Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть уже сложившуюся систему государственных органов Российской Федерации. Необходимо разобрать существующие классификации органов государств, учитывая, что эти классификации проводятся по различным основаниям, а также рассмотреть виды органов государства и их компетенции в современном обществе.
При этом, основная задача данной работы будет сводиться к рассмотрено не только понятия и признаков органов государства, но и к выделению их основных классификаций, при этом основной акцент будет сделан на классификацию по принципу разделению властей, так как он наиболее полно отражает признаки и виды органов государственной власти Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Понятие органа государства и его признаки 5
Глава 2. Классификация органов государства 8
Глава 3. Органы современного государства Российской Федерации 10
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы………………………..….34
Сайты………………………………………………………………….………….35
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский филиал
Факультет юридический
Направление подготовки 030901 «Правовые основы национальной безопасности»
Кафедра теории и истории права и государства
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Органы государства: понятие и классификация»
Автор работы:
студент 1 курса группы ПНБ-104
очной формы обучения
Лымарь Вероника Игоревна
_____________________
Руководитель работы:
к.ю.н, доцент
Козюк М.Н.
Оценка________________
______________________
(подпись)
«____» ___________ 2015г.
Волгоград 2015г.
Содержание:
Государство – это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов. Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития.1
Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.
Нужно отметить, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. Так и в Российской Федерации сложилась совершенно особенная своя структура органов государственной власти.
В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. В нее входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов.2 Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь.
Целью данной работы является рассмотреть уже сложившуюся систему государственных органов Российской Федерации. Необходимо разобрать существующие классификации органов государств, учитывая, что эти классификации проводятся по различным основаниям, а также рассмотреть виды органов государства и их компетенции в современном обществе.
При этом, основная задача данной работы будет сводиться к рассмотрено не только понятия и признаков органов государства, но и к выделению их основных классификаций, при этом основной акцент будет сделан на классификацию по принципу разделению властей, так как он наиболее полно отражает признаки и виды органов государственной власти Российской Федерации.
Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом данного механизма является орган государства.
Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.
Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, – это орган, выполняющий определенные задачи и функции.
Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.3
Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.
Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.
Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:
путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);
путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
путем осуществления организационной деятельности.
Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.
Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:
1) представляет собой
самостоятельный элемент
2) действует от имени
государства и по его
3) образован и функционирует
на основе нормативных
4) выполняет свойственные
только ему задачи и функции,
используя для этого
5) имеет соответствующую
компетенцию (круг ведения), под которой
понимается совокупность
6) осуществляет свою компетенцию тремя способами:
принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
конкретно-организационной деятельностью;
7) состоит из государственных
служащих и подразделений (отделы,
управления, аппарат, канцелярии и
пр.), скрепленных единством целей,
ради достижения которых
8) имеет необходимую
9) обладает определенным
правовым статусом, в котором
отражаются положение данного
государственного органа и его
конкретное социальное
10) в процессе реализации
имущественных прав выступает
в качестве юридического лица,
т.е. может отвечать по своим
обязательствам вверенным ему
имуществом, а также от своего
имени приобретать и
11) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
Глава 2. Классификация органов государства
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);
по форме реализации государственной
деятельности – на законодательные (представительные),
исполнительно-
Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества
Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.
Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;
по принципу разделения властей – на законодательные, исполнительные и судебные;
по иерархии – на центральные, республиканские и местные;
по характеру подчиненности – на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного», или «вертикально-горизонтального», подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);
по срокам полномочий – на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
по порядку осуществления компетенции – на коллегиальные и единоначальные;
по правовым формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
по характеру компетенции – на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
На механизм государства и классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.4 Данные органы власти являются самостоятельными. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей. Классификация по принципу разделения властей, на мой взгляд, самая существенная из всех, поэтому она будет рассмотрена мной в следующей главе.
Глава государства
Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.5 В зависимости от формы правления главой государства может являться монарх, или президент.
Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, пожизненно и получающее ее, как правило, по наследству.
Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Полномочия монарха зависят от формы правления государства.
Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках монарха при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Фактически никаких ограничений его власти нет.
В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).
Исполнительная власть здесь принадлежит монарху, который может осуществлять ее сам или через назначаемое им правительство. Монарх подбирает и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется пост премьер-министра).
Информация о работе Органыгосударства: понятие и классификация