Основные элементы механизма правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизма правового регулирования, его структуры, содержания, методов.
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи: дать понятие правового регулирования; раскрыть содержание и указать методы правового регулирования; дать характеристику элементам механизма правового регулирования; указать критерии эффективности правового регулирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......3
Теоретические основы правового регулирования………………………5
Правовые средства: понятие и виды ……………….……………......5
Способы, типы и методы правового регулирования……………….10
Основные элементы механизма правового регулирования……….......16
Стадии правового регулирования и основные элементы механизма правового регулирования……………………………………………16
Основные направления совершенствования механизма правового регулирования…………………………………………………………….20
Эффективность механизма правового регулирования……………..20
Заключение………………………………………………………………….....23
Список использованных источников и литературы.......…………..………..25

Файлы: 1 файл

1курсовая Механизм правового регулирования.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

а) стадия формирования и  действия юридических норм, характеризующаяся  тем, что введенные в правовую систему нормы общим образом  регламентируют, направляют поведение  участников общественных отношений, устанавливают для них тот или иной правовой режим;

б) стадия возникновения  прав и обязанностей (правоотношений), характеризующаяся тем, что на основе юридических норм при наличии  предусмотренных обстоятельств (юридических  фактов) у конкретных субъектов возникают права и обязанности – индивидуализированные меры поведения;

в) стадия реализации прав и обязанностей, характеризующаяся  тем, что программы поведения, которые  заложены в юридических нормах и  затем выражены в конкретных мерах  поведения для данных субъектов (в правах и обязанностях), воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью.

Кроме того, нередко возникает  необходимость в дополнительной, факультативной, четвертой стадии, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Это – стадия применения права, характеризующаяся тем, что компетентный властный орган (прежде всего суд) издает властный индивидуальный акт.

В соответствии с указанными стадиями правового регулирования четко выделяются три, а с учетом особой, факультативной стадии – стадии применения права – четыре основных элемента механизма правового регулирования:

- юридические нормы,

- индивидуальные предписания применения права (факультативный элемент),

- правоотношения,

- акты реализации прав и обязанностей[4].

Каждый из основных элементов механизма правового регулирования выполняет в процессе правового регулирования свои, специфические функции.

Юридические нормы представляют собой основу, исходную юридическую базу регулирования, с которой в юридической области "все начинается". При их помощи вводится тот или иной режим, программируется, нормативно направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной моделью такого поведения. В нормах, кроме того, предусматриваются все те последующие юридические средства, которые образуют иные элементы механизма правового регулирования. От того, каков вид нормы, ее характер, зависят юридическое содержание, весь строй регулирования.

Индивидуальные предписания  применения права – объективные  результаты властных действий судов  и иных компетентных органов, которые  обеспечивают реализацию требований юридических  норм, а именно: во властно-принудительном порядке либо обеспечивают возникновение правоотношений, либо гарантируют осуществление прав и обязанностей, нередко выражая в то же время индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений .

Правоотношения являются первым и притом важнейшим шагом в реализации общих программ поведения, заложенных в нормах. Правоотношения представляют собой главное средство, при помощи которого нормы воплощаются в жизнь, инструмент перевода (переключения) общих моделей поведения в плоскость конкретных мер поведения – субъективных прав и юридических обязанностей для данных субъектов. Правоотношение свидетельствует, что перед нами – точно определенные лица, которые что-то в юридическом отношении могут и что-то должны.

Акты реализации прав и обязанностей – это юридически значимые результативные действия субъектов, в которых реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры поведения-возможности и требования. Здесь действие механизма правового регулирования завершается, происходит перевод общих предписаний юридических норм (на стадии правоотношения – конкретизированных в правах и обязанностях) в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя[4].

  1. Основные  направления совершенствования механизма правового регулирования
    1. Эффективность механизма правового регулирования

 

Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования  должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:

Существует  концепция "государства - ночного  сторожа", такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового  регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни.

Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового  регулирования слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.

В научной литературе можно выделить две основных точки  зрения на способ определения пределов правового регулирования:

В сферу правового  регулирования должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками:

а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества, так и интересы общесоциальные;

б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;

в) эти отношения  строятся на основе согласия выполнять  определённые правила, признания обязательности этих правил;

г) эти отношения  требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:

Отношения людей  по обмену ценностями (материальными  и нематериальными).

Отношения по властному  управлению обществом.

Отношения по обеспечению  правопорядка.

Сфера правового  регулирования определяется с позиции  возможного и необходимого правового регулирования.

