состояний сознания и (3) мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты).

Онтология права также была разделена  на 3 составляющие – легистскую, естетсвенноправовую  и либертарно-юридическкую онтологию.

1. Легистская онтология - отрицание объективной правовой сущности, независимой от субъективной воли и произвола законодателя, и сведение права к закону в онтологическом плане означает, что бытие права для легистов — это наличное существование эмпирически-реального явления, т.е. определенного феномена официально-властного характера.

 Реальность данного феномена  представлена в виде текста соответствующего официального документа, который трактуется в качестве нормативно-правового акта и источника права.

Этим обусловлен и повышенный интерес  легистов к юридико-догматическому анализу текста акта, к его трактовке  с позиций легистской лингвистики  и герменевтики (теории толкования текстов).

Легистская онтология права, таким  образом, носит феноменалистский характер, причем право как феномен лишено правовой сущности. Здесь бытие права не зависит от каких-либо объективных оснований, а целиком и полностью определяется и задается авторитетом власти, ее собственным субъективным усмотрением и решением.

2. Естественноправовая онтология -согласно онтологии юснатурализма, представлено в двух противоположных формах: в форме подлинного бытия права и в форме неподлинного бытия.

Под подлинностью имеется в виду объективная преданность (богом, природой, разумом и т.д.) права как определенной сущности, выражающей истинный смысл того, что есть право.

Естественноправовая онтология впадает в другую крайность — в отрицание необходимости инобытия права, т.е. выражения сущности права в форме установленного государством общеобязательного правового явления — правового закона.

Однако подлинность права — это не только его истинность как сущности, но и его реальность как общеобязательного правового явления.

3. Либертарно-юридическая онтология — это реальное, наличное бытие правового закона, т.е. позитивно-правового явления, выражающего объективную сущность права (свойства и требования принципа формального равенства).8

Бытие права, его существование  и действие предполагают необходимую  связь между правовой сущностью  и правовым явлением, взаимосвязанное  единство которых и есть право  как особая форма и специфический  регулятор общественных отношений.

Либертарно-юридическая онтология  направлена против односторонних представлений, будто право — это либо некая  идеальная сущность, существующая сама по себе, без ее внешнего выражения  в виде общеобязательного явления, как считают юснатуралисты, либо некое общеобязательное явление, лишенное объективной правовой сущности, как  полагают легисты.

Согласно либертарно-юридической онтологии правовая сущность — это сущность общеобязательного позитивно-правового явления (закона), а общеобязательное позитивно-правовое явление (закон) — это государственная форма проявления, выражения и конкретизации этой объективной правовой сущности (формального равенства).

Бытие права включает в себя всю  совокупность внутренне взаимосвязанных  и предполагающих друг друга свойств  и характеристик права как  необходимого единства правовой сущности и правового явления, права как  общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей.

 

 

 

 

 

Информация о работе Онтологическая природа права