Основные направления участия общественной палаты РФ в законотворческом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

В демократическом государстве, когда возможности общества гарантируются на законодательном уровне, следует признать, что обеспечение интересов, прав и свобод российских граждан при выработке и осуществлении государственной политики в принятии наиболее оптимальных законов посредством привлечения представителей общественности, бесспорно, направлено на успешное решение задач в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Эффективная практическая помощь государства в реализации Федерального закона «Об Общественной палате в Российской Федерации» вполне согласуется с идеями «экспертизы законопроектов представителями общественности», озвученными еще в 2001 г. на гражданском форуме. Законотворческий процесс – понятие многогранное. Это совокупность действий, охватывающих как зарождение идеи законопроекта и его подготовку, так и прохождение в парламенте государства законопроекта, превращение его в закон после подписания и обнародования главой государства. В законотворческом процессе традиционно стадию законодательного процесса определяют как относительно обособленный этап разработки, принятия и опубликования законов, урегулированный нормами конституционного права таким образом, что только завершение процедурных действий одного этапа позволяет перейти к следующему. Именно поэтому стадии законодательного процесса детально регламентированы по субъектному составу, срокам, ха-

Файлы: 1 файл

зк.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

сколько на региональном, муниципальном уровнях. На уровне каждого конкретного субъекта РФ, муниципального образования представители органов государственной власти и представители общественных объединений гораздо более тесно связаны друг с другом. При этом многие вопросы могли быть сняты срассмотрения уже в процессе подготовки экспертизы. Положительным момен-

том является то, что осуществлять контроль над выполнением достигнутых договоренностей и заявленных властью обязательств легче именно на региональном, местном уровне. А в условиях реформирования системы местного самоуправления в России общественная экспертиза на уровне муниципальных образований особенно актуальна. Дело в том, что именно органы местного само-

управления, решая повседневные проблемы, наиболее близки к заботам людей,могут  и должны постоянно и эффективно взаимодействовать с гражданами, с

гражданскими союзами, а через них – с самоорганизующимся и ответственным

общественным мнением. «Даже самая  большая и широкая нормотворческая деятельность государства по изданию всевозможных законов, подзаконных нормативных актов не способна привести к единому, легитимному конституционному пространству, если в этом не будет заинтересовано народное правосознание» [3, с. 66]. Таким образом, расширение применения практики общественной экспертизы именно на этих уровнях властных отношений представляется

наиболее актуальным.Вместе с тем в интервью газете «Московский комсомолец» секретарь Общественной палаты Е.П. Велихов отмечает: «Многие социально значимые законопроекты получили нашу экспертную оценку, но сказать, что мы удовлетворены этой работой, нельзя. У нас и к себе есть претензии, и депутаты не

всегда заинтересованно относятся  к нашим документам» [4].В этой связи значительно повышает оперативность и, как следствие, эффективность экспертной деятельности, предусмотренная ст. 51 Регламента

Общественной палаты возможность  проведения экспертной оценки в инициативном порядке по решению комиссии Общественной палаты даже в том

случае, если проект правового акта не внесен в план экспертной деятельности. О принятом решении руководитель комиссии вправе проинформировать

соответствующий орган государственной власти.

Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы проектов

законов Российской Федерации о  поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных

законов, проектов нормативных правовых актов Правительства Российской

Федерации и федеральных органов  исполнительной власти, проектов законов

субъектов Российской Федерации и  нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов правовых

актов органов местного самоуправления носят рекомендательный характер и

направляются соответственно Президенту Российской Федерации, в Совет

Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, федеральные органы

исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Все заключения Общественной палаты в обязательном порядке должны

быть рассмотрены в рамках пленарных  и иных заседаний вышеупомянутых

органов власти. Им должна быть дана оценка, при этом выслушиваются мнения членов Общественной палаты, которые должны быть приглашены на соответствующее заседание для разъяснения своей позиции по заключению, а

Гуманитарные и социальные науки 2011. № 3 169также  выслушиваются  мнения  представителей  органов  власти,  делаются

определенные выводы о дальнейших действиях в рамках принятия соответствующего нормативного правового акта и его реализации.

Более того, Закон об Общественной палате содержит норму более общего

характера, гарантирующую присутствие  членов Общественной палаты при

обсуждении вопросов повестки дня  соответствующих органов: Совет Федерации и Государственная Дума обеспечивают присутствие на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов и комиссий палат членов Общественной

палаты, уполномоченных советом Общественной палаты.

В 2010 году существенно активизировалась работа Комиссии и Обществен-

ной палаты Российской Федерации в  целом по экспертизе законопроектов. Так,

Общественной  палатой  России  проведена  общественная  экспертиза  по  32

проектам федеральных законов и нормативно-правовым актам. Заключения Общественной палаты направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а также в

Московскую городскую думу. 16 федеральных законов, по которым была проведена общественная экспертиза и подготовлены заключения, приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом

Российской Федерации. 1 федеральный  закон, по которому была проведена общественная экспертиза и подготовлено заключение, принят Государственной

Думой, одобрен Советом Федерации  и направлен Президенту Российской Федерации, 3 законопроекта, внесённых в план экспертной деятельности Общественной палаты, отклонены или сняты Государственной Думой Российской

Федерации с рассмотрения, 19 проектов федеральных законов и нормативных

правовых актов, внесенных в  план экспертной деятельности Общественной палаты, в настоящее время находятся на рассмотрении.