Определяется  верхняя и нижняя граница. Верхняя  граница - возможный предел правового  регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных отношений для государства и общества1.

Эффективность механизма правового регулирования.

Под эффективностью правового регулирования подразумевается  соотношение между результатом  правового регулирования и стоящей перед ним целью[8]. Целями механизма правового регулирования являются следующие:

Во-первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в рамках которых они будут функционировать.

Необходимо  создать такое положение, с помощью  юридических и информационно-психологических  средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его нарушения. Также нужно  повысить уровень вероятности в  достижении ценности и значительно  снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому процессу.

Следующей, не менее  значительной, целью является совершенствование  правоприменения, которая дополняет  действенность механизма правового  регулирования. За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения интересов.

Функционирование  нормативного регулирования и правоприменения  вместе просто необходимо, так как  взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм, а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства, представляющие разные виды правового регулирования, который дает управленческому процессу дополнительные возможности.

Наилучшее сочетание  различных управленческих методов  в одном механизме придает  ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в  его функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации права, торможению правового эффекта.

Такая цель как  повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно влияет на качество всего механизма правового  регулирования, на укрепления законности и правопорядка[17].

Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его правового статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Завершая нашу работу “механизм правового регулирования”, можно сделать немаловажные выводы.

Право своим  существованием оказывает огромное влияние на поведение людей. Представляя  собой культурную и информационную ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводя ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений.

Наличие правового  регулирования дает возможность  посредством правовых норм и иных юридических средств воздействовать на общественные отношения в целях их упорядочения, развития и защиты.

Механизм правового  регулирования призван осуществлять с помощью правовых средств упорядоченность  общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового  государства. Названный механизм просто необходим для поддержания законности и правопорядка как основы и непременного условия нормальной жизни цивилизованного общества.

На современном этапе  исследования механизма правового  регулирования, когда накоплен в  значительном объеме новый материал,  назрела необходимость, как мы думаем, нового видения механизма правового регулирования – в виде «объемного» явления. Такого явления, которое имеет несколько срезов, уровней и в котором средства правового регулирования выстраиваются не только линейно (что характерно для главных звеньев), но и в нескольких плоскостях. С данной точки зрения  механизм правового регулирования можно подразделить на такие компоненты: механизм правотворчества, механизм реализации норм права, механизм государственного принуждения, где охранительную направленность выполняет механизм процессуального регулирования.

Хотелось бы также отметить, что вопрос о механизме  правового регулирования является важным и довольно дискуссионным  в правовой науке. Как мы смогли убедиться, каждый из известных правоведов имеет собственную точку зрения, отличную от других, что делает этот вопрос еще более интересным. Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть постоянно ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования, осуществлению законных стремлений личности, упорядочению её правового статуса.

В любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность механизма правового регулирования, включая совершенствование законодательства, улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой культуры, совершенствование правового воспитания.

Изучение механизма  правового регулирования играет важную роль в понимании каждым юристом  динамики воздействия на общественные отношения всех юридических средств в комплексе. Значение единства и взаимодействия в механизме правового регулирования весьма существенно для укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации 2009 г. №4. – 445 с..
  2. Гражданский кодекс Российской федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. (ред. От 27 декабря 2009 г.) № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. – 3301 с.
  3. Александров Н.Г. и др. Теория государства и права. – М.: Юридическая литература, 1968. –548 с.
  4. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. 382 с.
  5. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Советское государство и право. – 1987.  - № 6.
  6. Алексеев С.С.  Право. Опыт комплексного исследования. – М.: 1999. – 247 с.
  7. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 2000. – 325 с.
  8. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие  Составители Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. – М.: Юрист, 1999. 256 с.
  9. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. – 1999. - № 5.- 326 с.
  10. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Москва, 2002 г. Т. 2. 391 с.
  11. Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. – М.: 1963.  – 342 с.
  12. Комаров С.А. Общая  теория государства  и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 2002.  – 362 с.
  13. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О. Е. Кутафина – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Юрист, 2002 г. 296 с.
  14. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2002. – 376 с.
  15. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2.  – М.: Юристъ,  2000. – 512 с.
  16. Пугинский Б.И. Гражданско - правовые средства в хозяйственных отношениях.  – М., 1984. 361 с.
  17. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Былина, 2000. – 534 с.
  18. Теория  государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ,  2003 г. 720 с.
  19. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2000. – 693 с.
  20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 2002. – 427 с.
  21. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских отношений. М.: Госполитиздат 1961. – 326 с.

Информация о работе Основные элементы механизма правового регулирования