Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:53, реферат
В настоящее время, время, когда создаются новые экономические, политические, социальные и культурные отношения интерес к изучению природы права не только не уменьшается, а, напротив, приобретает все большую актуальность. И это вполне закономерно, поскольку в любую эпоху глобальных социальных перемен старые правовые устои рушатся, утрачивая свою значимость и адекватность относительно реальной жизни, а новые только предстоит вырабатывать.
Без овладения правом как математикой свободы люди и народы обречены, прозябать под гнетом и произволом деспотизма, тирании и тоталитаризма.
2.1 Либертарно-юридическая концепция философии права
Предшествующее изложение разных типов правопонимания и соответствующего понимания уже содержит в себе либертарно-юридическую концепцию философии права и государства, предмет которой - право (как сущность) и закон (как публично-властное, официально-обязательное явление) в их различении и соотношении (совпадении или несовпадении).
Из изложенного ясно также,
что любая концепция
Предметная область философии права согласно либертарно-юридической концепции, - это понятие права и соответствующее правовое понятие государства. В этом смысле можно сказать, что предмет философии права и государства - это правовой закон и правовое государство.
Либертарно-юридическое
понимание сущности права как
формального равенства дает основание
для конкретизации приведенных
выше определений предмета философии
права в следующем виде: предмет
философии права - это формальное
равенство и формы его
К правовым явлениям, таким образом, относятся все те реальные явления, которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах.
Сформулированное с либертарно-
Таким общим моментом, имеющим значение для всей философии права, является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое различение и соотношение особой правовой сущности объективного характера и официально-обязательного явления (закона), зависимого от субъективного фактора.
С позиций либертарно-
2.2 Метод либертарно-юридической философии права
Каждая более или менее развитая концепция философии права прошлого и современности - это определенная совокупность теоретических знаний о праве (как сущности и как явлений), которая представляет собой взаимосвязь и единство предмета и метода соответствующего философского-правового учения.
Выделение в единой философско-правовой теории ее предмета и метода является лишь мысленной абстракцией, необходимой для более углубленного и адекватного постижения познавательных свойств, характеристик, смысла и значения данной теории.
В любой последовательной философско-правовой теории ее предмет (определенное знание об объекте) методологически осмыслен, а метод (способ, форма познания, понимания, объяснения объекта) предметно выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и выполняет эту роль или непосредственно, или опосредованно (как составной момент последую щей философско-правовой теории).
Однако при этом следует учитывать, что соответствующие методы (прошлых и современных) философско-правовых теорий, познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового единства со своим предметом приобретают в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение.
Так, у разных приверженцев диалектического метода (Гераклита, Гегеля, Маркса, Маркузе и т.д.) - совершенно различные учения о праве и государстве. То же самое можно сказать о концепциях приверженцев других общефилософских и общенаучных методов.
Дело в том, что всякое новое философско-правовое учение - это новая теория со своим новым предметом и новым методом. Сохранение чего-то познавательно-ценного из других (прошлых и современных) теорий - это не его повторение, а его развитие и обновление в адекватных формах новой познавательной ситуации, в смысловом контексте новой теории.
Либертарный или либертарно-юридический метод - это понятийно-правовой метод юридизации изучаемой действительности в качестве правовой действительности, метод производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления.11
В методологическом плане
принцип формального равенства -
это метод формально-
Либертарный метод -это всеобщий способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового (формально-равного) понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности.12
Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое виденье действительности. Таким способом познанная действительность предстает как правовая действительность, т.е. как система правовых свойств и связей познаваемой действительности. Эта правовая действительность воплощает и выражает искомую истину и выявленную сущность мира философско-правового познания. И если пифагорейцы с позиций математики утверждали, что сущность мира есть число, с позиций либертарной философии права можно сказать, что сущность мира - это формальное равенство. Каждый при этом имеет в виду тот мир, который он познает и знает: математик - мир чисел, юрист - мир права.
Аналогичным образом физики, химики, биологи ищут соответственно свою физическую, химическую или биологическую формулу для познаваемого ими физического, химического или биологического мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе изучения онтологии права стало очевидно, что юридический концепт действительности реально существует и является частью правовой реальности.
Реально существуют три мира – физический, духовный, моральный (юридический), три анклава в рамках одной всеобщей реальности.
В пределах психического общения обнаруживается онтология языка, искусства. В сфере юридического общения, в юридической действительности появляются такие правовые субъекты, как юридические лица.
Поскольку правовая реальность –
это не только настоящее, но и прошлое,
будущее, в юридическом концепте
следовало бы развивать идеи о
правах будущих поколений
Такова избирательная природа человеческого мышления и познания.
Различные формулы разных миров выражают по существу нечто общее - всеобщие законы изучаемого мира (объекта всех наук), т.е. правила упорядоченности этого мира и порядка в нем.
Познавательные возможности либертарного метода заданы творческим потенциалом самого либертарно-юридического понятия права и ограничены его смысловыми рамками, границами его теоретических значений, сферой предмета данной философско-правовой теории.
Новое понятие права означает и соответствующий новый подход к изучению, пониманию и трактовке как самих эмпирически данных объектов философии права, так и уже накопленных теоретических знаний о них.
С позиций неологии (учения
о новом) можно сказать, что история
философии права - это история
новых понятий права и
В теоретико-познавательном плане новое понятие права - это всегда более формализованное (более конкретное по своим формально-определенным свойствам и характеристикам), логически более последовательное и "чистое" постижение и выражение предметного смысла права.
Благодаря этому такое
новое понятие права (и соответствующая
новая концепция философии
Список литературы
1. А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005 г.
2. О. Трифонова. Словарь терминов к курсу по правам человека.
3. Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - Проспект, 2009 г.
4. Энциклопедический словарь конституционного права, Норма" - 2000, 688 стр.
5. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
6. Куайн, У. В. О. Философия логики / Перевод В. А. Суровцева – М.: Канон+ РООИ "Реабилитация", 2008. – 192 с.
7. Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.
8. С.В.Юрчук «Философия права»/Учебный курс
9. Ершов Ю.Г. Философия права, словарь-минимум, 2011 г.
10. www.wikipedia.ru
1 А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005 г.
2 Ершов Ю.Г. Философия права, словарь-минимум, 2011 г.
3 С.В.Юрчук «Философия права»/Учебный курс
4 С.В.Юрчук «Философия права»/Учебный курс
5 Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.
6 www.wikipedia.ru
7 Куайн, У. В. О. Философия логики / Перевод В. А. Суровцева – М.: Канон+ РООИ "Реабилитация", 2008. – 192 с.
8 Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
9 Энциклопедический словарь конституционного права,Норма" - 2000, 688 стр.
10 Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - Проспект, 2009 г.
11 А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005 г.
12 О. Трифонова. Словарь терминов к курсу по правам человека.