Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 18:07, реферат
Характер и объем полномочий главы государства зависит от особенностей его конституционного статуса и от формы правления, существующей в определенной стране. Главы государств формально наделяются широкими полномочиями в сфере законодательной, исполнительной, судебной власти и внешнеполитической деятельности. В президентских и смешанных республиках глава государства всегда наделен широкими и реальными властными полномочиями.
Инициирование вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента осуществляется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Решению этого вопроса Верховной Радой Украины должно предшествовать парламентское расследование. Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию.
Специальная временная следственная комиссия Верховной Рады Украины является коллегиальным временным органом Верховной Рады Украины, который образуется в составе народных депутатов Украины, специального прокурора и специальных следователей, задачей которого является проведение расследования обстоятельств относительно совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления, изложенных в подписанном большинством народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины представлении об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины. При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.
Решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертями от ее конституционного состава. Рассмотрению этого вопроса должно предшествовать ты проверка дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.
В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Председателя Верховной Рады Украины. Председатель Верховной Рады Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6-8, 10-13, 22, 24, 25, 27, 28 статьи 106 Конституции Украины.
Обязанности Президента Украины Председатель Верховной Рады Украины должен выполнять до 90 дней, поскольку по Конституции Украины (ч. 5 ст. 103) в течение этого периода должны быть проведены выборы нового Президента Украины.
Правовая регламентация института досрочного прекращения полномочий глав государств в зарубежных странах.
Основания досрочного прекращения полномочий глав государств зарубежных стран, неразрывно связаны с законным сроком нахождения их у власти.
Соответственно, если полномочия президента прекратятся ранее сроков, заложенных в Конституциях зарубежных государств, то можно говорить о досрочном прекращении полномочий глав иностранных государств.
Зарубежная практика имеет свой круг оснований досрочного прекращения полномочий Президента, которые разнятся в различных государствах.
В частности, проводя анализ конституций зарубежных государств можно сделать вывод, что в большинстве государств одним из оснований досрочного прекращения полномочий является смерть (кончина) главы государства. Наглядно это исходит из ст.2 раздела 1 Конституции США, ст. 86 Конституции Италии.
Также как в Украине и Российской Федерации, в конституциях иностранных государств предусмотрена отставка Президента. Где-то она предусмотрена прямо в тексте Конституции: ст. 86 Конституции Италии, п. 6, раздел 1 ст. 2 Конституции США. Но в каких-то государствах нет на нее прямого указания, его заменяет косвенное, например трактовка, содержащаяся в ст. 7 Конституции Франции: «В случае вакантности поста Президента Республики по какой бы то ни было причине или при наличии препятствия к исполнению Президентом своих обязанностей, констатируемого Конституционным советом абсолютным большинством голосов своих членов по запросу Правительства, функции Президента Республики, за исключением предусмотренных нижеследующими статьями II и 12, временно осуществляются председателем Сената, а если у последнего в свою очередь имеются препятствия, то Правительством». Из нормы этой статьи, как и из статьи 2 Раздела 1 Конституции США вытекает характер замещения вакантного места Президента, до момента избрания нового главы государства. Данные нормы более расширены по сравнению с российским законодательством, так как не ограничиваются одним лицом, на которого возлагаются обязанности по замещению поста главы государства.
Отдельного внимания заслуживает вопрос об импичменте главы государства.
Практически во всех зарубежных конституциях присутствуют нормы, регламентирующие вопросы ответственности главы государства, исключение здесь составляют: Северная Корея, Вьетнам, Индонезия и некоторые другие страны, в которых главы государств не подлежат процедуре импичмента.
В современных условиях согласно нормам, закрепленным в конституциях зарубежных государств, сложились самые разнообразные основания и формы отрешения от должности глав государств.
Чаще всего упоминаются такие основания, как государственная измена, совершение иного тяжкого преступления, нарушение Конституции, нарушение законов. Нередко законодатель при этом определяет форму вины, предусматривая умышленный характер деяния. В Австрии, Хорватии, Молдове основанием импичмента является нарушение Конституции; в Венгрии, Македонии – нарушение Конституции или закона; в Германии – умышленное нарушение Конституции или федерального закона; в Азербайджане совершение тяжкого преступления; в Италии – государственная измена или посягательство на Конституцию; в Румынии – совершение тяжких деяний; на Филиппинах – нарушение Конституции, измена, взяточничество и другие тяжкие преступления.
В отдельных странах основания импичмента формулируются крайне обтекаемо, что позволяет вменить в вину главе государства практически любое действие (бездействие). Так, согласно Конституции Мальты Президент может быть отрешен от должности за недостойное поведение (ч.3 ст.48); в Аргентине – за плохое исполнение своих обязанностей (ст. 53).
Существуют страны, Конституции которых не содержат оснований ответственности главы государства (например, Латвия). В таких государствах президент может быть отрешен от должности практически по любому основанию, сочтенному органами, применяющими наказание, достойным данной меры ответственности.
Механизм отрешения от должности также отличается разнообразием: общим является участие в процедуре импичмента парламента (его палат), который либо выдвигает обвинение главе государства, либо отрешает его от должности. Общей закономерностью процедуры импичмента также можно считать что, функции обвинения и наказания, как правило, разделены и осуществляются разными субъектами, то способствует достоверности обвинения и объективности процесса.
