Основные элементы механизма правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизма правового регулирования, его структуры, содержания, методов.
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи: дать понятие правового регулирования; раскрыть содержание и указать методы правового регулирования; дать характеристику элементам механизма правового регулирования; указать критерии эффективности правового регулирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......3
Теоретические основы правового регулирования………………………5
Правовые средства: понятие и виды ……………….……………......5
Способы, типы и методы правового регулирования……………….10
Основные элементы механизма правового регулирования……….......16
Стадии правового регулирования и основные элементы механизма правового регулирования……………………………………………16
Основные направления совершенствования механизма правового регулирования…………………………………………………………….20
Эффективность механизма правового регулирования……………..20
Заключение………………………………………………………………….....23
Список использованных источников и литературы.......…………..………..25

Файлы: 1 файл

1курсовая Механизм правового регулирования.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3

  1. Теоретические основы правового регулирования………………………5
    1. Правовые средства: понятие и виды ……………….……………......5
    2. Способы, типы и методы правового регулирования……………….10
  2. Основные элементы механизма правового регулирования……….......16
    1. Стадии правового регулирования и основные элементы механизма правового регулирования……………………………………………16
  3. Основные  направления совершенствования механизма правового регулирования…………………………………………………………….20
    1. Эффективность механизма правового регулирования……………..20

Заключение………………………………………………………………….....23

Список использованных источников и литературы.......…………..………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Право является важным средством регулирования взаимоотношений индивидов, социальных групп, всего общества в целом, в нем закрепляются права и свободы личности, оно само выступает как социальная ценность. Основное назначение права - организовывать отношения граждан, их поведение, учитывая их индивидуальные потребности, направить действия членов общества в русло общественных интересов.

Правовое воздействие  выступает в качестве части системы  социального регулирования общественных отношений. Основным элементом управляющей  и управляемой систем выступают люди, а управление сводится к тому, что одни из них воздействуют на сознание и поведение других.

Правовому воздействию в системе  управления обществом принадлежит  особое место, так как оно представляет собой один из важных организационных факторов, направленных на обеспечение эффективности практической деятельности людей. Задачи социального, в первую очередь государственного, управления не могут быть решены без анализа специфического воздействия на общественные отношения – нормативно-правового регулирования. В немалой степени этому способствует системно-структурный анализ государственно-правовых явлений, которые с успехом применяется в области права.

Право, решая задачи регулирования  общественных отношений, основано на строгом  соблюдении принципов, представляющих собой основные положения данной отрасли права, отражающие ее специфику и содержание.

Соответственно, реализация права  в процессе механизма правового  регулирования должна быть основана на строгом соблюдении принципов  права.

Следовательно, принципы права являются основой механизма правового регулирования.

Общество объективно нуждается в установлении определенной организованности в системе общественных отношений. Эта организованность общества сообщается ему действием различных закономерностей и факторов объективного и субъективного порядка.

Актуальность  темы данной курсовой работы заключена  в том, что в теории государства  и права существует ряд направлений, исследующих новые возможности  права. Развитие теории права выдвинуло  в традиционных областях правового регулирования новые актуальные задачи. Сравнительно долго в центре внимания общей теории государства и права были по преимуществу правовые нормы, их социальная сущность, структура, классификация и система, объективизация в юридических нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, законодательная техника и т.д. Слабо разрабатывались такие вопросы, как механизм социального действия права, его место в системе регуляторов социальных и экономических процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования.

При раскрытии темы курсовой работы мы использовали такие методы научного познания, как: метод материалистической диалектики, сравнительный, конкретно-социологический, логический, формально-юридический  методы.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования.

Целью данной курсовой работы является изучение механизма правового  регулирования, его структуры, содержания, методов.

Для достижения поставленной цели при написании работы ставились  следующие задачи: дать понятие правового регулирования; раскрыть содержание и указать методы правового регулирования; дать характеристику элементам механизма правового регулирования; указать критерии эффективности правового регулирования.

Объектом исследования являются экономические отношения, подверженные правовой регламентации, а так же связанные с ними публично-правовые отношения.

Предмет исследования –  механизм правового регулирования  в обществе особая юридическая конструкция и правовая категория.

Теоретическая основа исследования. В качестве теоретической основы курсовой работы использованы результаты научных исследований таких видных ученых, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик, А.И. Бобылев, А.Б. Венгеров, В.М. Горшенев, С.А. Комаров, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Б.И. Пугинский, В.М. Серых и др.

 

  1. Понятие и структура механизма правового регулирования
    1. Правовые средства: понятие и виды

 

Право – многогранное явление, призванное  регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон.

В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право  в большей степени  характеризуется  как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание.

Наряду с этим право  можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически  значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в  юридической науке  называют инструментальным, в рамках которого  и исследуются правовые средства.

Как и многие юридические  понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне - в сфере гражданского права. Так, Б.И. Пугинский рассматривал их в качестве юридических способов решения субъектами своих целей (интересов)[16].

Вместе с тем проблема правовых средств выступает, прежде всего, как общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми  средствами С.С. Алексеев понимает институциональные  явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит  роль ее активных центров[5].

