Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:14, реферат
Актуальность и важность проблемы соотношения права и закона
обусловлена постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе
правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности,
ибо не все законы, создаваемые государством имеют правовое содержание, а
подчас и прямо противоречат ему. Поэтому необходим четкий критерий в
соответствии, с которым можно было судить о законе как правовом или
неправовом, в противном случае не будет понятно, когда закон утрачивает
характеристики правового и становится неправовым, или даже произволом.
Введение
1.. Многообразие подходов понимания сущности права
1.1. Сущность как философская категория
1.2. Позитивизм и советский легизм – концепции, отождествляющие право
и закон
1.3. Марксистское понимание сущности права
1.4. Естественная правовая трактовка сущности права
1.5. Иные концепции сущности права.
2. Основные характеристики права согласно либертально- юридическому
подходу
2.1. Формальное равенство-равенство правовое
2.2. Свобода. Правовое поле- сфера действия и граница свободы
2.3. Справедливость как равная мера действий людей
2.4. Проистечение общеобязательности права из правовой необходимости
2.5. Понятие правового закона
Заключение
Список использованных источников:
1.В.И. Коростей «Власть.Реформа.Закон.»
2.В.И.Коростей «Новая Теория Государства и Права»
Можно сказать, что историческое развитие свободы и права в
человеческих отношениях предоставляет собой, таким образом, прогресс
равенства людей в
качестве формального (
первоначально несвободная масса людей постепенно, в ходе исторического
развития преобразуются
в свободных индивидов.
свободу возможной и действительной во всеобщей нормативно-правовой форме,
в виде определенного правопорядка.
2.3. Справедливость как равная мера действий людей
Понимание права как равенства включает в себя с необходимостью и
справедливость. В контексте различия права и закона это означает, что
справедливость входит в понятие права, что право по определению
справедливо, а справедливость
- внутреннее свойство и
категория и характеристика правовая, а не внутри правовая. Поэтому всегда
уместен вопрос о
справедливости и
существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его
соответствие и
справедливость (iustitia) восходит к праву (ius) и обозначает наличие в
социальном мире правового начала и выражает его правильность,
императивность и
правового равенства (общеобязательности и одинаковости его требований в
отношение всех, включая и носителей власти, устанавливающих определенные
правоотношение) и выражение соразмерности и эквивалента, зафиксирован в
традиционном естественно-
равным за равное является наиболее важным аспектом справедливости и
равенства.
В обобщенном виде
можно сказать, что
самосознание, самовыражение и самооценка права и потому вместе с тем
правовая оценка всего остального вне правового. С позиции правовой
всеобщности (формально-определенной всеобщности правового равенства,
свободы и справедливости), в равной мере значимой для всех, независимо от
их моральной, религиозных, социальных, политических и иных различий,
позиций и интересов, все эти внеправовые начала с представлениями в них
особыми потребностями, требованиями и так далее - лишь особенные в общем,
пространстве бытия и действия права и правовой справедливости.
Специфические объекты, а не субъекты справедливой регуляции. Право (и
правовой закон) не отражает, конечно, все эти особенные интересы и
притязания, и они должны найти в нем свое надлежащее (то есть
справедливое) признание, удовлетворение и защиту. А это возможно только
потому, что справедливость (и в целом право, правовой подход и принципы
правовой регуляции) не сливаются с самими этими притязаниями и не являются
нормативным выражением и характеристикой какого-либо одного из таких
частных интересов. Напротив справедливость, представляя всеобщее правовое
начало, возвышается над всем этим партикуляризмом, “взвешивает” (на единых
весах правовой регуляции и правосудия, посредством общего масштаба права)
и оценивает их формально
равным и одинаково
Собственно этот момент различия или отождествления права и закона и
обозначает принципиальное
отличие между двумя
правопонимания, которые можно назвать юридическим и легистким.
2.4. Проистечение
По существу именно такой для юридического правопонимания вопрос: “Что
есть право?” является “подлинным” вопросом, действительной проблемой. Для
нормативного же подхода такого вопроса в подлинном смысле просто не
существует, поскольку для него право- это уже официальное данное,
действующее, позитивное право.
Для юридического правопонимания право - это не просто произвольное и
субъективное властное
веление, а объективное и
своей (не зависящей от законодателя) собственной природой, своей сущностью
и своей спецификой, словом – своим принципом.
Этим принципом право
является принципом
выражающей существо
и особенности права, его
явлений, норм и регуляторов.
Анализ принципа правового равенства свидетельствует о внутреннем
единстве и общем смысле формального равенства, единого масштаба и равной
меры свободы индивидов, всеобщей справедливости. Эти смысловые компоненты
принципа правового равенства (и вместе с тем системные характеристики
объективных свойств права) представляют взаимосвязанные образования
сущности права в его взаимосвязи с законом. К этим исходным сущностным
определениям права
(или определением сущности
называемой "позитивизации права", его выражения в виде закона, добавляется
новое определения
- властная общеобязательность
признается и устанавливается как закон (позитивное право) в определенное
время и в определенном социальном пространстве. Но закон (то, что
устанавливается в качестве "права") может как соответствовать, так и
противоречить праву, быть (в целом или частично) формой официально-
властного признания,
нормативной концентрации и
иных (не правовых) требований, дозволений и запретов. Только как форма
выражения права закон представляет собой правовое явление. Благодаря
такому закону принцип правового равенства (и вместе с тем всеобщность
равной меры свободы)
получает государственно-
признание и защиту, приобретает законную силу. Лишь, будучи формой
выражения, объективно обусловленных свойств права закон становиться
правовым законом. Правовой закон - это и есть право (со всеми его
объективно необходимыми свойствами), получивший официальную форму
признания, конкретизации и защиты, - словом, законную силу.
