Онтологическая природа права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

В настоящее время, время, когда создаются новые экономические, политические, социальные и культурные отношения интерес к изучению природы права не только не уменьшается, а, напротив, приобретает все большую актуальность. И это вполне закономерно, поскольку в любую эпоху глобальных социальных перемен старые правовые устои рушатся, утрачивая свою значимость и адекватность относительно реальной жизни, а новые только предстоит вырабатывать.
Без овладения правом как математикой свободы люди и народы обречены, прозябать под гнетом и произволом деспотизма, тирании и тоталитаризма.

Файлы: 1 файл

ОНТОЛОГИЯ ПРАВА (1).docx

— 38.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Либертарно-юридическая концепция философии права

 

Предшествующее изложение разных типов правопонимания и соответствующего понимания уже содержит в себе либертарно-юридическую концепцию философии права и государства, предмет которой - право (как сущность) и закон (как публично-властное, официально-обязательное явление) в их различении и соотношении (совпадении или несовпадении).

Из изложенного ясно также, что любая концепция правопонимания - это одновременно и соответствующая концепция понимания и понятия государства. Поэтому везде, где для краткости речь идет о философии права, подразумевается и соответствующая концепция философии государства.

Предметная область философии права согласно либертарно-юридической концепции, - это понятие права и соответствующее правовое понятие государства. В этом смысле можно сказать, что предмет философии права и государства - это правовой закон и правовое государство.

Либертарно-юридическое  понимание сущности права как  формального равенства дает основание  для конкретизации приведенных  выше определений предмета философии  права в следующем виде: предмет  философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в  социальной сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение  можно сформулировать в более  краткой форме: предмет философии  права - это принцип равенства  и его проявления.9

К правовым явлениям, таким  образом, относятся все те реальные явления, которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах.

Сформулированное с либертарно-юридических  позиций понимание предмета философии  права имеет и общее значение в плане выявления, уяснения и  определения того общего для различных  учений о праве познавательно-смыслового момента, который выражает и определяет их философско-правовой характер и  профиль.

Таким общим моментом, имеющим  значение для всей философии права, является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое различение и соотношение особой правовой сущности объективного характера и официально-обязательного явления (закона), зависимого от субъективного фактора.

С позиций либертарно-юридического понятия права и соответствующего понимания предмета философии права вся предшествующая (до либертарно-юридической концепции) философия права - это по существу философия естественного права, предмет которой - естественное и позитивное право в их различении и соотношении.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Метод либертарно-юридической философии права

 

Каждая более или менее  развитая концепция философии права  прошлого и современности - это определенная совокупность теоретических знаний о праве (как сущности и как  явлений), которая представляет собой  взаимосвязь и единство предмета и метода соответствующего философского-правового  учения.

Выделение в единой философско-правовой теории ее предмета и метода является лишь мысленной абстракцией, необходимой  для более углубленного и адекватного постижения познавательных свойств, характеристик, смысла и значения данной теории.

В любой последовательной философско-правовой теории ее предмет (определенное знание об объекте) методологически  осмыслен, а метод (способ, форма  познания, понимания, объяснения объекта) предметно выражен. Именно поэтому  такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и выполняет эту роль или непосредственно, или опосредованно (как составной  момент последую щей философско-правовой теории).

Однако при этом следует  учитывать, что соответствующие  методы (прошлых и современных) философско-правовых теорий, познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового единства со своим предметом приобретают в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение.

Так, у разных приверженцев диалектического метода (Гераклита, Гегеля, Маркса, Маркузе и т.д.) - совершенно различные учения о праве и  государстве. То же самое можно сказать  о концепциях приверженцев других общефилософских  и общенаучных методов.

Дело в том, что всякое новое философско-правовое учение - это новая теория со своим новым предметом и новым методом. Сохранение чего-то познавательно-ценного из других (прошлых и современных) теорий - это не его повторение, а его развитие и обновление в адекватных формах новой познавательной ситуации, в смысловом контексте новой теории.

Либертарный или  либертарно-юридический  метод - это понятийно-правовой метод юридизации изучаемой действительности в качестве правовой действительности, метод производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления.11

В методологическом плане  принцип формального равенства - это метод формально-логического  понимания права и соответствующей  юридической формализации предметной сферы правовой регуляции и действия права.

