Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:13, курсовая работа
В данной работе рассмотрим функции государства, как одно из таких понятий, и связанные с ними общественные отношения, в отрыве от которых невозможно характеризовать структуру государственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 4
1.1. Понятие и содержание функций государства. 4
1.2. Признаки функций государства. 6
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 8
2.1. Критерии классификации функций государства. 8
2.2. Основные и неосновные функции. 9
2.3. Основные внутренние функции государства. 12
2.4. Основные внешние функции государства. 19
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 23
3.1. Формы реализации функций государства. 23
3.2. Правовые формы. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Факультет инновационных технологий обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине теория государства и права
на тему: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ФОРМЫ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Выполнил студент группы |
________________ подпись |
|
Иркутск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. Разностороннюю деятельность его многочисленных органов и учреждений можно видеть в политической, хозяйственной, культурной жизни общества, в международных отношениях. Никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.
Именно поэтому особую значимость для полного и объективного познания государства, понимания его сущности имеет четкость и точность основополагающих понятий, на которых строится наука о государстве.
В данной работе рассмотрим функции государства, как одно из таких понятий, и связанные с ними общественные отношения, в отрыве от которых невозможно характеризовать структуру государственной деятельности.
Забегая вперед, отмечу: функции государства проявляются в взаимодействии государства с обществом, носят исторический характер и могут круто измениться при реализации новой цивилизационной модели развития. Изменение функций также неизбежно ведёт к изменению структуры.
Таким образом, вопрос о функциях государства на любом этапе его развития является одним из важнейших в общей теории государства.
Термин «функция» в различных областях знаний имеет различные значения и не является собственно юридическим.
В словаре Ожегова дано несколько определений понятия «функции». Например, в математике функция – это закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определенная величина. В биологии – работа производимая органом или целым организмом. В философии – это явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления. В общественной жизни – это обязанность, круг деятельности [http://www.ozhegov.org/words/ 38448.shtml].
В данном случае проявляется важное свойство юридического языка – он заимствует чужие понятия и наполняет их своим смыслом, порой понятным лишь посвященным, специально обученным лицам, прежде всего юристам. Причем таким смыслом, который подчас почти утрачивает связь с первоначальным1.
В юридической литературе понятие «функции» рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функции врача, полисмена и.т.п.)2
Применительно к государству трактовка термина функции становится еще более многогранной и существенно меняется в зависимости от исторического периода.
Понятие функции государства появилось и стало развиваться в рамках марксистко-ленинского подхода к теории государства. Советскими выделялась классовая сущность государства, а предмет, направление и содержание деятельности государства изменяются в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства.
Широкое признание в этот период получает определение функций государства как направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития.3
Некоторые авторы, например В. Н. Хропанюк, Л. А. Морозова, исходят из отождествления функций государства с его деятельностью. При определении функции они используют такие категории как «управление», «воздействие», «механизм» и т. д.
Однако, включение их в понятие функции государства не совсем справедливо, так как тем самым делается попытка подменить функционирование государства различными способами правового воздействия, хотя в науке существуют самостоятельные понятия для этих способов. Такую точку зрения предложил на страницах своей книги С. А. Комаров.
Он рассматривает функции государства в логической связи «цель-задачи-функции» и на этом основании дает следующее их определение: «Функции государства – это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением»4 Такое определение обладает четкой логической структурой и мне представляется наиболее емким.
Несмотря на определенные расхождения в определении понятия функции, идет тенденция к сближению взглядов, использованию всего наиболее рационального, что внесено в теоретическую разработку данной проблемы различными авторами. С учетом достигнутого к настоящему времени уровня разработанности концепции идет процесс синтезирования существующих толкований и точек зрения, что позволяет в значительной мере преодолеть противоречия и расхождения. Многие теоретические воззрения все больше сводятся к признанию того, что во всех случаях обсуждения функций государства речь идет о деятельности и роли государства, а функции государства в любой исторический период обусловливаются объективными общественными потребностями.
На современном этапе также сохраняется классовый подход к деятельной стороне государства, но с важным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и его функций. Как показала история, эта связь более многогранна, а на функции более влияют не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демография, сырьевые и иные глобальные проблемы).5
Теоретическое описание, обобщение выполняемых функций различными государствами позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.
Можно выделить следующие признаки функций государства:6
Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что в действительности речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.
В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.
Эффективно используется метод классификации и при изучении функций государства.
Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются в меньшем или большем количестве следующие критерии классификации:
Общепринятым считается разделение функций по объектам воздействия на внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.
Деление функций на внутренние и внешние, как отмечает А. Б. Венгеров, – это определенное наследство, доставшееся современной отечественной теории государства от ее предыдущего марксистско-ленинского методологического подхода.
Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, т. к. многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот.7
В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития (Например, экономическая функция). Временные же прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).
По принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную функции государства также подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С. А. Комаров и А. Б. Венгеров.8
Классификация функций государства приводится
также на основании территориального
масштаба, в пределах которого они реализуются.
В федеративном государстве – это функция федерации
в целом и субъектов федерации. В унитарном
государстве – это функции, осуществляемые
на территории единого, лишь в административно-
В соответствии с приведенной выше классификацией по социальной значимости принято выделять основные и неосновные функции государства.
Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры».10 Так, например, С.А.Комаров называет основные функции общими на том основании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они присущи каждому звену государства. Неосновные функции он называет отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов.
Очень важное, на мой взгляд, замечание делает М. Н. Марченко: «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции».11
М. И. Байтин определяет основные функции как наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
По его мнению основным функциям государства присущ ряд общих черт.
Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях о защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.
Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т. д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.
Информация о работе Основные функции государства и формы их осуществления