Во многих зарубежных странах отрешение главы государства сопряжено с должностной дисквалификацией, запретом в будущем занимать эту должность или баллотироваться на нее. Согласно Конституции Португалии импичмент ведет к утрате поста и невозможности переизбрания (ч.3 ст.130), в Чешской Республике мерой наказания в порядке импичмента является отрешение от должности президента и лишение права быть избранным президентом Республики (ч.2 ст. 65 Конституции). В этой связи М.Статкявичус замечает, что «… с точки зрения политологии можно предположить, что будущему субъекту ответственности в порядке импичмента целесообразнее уйти в отставку, поскольку в последнем случае подобных последствий он может избежать».
Степень применения импичмента в зарубежных странах остается достаточно низкой, что соответствует исключительности данной меры наказания. В порядке импичмента были лишены должности следующие главы государств: президент Бразилии Фернандо Коллер (1999), президент Венесуэлы Карлос Андреас Перес (1993), президент Филиппин Джозеф Эстраде (2000), президент Индонезии Абдуррахман Вахид (2001), президент Южной Кореи Ро Му Хен (2004). Основаниями импичмента служили преимущественно обвинения в коррупции.
Таким образом, по вопросу зарубежного опыта регулирования оснований досрочного прекращения полномочий глав государств, можно сказать следующее:
В большинстве государств одним из оснований досрочного прекращения полномочий является смерть (кончина) главы государства.
Исследование зарубежного конституционно-правового регулирования в частности отрешения от государственной должности позволяет сделать вывод, что отстранение главы государства от должности есть крайняя мера юридической ответственности, используемая в экстремальных случаях, что практика импичмента в зарубежных странах весьма ограничена, случаи реального отрешения от должности крайне немногочисленны. Объясняется это во многом сложностью процедуры импичмента, а также исключительностью самой меры конституционной ответственности.
Заключение
Отставка как одно из оснований досрочного прекращения полномочий Президента представляет именно добровольный уход Президента со своего поста. Термин добровольности должен быть закреплен на конституционном уровне, с целью избежать коллизии в толковании этого основания. Касаемо того, как определить была сделана отставка по добровольному желанию или в силу физического или психического насилия, можно сказать, что факт ее совершения должен быть зафиксирован, если руководствоваться зарубежной практикой, Конституционным судом, так как Конституционный Суд является органом, решающим исключительно вопросы права.
Основание досрочного прекращения полномочий Президента как стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (Российская Федерация) или невозможность исполнения своих полномочий по состоянию здоровья (Украина) заслуживает внимания в том моменте, кто должен вынести заключение относительно того, действительно ли Президент не в состоянии в дальнейшем исполнять возложенные на него обязанности или это лишь временное его недомогание. Ответ может быть следующим, данное заключение полномочен выносить орган, обладающий необходимыми медицинскими знаниями. Таким органом должна являться Государственная медицинская комиссия, члены которой должны соответствовать определенным требованиям. После вынесения решения этой комиссией, оно должно поступать на рассмотрение в Конституционный Суд, для проверки соблюдения порядка его вынесения.
В Конституции Российской Федерации очень подробно раскрыт вопрос, касающийся вступления Президента в должность, но что касается процедуры досрочного прекращения исполнения им своих обязанностей, то здесь наблюдается явный пробел. В связи с чем, целесообразно было бы на законодательном уровне предусмотреть регулирование процедуры отставки Президента Российской Федерации, прекращения исполнения им своих полномочий в случае стойкой неспособности осуществлять их по состоянию здоровья, а также его отрешения от должности;
Сравнивая российский и зарубежный опыт регулирования оснований досрочного прекращения полномочий Президента, необходимо, на мой взгляд, обратиться к опыту зарубежных стран и расширить перечень оснований досрочного прекращения полномочий, включив в них смерть (кончину) главы государства.
Предположение о принадлежности института отрешения Президента Российской Федерации к конституционно-правовой (конституционной) ответственности представляется не совсем верным. Это проявляется в том, что основаниями отрешения Президента от должности выступают уголовные преступления, в то время как основанием конституционной ответственности является нарушение конституционных предписаний, наличие конституционного деликта. Очевидно, что уголовные преступления не могут вызывать конституционную ответственность. Представляется, что лишение Президента РФ должности в порядке статьи 93 Конституции РФ нужно расценивать не как ответственность, а как организационно-правовую меру принудительного порядка, направленную на лишение главы государства его неприкосновенности для последующего привлечения к уголовной ответственности. Причем отрешение Президента России от должности, необходимо рассматривать в контексте его неприкосновенности, которая не позволяет привлечь его к юридической ответственности, пока он пребывает в своей должности.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. от 21 марта 2014 г.) // http:// www.pravo.gov.ru.
2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. Принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г., с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., 24 мая и 1 ноября 1991 г. и законами Российской Федерации от 21 апреля, 9 декабря и 10 декабря 1992г.
3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (с изм. от 02 апреля 2014 г.) «О выборах Президента Российской Федерации» // http:// www.pravo.gov.ru.
4. Федеральный закон от 12 февраля
2001 г. № 12 ФЗ (с изм. от 28 декабря 2010 г.)
«О гарантиях Президенту
5. Постановление
6. Кондрашев А. А. Отрешение от должности Президента Российской Федерации // Государство и право. 2012.
7. Авакьян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. 2005.
8. Колбая С. Г. Отрешение президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства // Журнал Российского права. 2004.
9. Конституция Украины
10. Избранные конституции зарубежных стран: учебное пособие, Б. А. Страшун – М.: издательство Юрайт; 2011.
11. Статкявичус М. Перспективы развития института импичмента в современном демократическом государстве // Правоведение. 2004.
12. Домрин А. Н. Конституционная процедура импичмента в США // Российское право. 2004.
13. http://www.pravo.gov.ru
14. http://kodeksy.com.ua/ka/o_
Информация о работе Основания и порядок досрочного прекращения полномочий главы государства