Либертарный метод -это всеобщий способ правового моделирования  познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ познания действительности с позиций и  в границах данного понятия права, способ правового (формально-равного) понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности.12

Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое виденье действительности. Таким способом познанная действительность предстает как правовая действительность, т.е. как система правовых свойств  и связей познаваемой действительности. Эта правовая действительность воплощает  и выражает искомую истину и выявленную сущность мира философско-правового  познания. И если пифагорейцы с  позиций математики утверждали, что  сущность мира есть число, с позиций  либертарной философии права  можно сказать, что сущность мира - это формальное равенство. Каждый при этом имеет в виду тот мир, который он познает и знает: математик - мир чисел, юрист - мир права.

Аналогичным образом физики, химики, биологи ищут соответственно свою физическую, химическую или биологическую  формулу для познаваемого ими  физического, химического или биологического мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 В процессе изучения онтологии права  стало очевидно, что юридический  концепт действительности реально  существует и является частью правовой реальности.

Реально существуют три мира –  физический, духовный, моральный (юридический), три анклава в рамках одной  всеобщей реальности.

В пределах психического общения обнаруживается онтология языка, искусства. В сфере  юридического общения, в юридической  действительности появляются такие  правовые субъекты, как юридические  лица.

Поскольку правовая реальность –  это не только настоящее, но и прошлое, будущее, в юридическом концепте следовало бы развивать идеи о  правах будущих поколений человечества. Уже сейчас есть отдельные нормы  экологического и финансового права, касающиеся прав будущих поколений.

Такова избирательная  природа человеческого мышления и познания.

Различные формулы разных миров выражают по существу нечто общее - всеобщие законы изучаемого мира (объекта всех наук), т.е. правила упорядоченности этого мира и порядка в нем.

Познавательные возможности  либертарного метода заданы творческим потенциалом самого либертарно-юридического понятия права и ограничены его смысловыми рамками, границами его теоретических значений, сферой предмета данной философско-правовой теории.

Новое понятие права означает и соответствующий новый подход к изучению, пониманию и трактовке  как самих эмпирически данных объектов философии права, так и  уже накопленных теоретических  знаний о них.

С позиций неологии (учения о новом) можно сказать, что история  философии права - это история  новых понятий права и формирующихся  на их основе новых философско-правовых теорий.

В теоретико-познавательном плане новое понятие права - это  всегда  более формализованное (более  конкретное по своим формально-определенным свойствам и характеристикам), логически более последовательное и "чистое" постижение и выражение предметного смысла права.

Благодаря этому такое  новое понятие права (и соответствующая  новая концепция философии права) удерживает и сохраняет научно значимые результаты предшествующей философско-правовой мысли и на новом, более высоком  уровне познания развивает их дальше с более глубоких теоретических  позиций и в более широком  и адекватном смысловом поле и  контексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005 г.

2. О. Трифонова. Словарь терминов к курсу по правам человека.

3. Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - Проспект, 2009 г.

4. Энциклопедический словарь конституционного права, Норма" - 2000, 688 стр.

5. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.

6. Куайн, У. В. О. Философия логики / Перевод В. А. Суровцева – М.: Канон+ РООИ "Реабилитация", 2008. – 192 с.

7. Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.

8. С.В.Юрчук «Философия права»/Учебный курс

9. Ершов Ю.Г. Философия права, словарь-минимум, 2011 г.

10. www.wikipedia.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005 г.

2 Ершов Ю.Г. Философия права, словарь-минимум, 2011 г.

3 С.В.Юрчук «Философия права»/Учебный курс

4 С.В.Юрчук «Философия права»/Учебный курс

5 Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.

6 www.wikipedia.ru

7 Куайн, У. В. О. Философия логики / Перевод В. А. Суровцева – М.: Канон+ РООИ "Реабилитация", 2008. – 192 с.

8 Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.

9 Энциклопедический словарь конституционного права,Норма" - 2000, 688 стр.

10 Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - Проспект, 2009 г.

11 А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005 г.

12 О. Трифонова. Словарь терминов к курсу по правам человека.


Информация о работе Онтологическая природа права