Основные инструменты государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть инструменты государственного регулирования в России и мире.
Исходя из данной цели, были решены следующие задачи:
- дать определение государственного регулирования
- определить цели и принципы государственного регулирования ВЭД
- рассмотреть инструменты государственного регулирования в России и мире.
Объектом является государственное регулирование ВЭД.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственное регулирование ВЭД …………………………....5
Механизм государственного регулирования ВЭД, его функции…...5
Цели и принципы государственного регулирования ВЭД………......7
Глава 2. Основные инструменты государственного регулирования……..10
Заключение…………………………………………………………………...17
Список используемых источников……………. ………

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Инструменты государственного регулирования ВЭД.docx

— 45.28 Кб (Скачать файл)

Система государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) включает:

• законодательно-правовую базу регулирования;

• институционно-организационную структуру регулирования;

• государственное  программирование ВЭД;

• квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

• сертификацию импортных товаров;

• регистрацию  некоторых экспортных контрактов;

• обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;

• таможенное регулирование;

• валютное и кредитно-денежное регулирование  ВЭД.

Также инструменты в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные, экономические, торгово-политические.

К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности, установление квот, лицензий, эмбарго и др. Административные предполагают ограничительные, разрешительные меры на основе правовых норм и законов, куда могут входить акты правового регулирования торговых отношений, таможенные кодексы, постановления, правила и др.

В числе  административных мер наиболее эффективным  является таможенное регулирование. В  основе таможенного регулирования  каждой страны лежит таможенный кодекс, который определяет задачи и принципы таможенного обложения, структуру  и функции таможенных органов, порядок  разработки и утверждение таможенных тарифов и др.

Таможенные  тарифы содержат списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и величину последних. Таможенные пошлины - это  государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого  через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимулирующую функции.

Обычно  таможенный тариф применяется на национальном уровне. Но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку  и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

В числе  административных мер регулирования  внешнеторговой деятельности широко используется лицензирование. Это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Путем лицензирования осуществляется количественное регулирование внешнеторгового  оборота. Лицензирование применяется  в целях сбалансирования поставок товаров и платежных балансов, регулирования спроса и предложения  на внутреннем рынке, для достижения взаимовыгодных договоренностей на торговых переговорах, а также с  целью ответных мер на дискриминационные  действия иностранных государств.

К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В России в процессе регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам.

Практически все страны в той или иной степени, в зависимости от своих экономических возможностей, осуществляют экономическое регулирование экспортных и импортных операций, создавая условия для развития внешнеторгового оборота и сбалансированности платежей.

Прямое финансирование экспортного производства осуществляется в виде выплачиваемых компаниями дотаций из бюджета на покрытие разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения гарантированных прибылей.

Наиболее  широко практикуется субсидирование государством расходов компаний на ведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок в экспортном производстве.

Косвенное финансирование экспортного производства осуществляется через частные банки, которым правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам. Другими методами косвенного финансирования является возврат экспортерам пошлин, уплачиваемых при импорте сырья.

Снижение  налогов с экспортеров осуществляется разными методами. Весьма распространено прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли. Разновидностью таких привилегий является налоговый кредит-отсрочка от уплаты налога с экспортной выручки.

Кредитование экспорта — одна из самых распространенных форм его стимулирования. Различают внутреннее и внешнее кредитование. При внутреннем кредитовании государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25—30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте.

К числу  других наиболее распространенных инструментов поддержки экспорта следует отнести его страхование, которое осуществляется в форме государственного страхования экспортных кредитов.

Правительственные гарантии, являющиеся существенной поддержкой в конкурентной борьбе, дают возможность коммерческим банкам предоставлять поставщикам льготные кредиты, так как государство берет на себя риск неполучения платежа.

Государственное страхование экспорта осуществляется по низким ставкам, обычно не превышающим 1 % застрахованной части контракта, что дает возможность экспортерам получать в коммерческих банках льготные кредиты. В свою очередь, это позволяет значительно увеличить заинтересованность предприятий в продаже товаров на внешнем рынке.

Государственное страхование экспорта охватывает не только большую часть коммерческих рисков, но и многие виды политических рисков.

В зависимости  от характера и разновидности  применяемых приемов регулирования  внешнеэкономической деятельности и согласно Закону РФ "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" все меры могут быть разделены  на таможенно-тарифные и нетарифные.

