Органыгосударства: понятие и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть уже сложившуюся систему государственных органов Российской Федерации. Необходимо разобрать существующие классификации органов государств, учитывая, что эти классификации проводятся по различным основаниям, а также рассмотреть виды органов государства и их компетенции в современном обществе.
При этом, основная задача данной работы будет сводиться к рассмотрено не только понятия и признаков органов государства, но и к выделению их основных классификаций, при этом основной акцент будет сделан на классификацию по принципу разделению властей, так как он наиболее полно отражает признаки и виды органов государственной власти Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие органа государства и его признаки 5
Глава 2. Классификация органов государства 8
Глава 3. Органы современного государства Российской Федерации 10
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы………………………..….34
Сайты………………………………………………………………….………….35

Файлы: 1 файл

Kursovaya_kopia (1) — копия.docx

— 51.34 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Волгоградский филиал

 

Факультет юридический

Направление подготовки 030901 «Правовые основы национальной безопасности»

Кафедра  теории и истории права и государства

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Органы государства: понятие и классификация»

Автор работы:

студент 1 курса группы ПНБ-104

очной формы обучения

Лымарь Вероника Игоревна

 

_____________________

 

                                                               (подпись)

Руководитель работы:

к.ю.н, доцент

Козюк М.Н.

Оценка________________

______________________

(подпись)

 

«____» ___________ 2015г.

 

 

 

 

 

Волгоград 2015г.

 

 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство – это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов. Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития.1

 Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

Нужно отметить, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. Так и в Российской Федерации сложилась совершенно особенная своя структура органов государственной власти.

В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. В нее входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов.2 Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь.

Целью данной работы является рассмотреть уже сложившуюся систему государственных органов Российской Федерации. Необходимо разобрать существующие классификации органов государств, учитывая, что эти классификации проводятся по различным основаниям, а также рассмотреть виды органов государства и их компетенции в современном обществе.

При этом, основная задача данной работы будет сводиться к рассмотрено не только понятия и признаков органов государства, но и к выделению их основных классификаций, при этом основной акцент будет сделан на классификацию по принципу разделению властей, так как он наиболее полно отражает признаки и виды органов государственной власти Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие органа государства и его признаки

 

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом данного механизма является орган государства.

Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, – это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.3

 Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:

путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);

путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);

путем осуществления организационной деятельности.

Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.

Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:

1) представляет собой  самостоятельный элемент механизма  государства, выступая неотъемлемой  частью единого государственного  организма;

2) действует от имени  государства и по его поручению;

3) образован и функционирует  на основе нормативных правовых  документов (Конституции, законов и  подзаконных актов); на государственные  органы не распространяется правовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом»;

4) выполняет свойственные  только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие  формы и методы (наделен в этой  связи властными полномочиями, в  том числе возможностью применения  в случае необходимости мер  принуждения);

5) имеет соответствующую  компетенцию (круг ведения), под которой  понимается совокупность законодательно  закрепленных полномочий (прав и  обязанностей), предоставленных конкретному  органу или должностному лицу  в целях надлежащего выполнения  им определенного круга государственных  или общественно значимых задач  и осуществления соответствующих  функций; компетенция выступает  неотъемлемым элементом правового  статуса государственного органа;

6) осуществляет свою компетенцию  тремя способами:

принятием нормативных актов (предписаний общего характера);

принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);

конкретно-организационной деятельностью;

7) состоит из государственных  служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и  пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

8) имеет необходимую материальную  базу (здание, транспорт, оргтехнику  и пр.) и финансовые средства (расчетный  счет в банке, необходимые денежные  ресурсы), которые требуются для  осуществления его целей и  задач;

9) обладает определенным  правовым статусом, в котором  отражаются положение данного  государственного органа и его  конкретное социальное содержание;

10) в процессе реализации  имущественных прав выступает  в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим  обязательствам вверенным ему  имуществом, а также от своего  имени приобретать и осуществлять  имущественные и личные неимущественные  права, нести обязанности, быть истцом  и ответчиком в суде;

11) действует на определенной  территории (имеет территориальный  масштаб деятельности).

 

 

Глава 2. Классификация органов государства

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

по форме реализации государственной деятельности – на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества

Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

по принципу разделения властей – на законодательные, исполнительные и судебные;

по иерархии – на центральные, республиканские и местные;

по характеру подчиненности – на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного», или «вертикально-горизонтального», подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

по срокам полномочий – на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

по порядку осуществления компетенции – на коллегиальные и единоначальные;

по правовым формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

по характеру компетенции – на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

На механизм государства и классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Статья  10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.4 Данные органы власти являются самостоятельными. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей. Классификация по принципу разделения властей, на мой взгляд, самая существенная из всех, поэтому она будет рассмотрена мной в следующей главе.

 

 

 

Глава 3. Органы современного государства Российской Федерации

 

Глава государства

Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.5 В зависимости от формы правления главой государства может являться монарх, или президент.

Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, пожизненно и получающее ее, как правило, по наследству.

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Полномочия монарха зависят от формы правления государства.

Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках монарха при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Фактически никаких ограничений его власти нет.

В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).

Исполнительная власть здесь принадлежит монарху, который может осуществлять ее сам или через назначаемое им правительство. Монарх подбирает и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется пост премьер-министра).

Информация о работе Органыгосударства: понятие и классификация