Реальный процесс, "позитивизации" права, его превращения в закон,
наряду с необходимостью учета объективных свойств и требований права,
зависит от многих
других объективных и
(социальных, экономических, политических, духовных, культурных, собственно
законотворческих и так далее). И несоответствие закона праву может быть
следствием правоотрицающего характера строя, антиправовой позиции
законодателя или разного рода его промахов и ошибок, низкой правовой и
законотворческой культуры.
В борьбе против
процессе исторического развития свободы, права и государственности
сформировались и утвердились
специальные механизмы,
как самой законотворческой деятельности (и в целом процесса
"позитивизации" права), так и авторитетного, эффективного контроля за
соответствием закона праву (система сдержек и противовесов в отношениях
межу различными властями, общесудебный, конституционно-судебный,
прокурорский за правовым качеством закона и так далее).
В общеобязательности закона (позитивного права) есть два различных
момента - официально-властный и правовой. Первый момент состоит в том, что
закон как установление официальной власти наделяется его поддержкой и
защитой, обеспечивается соответствующей санкцией на случай нарушения
закона. С этой точки
зрения кажется, будто
лишь следствие произвольного усмотрения власти, обязательности ее велений,
приказов, установлений. Здесь же лежат корни легизма, согласно которому
общеобязательный приказ и есть право.
Второй момент состоит в том, что закон наделяется общеобязательностью
только потому, что
он выступает именно как право,
иное неправовое установление и явление. Ведь власти (и легисты) говорят не
только об общеобязательности закона, но одновременно утверждают, что это и
есть право.
В этой претензии
закона быть правом
обстоятельство, что у закона (позитивного права) нет своей собственной
сущности, отличной от
сущности права. У
актов власти нет
даже собственного
приходиться их обозначать
с помощью разного рода
к слову "право".
С позиций признания правовой природы и сущности закона ясно, что
общеобязательной силой
должен обладать только
пришлось бы признать,
что ничего собственно
силы и насилия можно всякий произвол превратить в право. Но объективная
природа права проявляется и там, где ее отрицают: даже тиранические,
деспотические, тоталитарные акты выдаются их авторами и апологетами за
"право" и "справедливость".
Возможность злоупотребления
формой закона в антиправовых целях, разумеется, не обесценивает роль и
значение закона как правового по своей природе явления, как необходимой
общеобязательной формы выражения и действия права в социальной жизни
людей. Двуединая задача здесь состоит в том (в достижение такого состояния
и регулирования), чтобы
только праву придавалась
властная, общеобязательная) сила и вместе с тем, чтобы закон был всегда
только правовым.
В контексте различия и соотношения права и закона общеобязательность
закона обусловлена его правовой природой и является следствием
общезначимости объективных свойств права, показателем социальной
потребности и необходимости властного соблюдения, конкретизации и защиты
принципа и требований
права в соответствующих
установлениях. И именно потому. Что, по логике, не право - следствие
официально - властной общеобязательности, а наоборот эта
общеобязательность выступает как еще одно необходимое определение права (а
также права в виде закона) в дополнение к исходным определениям об
объективных свойствах права. Смысл этого определения состоит не только в
том, что правовой закон обязателен, но и в том, что общеобязателен только
правовой закон. Основное
различие между исходными
фиксирующими, и этим дополнительным определением состоит в том, что
объективные свойства права не зависят от воли законодателя, тогда как
общеобязательность правового закона, подразумевается объективной природой
права, зависит от воли законодателя (от официально-властного опосредования
между требованиями права и формой их конкретного законодательного
выражения, от властных оценок и решений), и от ряда объективных условий
(стадии развития социума, наличие условий, объективной необходимости для
появления и действия правовых законов).
Еще Фома Аквинский писал по этому поводу: ”Для того, чтобы воля
выраженная в поведение, могла иметь свойства права, она должна быть в
согласии с разумом. В этом смысле следует понимать выражение, по которому
воля суверена имела бы свойство беззакония скорее, чем закона.… Поскольку
закон главным образом
повелевается для общего блага,
предписания индивидуально
произведенные, не могут
природой”. Причем правовая природа понималось Фомой Аквинским как то,
“что составляет существо человеческих действий, потому что оно есть их
правило и мера“ /1, c.255/.
2.5. Понятие правового закона
Обобщая вышесказанное,
можно дать определение
Правовой закон есть
адекватное отражение
то есть общеобязательную
систему норм всеобщего
справедливости. Следует подчеркнуть, что это именно сущностное определение
правового закона, не затрагивающее правовое содержание (потому что, как
показано выше, оно
изменяется с течением времени)
носит общий характер и распространяется на все типы и системы позитивного
права, правда, лишь в той мере и постольку, в какой и поскольку последние
соответствуют объективной природе и требованиям права и действительно
отражают право, а не произвол. Поэтому данное определение выступает также
как масштаб и критерий
для проверки и оценки
практически действующих систем и типов позитивного права, для определения
того, действительно ли речь идет о позитивизации права или формы права и
закона используются в антиправовых целях, для прикрытия произвола и
насильственного установления
тирании, деспотизма и
Информация о работе Основные характеристики права согласно либертально- юридическому подходу