Координацией и организацией работы Общественной палаты по проведению общественной экспертизы занимается Межкомиссионная рабочая группа

по организации экспертной деятельности Общественной палаты. Новым этапом

в экспертной деятельности Палаты стала  комплексная экспертиза проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период

2012 и 2013» и о проектах Федеральных  законов, внесенных одновременно  с

проектом федерального бюджета  на 2011 и на плановый период 2012 - 2013 годов». Среди законопроектов, особо остро затрагивающих права и свободу граждан России, по которым была проведена общественная экспертиза и организо-

ваны публичные дискуссии можно  отметить проекты федеральных законов  «О

защите детей от информации, причиняющей  вред их здоровью и развитию»,«Об  ограничении оборота продукции  эротического и порнографического характера», «О полиции», «О Следственном комитете Российской Федерации (о совершенствовании деятельности органов предварительного следствия)», «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», «О спортивной

подготовке», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», иные проекты федеральных законов, а также проект федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Практика применения Закона об Общественной палате РФ показала, что

его положения нуждаются в дополнении. Речь, в частности, идёт о необходимости введения нормы, согласно которой в случае отклонения предложений

Общественной палаты России, орган государственной власти или местного

самоуправления, которому они направлены, обязан мотивировать и обосновать свой отказ в письменной форме.

Обозначенные отказы Общественная палата Российской Федерации может анализировать и сообщать о них в ежегодном «Докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации». Сегодня рекомендательный

характер экспертного заключения Общественной палаты Российской Федерации выглядит незаконченным, так как закон говорит о том, что орган государственной власти рассмотреть данное заключение должен, но данная процедура в этом законе не прописана.

Положения статьи 19 Закона об Общественной палате предполагают при

необходимости тщательную разработку процедур их практической реализации, т.е. правил взаимодействия Общественной палаты России и названных

органов по поводу: составления и  направления заключений по результатам

общественной  экспертизы  в  соответствующие  органы  государственной  и

местной власти; рассмотрения заключений на заседаниях указанных органов

с участием представителей Общественной палаты, а в отдельных случаях без такового; принятия этими органами соответствующих решений с учетом

(или без учета) позиции Общественной  палаты и официального ее уведомле-

ния относительно принятого решения.Данные рекомендации, несомненно, будут способствовать повышению эффективности  участия  Общественной  палаты  в  законотворческом  процессе.

Вместе с тем, показателем оценки работы Общественной палаты России должно стать не только количество экспертиз, произведенных комиссиями Общественной палаты, но и расширение круга привлекаемых общественных и некоммерческих общественных организаций в проведение экспертиз, формирование экспертного сообщества на федеральном уровне и содействие его становления на региональном и местном уровнях, повышение гражданской и правовой активности граждан, что в конечном счете должно привести еще к одной функции Общественной палаты России - процедуре согласования и выработки, обобщения различных позиций институтов гражданского общества в

единую позицию, которая бы учитывала права и свободы человека и гражданина, особую роль и место гражданского общества в нашем государстве.

В зоне особого внимания Общественной палаты остается российское законодательство об авторском праве и о социальной рекламе. Общественная палата Российской Федерации при осуществлении экспертной деятельности активно взаимодействует с широким кругом различных институтов гражданского общества. На специально организованном сайте Общественной палаты Российской Федерации, на форуме, идет постоянное обсуждение всех законопроектов

в режиме онлайн, часть из которых  учитывается в экспертной деятельности.

Общественная палата Российской Федерации оказывает большую практическую помощь в подготовке и экспертизе региональных законов, регулирующих деятельность общественных палат субъектов Российской Федерации,

зачастую выступая арбитром между  региональными органами государственной власти и гражданским обществом. Учитывая высокую роль и высокий

правовой статус Общественной палаты России, авторитет и опыт входящих в

нее членов, которые представляют широкий круг общественных организаций

и институтов гражданского общества, Общественная палата России взяла на

себя ряд ключевых функций в  том числе: координатора и организатора экспертного сообщества; информационно-методического центра по выработке

стандартов  общественных  экспертиз;  гаранта  публичности  и  гласности,  и

соблюдение других принципов общественной экспертизы в Российской Федерации; экспертной и дискуссионной площадки с целью обеспечения и повышения качества коммуникаций между институтами гражданского общества и государственными органами, в том числе через усиления влияния через общественные советы при органах исполнительной власти; информационно-аналитического центра по ревизии действующего законодательства, выработки предложений субъектами законодательной инициативы.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что участие Общественной

палаты РФ в законотворческом  процессе путем общественной экспертизы

нормативно-правовых актов имеет  огромный потенциал, который необходимо развивать всем институтам гражданского общества, так как он является и

контрольным и консолидирующим  фактором в становлении правового и демократического государства. Общественная палата, наделенная значительными полномочиями в законотворческом процессе, может стать социальным

институтом, учитывающим и выражающим консолидированное мнение организованных гражданских структур по актуальным вопросам государственной

и социально-экономической политики: приоритетам законотворческой деятельности, федеральным программам и механизмам их реализации; вопросам

проведения социальных реформ и  возможности включения творческого потенциала гражданских инициатив.

Л И Т Е РАТ У РА

1. Бондарь Н.С. Конституционный  строй как государственно-правовое

выражение гражданского общества России // Конституционное раз-

витие России. 2003. Вып. 4.

2. Троицкая Т.В. Понятие и юридическая  природа общественной экс-

пертизы // Юридический  мир. 2006. № 9.

3. Байниязов   В.С.  Конституция  и  современное   правосознание  //

Информация о работе Основные направления участия общественной палаты РФ в законотворческом процессе