Порядок применения таможенно-тарифных мер государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируется Таможенным кодексом таможенного союза, Законом " о едином таможенном тарифе ", другими нормативными актами.

К административным инструментам следует отнести:

  • Количественные ограничения,
  • Запретительные
  • Контроль и качество
  • Таможенно- административные требования
  • Валютный контроль

К количественным ограничениям относятся лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). С помощью лицензирования осуществляется государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров.

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются федеральным законодательством. В настоящее время список товаров, экспорт и/или импорт которых  подлежит лицензированию, включает:5

•товары с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря, изделий из них;

•лекарственные средства и фармацевтические субстанции;

•радиоактивные вещества и изделия на их основе;

•ядерные материалы, оборудование и соответствующие технологии;

•товары (материалы, оборудование и технологии) двойного применения, т. е. товары, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены для создания ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия;

•возбудители заболеваний (патогенов) человека, животных и растений;

•опасные отходы;

•порохи промышленного применения, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия;

•озоноразрушающие вещества и продукты, содержащие их;

•наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества;

•шифровальные средства (техника, части для нее, пакеты программ, документация);

•спирт этиловый и водка (только импорт).

Лицензии  выдаются федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координация  и регулирование внешнеторговой деятельности (в настоящее время  МТ). Большинство лицензий выдается после согласования с соответствующими министерством и ведомствами  или их территориальными органами.

Что же касается вопроса валютных отношений, то регулирование  притока иностранных инвестиций носит, как правило, двойственный характер. С одной стороны, осуществляются меры по созданию в странах благоприятного инвестиционного климата с помощью  гарантий от национализации иностранной  собственности, репатриации капитала, в отношении прибылей, предоставление различных налоговых скидок и  таможенных льгот и т.д. С другой стороны, государства проводят политику, направленную на соблюдение интересов  принимающих стран, то есть собственных. С этой целью иностранные инвестиции ставятся под определенный контроль. Определяются отрасли экономики, доступные  для иностранных инвесторов, и  их максимальная доля в производстве отрасли. Устанавливается максимальная доля иностранного капитала в совместных предприятиях оговариваются участие национальных кадров в управлении данными предприятиями, условия в части использования компонентов национального производства. Ограничивается создание филиалов, репатриации капиталов и прибылей и другие. В Мексике, согласно закону об иностранных инвестициях, обязательным условием является участие национального капитала во всех предприятиях, создаваемых иностранными инвесторами.

Так же необходимо отметить и торгово–политические инструменты, которые создают благоприятные условия для выхода на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ, содействие развитию ВЭД (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.

Государственные программы в сфере ВЭД рассчитаны на оказание помощи российским участникам внешнеэкономических отношений с тем, чтобы лучше ориентироваться в государственной внешнеэкономической политике, становиться объектами этой политики. Программы создают возможность для участия субъектов ВЭД в разнообразных, финансируемых из государственного бюджета проектах, для получения ими выгоды от государственных мер по субсидированию, страхованию, кредитованию внешнеторговых операций. Таким образом, государственное программирование при надлежащем его финансово-организационном обеспечении может в качестве косвенного рычага существенно содействовать повышению эффективности ВЭД в целом и действенности деятельности российских участников ВЭД в частности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема  государственного регулирования является объектом пристального внимания ученых и политических деятелей всех стран. Изучение экономической роли государства - неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня  кто-либо попытается доказывать, что  современное рыночное хозяйство  может развиваться без вмешательства  государства. Государство оказывает  существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что  постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме. Вопросы теории, методологии, практики государственного регулирования  являются чрезвычайно насущными как для современной России, так и для всего мира в целом.

Суть  государственного регулирования на современном этапе переходного  периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в  создании более эффективной системы  регулирования с учетом накопленного позитивного опыта. Глобальной целью  государственного регулирования является достижение экономической и социальной стабильности, укрепление и совершенствование  существующего строя, адаптация  его к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет.

Подводя итоги о проделанной работе можно  сделать следующие выводы:

Во-первых, реализация целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования.

Во-вторых, государство вынуждено использовать инструменты, которые также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.

Информация о работе Основные инструменты государственного регулирования