Основные инструменты государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть инструменты государственного регулирования в России и мире.
Исходя из данной цели, были решены следующие задачи:
- дать определение государственного регулирования
- определить цели и принципы государственного регулирования ВЭД
- рассмотреть инструменты государственного регулирования в России и мире.
Объектом является государственное регулирование ВЭД.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственное регулирование ВЭД …………………………....5
Механизм государственного регулирования ВЭД, его функции…...5
Цели и принципы государственного регулирования ВЭД………......7
Глава 2. Основные инструменты государственного регулирования……..10
Заключение…………………………………………………………………...17
Список используемых источников……………. ………

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Инструменты государственного регулирования ВЭД.docx

— 45.28 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                              

                                                                                                                 Лист

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственное регулирование ВЭД …………………………....5

    1. Механизм государственного регулирования ВЭД, его функции…...5
    2. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД………......7

Глава 2. Основные инструменты государственного регулирования……..10

Заключение…………………………………………………………………...17

Список используемых источников……………. …………………………..18

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической  деятельности в целях обеспечения  безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных  органов по регулированию внешнеэкономической  деятельности (далее - ВЭД) осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения  в современном мире, внешней и  внутренней политике государства.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности представляет внешнеэкономическую  политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и  развитие экономических отношений  с другими странами.

Государственное регулирование внешнеэкономических  связей осуществляется с помощью  широкого круга мер, число которых  постоянно растет. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

На этой основе государство может  осуществлять самую разнообразную, полезную для общества деятельность, используя для этого различные  свои функции, среди которых можно  выделить законотворческую, предпринимательскую  и международную.

Поэтому очень важно и актуально, изучив отечественный и зарубежный опыт, создать такой механизм государственного влияния, который обеспечил бы первостепенное развитие нации и обеспечения экономического роста в стране. Кроме того, инструменты государственного регулирования позволяют ликвидировать проблемы функционирования рыночной экономики, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм.

Цель данной работы рассмотреть инструменты государственного регулирования в России и мире.

Исходя из данной цели, были решены следующие задачи:

- дать определение государственного  регулирования

- определить цели и принципы  государственного регулирования  ВЭД

- рассмотреть инструменты государственного  регулирования в России и мире.

Объектом является государственное регулирование ВЭД.

Предметом исследования являются инструменты государственного регулирования в России и в мире.

Методы исследования. В основном были использованы в работе общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, системный анализ и др.

Степень изученности темы. Единой точки зрения, общей теории по вопросам государственного регулирования ВЭД выработано так и не было. В современных условиях происходит формирование и совершенствование теоретических и практических подходов к роли и функциям государства в экономике России и мира. Именно инструментам государственного регулирования и посвящена данная работа. Ученые – экономисты, как зарубежные, так и отечественные, давно занимаются данными вопросами. Среди них можно выделить: Маховикову Г.А., Павлову Е.Е. Стровского Л.Е., Казанцева С.К, Неткачева А.Б., Покровскую В.В., Прокушева Е.Ф.1

Структура: данная курсовая работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД

 

1.1 Механизм государственного регулирования ВЭД, его функции

 

Внешнеэкономическая деятельность (далее ВЭД) в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.

Механизм рыночного  регулирования ВЭД – это общий механизм рынка с присущими ему принципами, правилами, нормами деятельности и поведения, но действующий в особой сфере. Специфика внешнеэкономической сферы, в которой субъектами отношений наряду с фирмами выступают национальные государства, их союзы и объединения, международные организации, реализующие свои особые, часто противоречивые цели, сказывается на механизме ее регулирования, требует обязательного участия государства в этом процессе.

Государственное регулирование  ВЭД – это продолжение внутрихозяйственной функции государства, но реализующееся в особой форме; это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства в лице его органов на экономические отношения участников ВЭД в соответствии с национально–государственными интересами, целями, задачами.

Функции государственного регулирования ВЭД:2

1) системообразующие:

  • разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;
  • формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;
  • формирование порядока осуществления ВЭД;

2) системоутверждающие:

  • структурная трансформация, обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;

• рост уровня и качества жизни;

3) системовоспроизводящие:

  • достижение устойчивого экономического развития;
  • обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике;
  • упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве.

Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности механизма  регулирования ВЭД, имеющей экономическую, социальную и адаптационную составляющие. Экономическая эффективность заключается  в обеспечении расширенного воспроизводства  и достижении экономического роста; социальная – в повышении уровня и качества жизни населения; адаптационная  – в интеграции в мировую экономику  как полноправного члена.

Механизм государственного регулирования ВЭД – совокупность правовых, финансово–экономических и организационно–управленческих форм, методов и инструментов, с помощью которых государство стимулирует, координирует и регламентирует деятельность субъектов в сфере внешнеэкономических связей соответственно целям и задачам.

Причины, которые обусловливают  регулирование ВЭД:

    • интенсификация международных экономических связей и необходимость интеграции в мировую экономику;
    • потребность использования преимуществ международного разделения труда и возможностей мирового рынка;
    • ускорение рыночного реформирования страны для повышения эффективности национальной экономики.

 

 

 

 

 

1.2 Цели и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Цели государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации:3

    • формирование благоприятного правового климата для внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
    • стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами внешнеэкономических сделок по приоритетным направлениям;
    • обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе создание соответствующей инфраструктуры;
    • координация участия страны в международном разделении и кооперировании производства, продвижение наукоемкой конкурентоспособной отечественной продукции на новые рынки;
    • совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности;
    • регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях;
    • обеспечение отечественным экспортерам за рубежом экономической поддержки и правовой защищенности;
    • регулирование платежного баланса страны;
    • формирование благоприятного имиджа страны, ее регионов и фирм.

Государственное регулирование ВЭД  должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:4

    • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
    • единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
    • перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические инструменты;
    • четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
    • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет  четкое разграничение компетенции 
Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

• определение основных принципов  осуществления ВЭД и внешнеэкономической  политики России в целом;

• разработка соответствующих федеральных  программ;

• защита экономических интересов  страны в сфере ВЭД, ее отдельных  субъектов и граждан в частности;

• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

• подготовка и заключение международных  договоров и государственных  соглашений, контроль за их исполнением;

• организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

• определение и реализация валютной политики страны;

• формирование и использование  золотовалютных резервов РФ;

• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

• разработка платежного баланса  РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся  рыночной экономики правомочны:

• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и  реализовывать соответствующие  региональные программы;

• предоставлять участникам ВЭД  дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам  РФ (по ним Федерация не отвечает);

• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);

• иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые  содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся  в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

• координация действий участников ВЭД;

• выполнение договоров РФ с зарубежными  странами (если их выполнение касается интересов регионов);

• разработка и выполнение межрегиональных  и региональных программ ВЭД;

• регулирование приграничной торговли;

• информационное обеспечение ВЭД.

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Во всех странах внешнеэкономическая деятельность рассматривается как часть внешней  политики государства, а также национальной экономической политики, поэтому  подлежит регулированию со стороны  государства.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

Информация о работе Основные инструменты государственного регулирования