Правовые средства не образуют каких – то особых принципиально  отличных от традиционных, зафиксированных  в общепринятом понятийном аппарате явлений правовой действительности и сформулированных в основном с точки зрения потребности аналитической юриспруденции. Это весь диапазон правовых феноменов различных уровней с той лишь особенностью, что они вычленяются и рассматриваются  не с позиций нужд юридической практики, а с позиций их функционального предназначения, тех черт, которые характеризуют их как инструменты решения экономических и иных социальных задач.

Вопрос правовых средств  – не столько вопрос обособления  в особое подразделение тех или  иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе – их фундаментального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения социальных задач. Иными словами, перед нами те же юридические нормы, хозяйственные договоры, счета в банке, меры поощрения, санкции, но предстающие в качестве функциональных явлений, инструментов реализации силы, ценности права.

С.С. Алексеев выделяет следующие  показатели правовых средств:

- субстанциональность правовых явлений;

- возможность их использования субъектами;

- наличие в правовых явлениях социальной силы, своего рода юридической энергии[6].

Как субстанциональные  явления правовые средства довольно отчетливо, зримо отличаются от других компонентов правовой действительности: с одной стороны, от явлений правовой деятельности – действий в области правотворчества, актов по реализации и применению юридических норм (толкования, вынесения правоприменительных решений, исполнения актов юрисдикционных органов и т.д.), а с другой стороны, от явлений сугубо субъективной сферы правовой действительности – правосознания, субъективных элементов правовой культуры, правовой науки. И то и другое, разумеется, учитывается в правовом регулировании, включается в действие его механизма; и можно, например, говорить о регулятивных функциях  правосознания или о регулятивном значении применения права. Но они не образуют самих регулятивных частиц, компонентов регулятивного вещества права, т.е. как раз того, что является правовыми средствами. Поэтому два упомянутых  компонента правовой действительности находятся рядом с правовыми средствами, связаны с ними, но непосредственно в их состав не входят: один из них (правовая деятельность) – это, в сущности, применение и использование правовых средств, а второй (явления субъективного порядка, например, правосознание) – представление о них, их субъективный образ.

Правовые явления как  субстанциональные явления многообразны.

В развитых правовых системах, при достаточно высокой степени  институционализации правовых явлений, то или иное правовое средство, причем это может быть одно и то же правовое средство выступает в различном виде в зависимости  от уровня, на котором рассматривается юридический инструментарий.

С.С. Алексеев выделяет три  таких уровня:

во-первых, уровень первичных правовых средств – элементов механизма правового регулирования в целом и его важнейших подразделений; это прежде всего, юридические нормы, а также субъективные юридические права и юридические обязанности; тут правовое средство есть, в сущности, путь, общее направление решения жизненной проблемы;

во-вторых, уровень сложившихся  правовых форм, нормативно выраженных обычно в виде институтов – отдельных  образований, юридических режимов  или комплексов взаимосвязанных  правовых образований и режимов, представляющих собой юридически действенные формы решения жизненных проблем (например, договор как способ организации работ и оплаты их результатов);

в-третьих, операционный уровень – конкретные юридические средства, находящиеся непосредственно в оперативном распоряжении тех или иных субъектов, например, договор гражданина, приобретающего пустующий жилой дом, с сельскохозяйственным предприятием  на выращивание и продажу сельскохозяйственной продукции, договор, который в данном случае является способом организации, взаимоотношений между гражданами, проживающими в городах или поселках городского типа, и сельскохозяйственными предприятиями[4].

Теперь о такой черте  правовых средств, как возможность  их использования субъектами. Она  характеризует  глубокое взаимодействие правовых средств с социальной деятельностью.

В этом взаимодействии –  две плоскости. Одна из них очевидна – деятельность по использованию  правовых средств в практической жизни.

Иными словами, хотя правовые средства есть явления субстанциональные, в них, в самом их бытии присутствует момент, выражающий перспективу использования, - возможности того, что известные субъекты «возьмут их в руки» и добьются с их помощью нужного, ожидаемого результата. С рассматриваемой точки зрения вопросы использования правовых средств являются решающей частью юридической практики – и в то же время важным и перспективным направлением развития юридической науки.

Во взаимодействии социальной деятельности и правовых средств  есть и другая, не менее значимая плоскость. Причем здесь речь идет не о такой своеобразной разновидности социальной деятельности, которую можно назвать правовой (именно тот характер имеет использование правовых средств), а о социальной деятельности в самом точном и строгом смысле – о деятельности, в которой реализуются  социальная жизнь независимо от форм ее существования и опосредования.

Социальная деятельность в указанном глубоком смысле при  переходе человечества на стадию цивилизации  является необходимой и ближайшей  основой правовых средств, во многом определяющей и их существование, и их особенности, их  развитие.

Социальность деятельности наряду с другими ее чертами характеризуется  своего рода напряженностью; она как  бы пронизана  или «полем активности», или «полем сдерживания» либо окутана  тем и другим, что придает поведению субъектов общественных отношений особое содержание и облик. Отсюда такие  элементы и черты деятельности, как ее необходимость, допустимость или недопустимость, заложенные в самом содержании деятельности  и выражающие потребности  жизни общества, свойственные ей закономерности, условия жизнедеятельности.

Соприкасаясь и взаимодействуя с субъективной стороной жизни общества, отмеченные элементы и черты деятельности как социального явления получают выражение в правах  и обязанностях (запретах).

Информация о работе Основные элементы механизма правового регулирования