Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:28, реферат
В демократическом государстве, когда возможности общества гарантируются на законодательном уровне, следует признать, что обеспечение интересов, прав и свобод российских граждан при выработке и осуществлении государственной политики в принятии наиболее оптимальных законов посредством привлечения представителей общественности, бесспорно, направлено на успешное решение задач в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Эффективная практическая помощь государства в реализации Федерального закона «Об Общественной палате в Российской Федерации» вполне согласуется с идеями «экспертизы законопроектов представителями общественности», озвученными еще в 2001 г. на гражданском форуме. Законотворческий процесс – понятие многогранное. Это совокупность действий, охватывающих как зарождение идеи законопроекта и его подготовку, так и прохождение в парламенте государства законопроекта, превращение его в закон после подписания и обнародования главой государства. В законотворческом процессе традиционно стадию законодательного процесса определяют как относительно обособленный этап разработки, принятия и опубликования законов, урегулированный нормами конституционного права таким образом, что только завершение процедурных действий одного этапа позволяет перейти к следующему. Именно поэтому стадии законодательного процесса детально регламентированы по субъектному составу, срокам, ха-
сколько на региональном, муниципальном уровнях. На уровне каждого конкретного субъекта РФ, муниципального образования представители органов государственной власти и представители общественных объединений гораздо более тесно связаны друг с другом. При этом многие вопросы могли быть сняты срассмотрения уже в процессе подготовки экспертизы. Положительным момен-
том является то, что осуществлять контроль над выполнением достигнутых договоренностей и заявленных властью обязательств легче именно на региональном, местном уровне. А в условиях реформирования системы местного самоуправления в России общественная экспертиза на уровне муниципальных образований особенно актуальна. Дело в том, что именно органы местного само-
управления, решая повседневные проблемы,
наиболее близки к заботам людей,могут
и должны постоянно и эффективно
взаимодействовать с
гражданскими союзами, а через них – с самоорганизующимся и ответственным
общественным мнением. «Даже самая большая и широкая нормотворческая деятельность государства по изданию всевозможных законов, подзаконных нормативных актов не способна привести к единому, легитимному конституционному пространству, если в этом не будет заинтересовано народное правосознание» [3, с. 66]. Таким образом, расширение применения практики общественной экспертизы именно на этих уровнях властных отношений представляется
наиболее актуальным.Вместе с тем в интервью газете «Московский комсомолец» секретарь Общественной палаты Е.П. Велихов отмечает: «Многие социально значимые законопроекты получили нашу экспертную оценку, но сказать, что мы удовлетворены этой работой, нельзя. У нас и к себе есть претензии, и депутаты не
всегда заинтересованно
Общественной палаты возможность проведения экспертной оценки в инициативном порядке по решению комиссии Общественной палаты даже в том
случае, если проект правового акта не внесен в план экспертной деятельности. О принятом решении руководитель комиссии вправе проинформировать
соответствующий орган государственной власти.
Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы проектов
законов Российской Федерации о
поправках к Конституции Россий
законов, проектов нормативных правовых актов Правительства Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов
субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов правовых
актов органов местного самоуправления носят рекомендательный характер и
направляются соответственно Президенту Российской Федерации, в Совет
Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, федеральные органы
исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Все заключения Общественной палаты в обязательном порядке должны
быть рассмотрены в рамках пленарных и иных заседаний вышеупомянутых
органов власти. Им должна быть дана оценка, при этом выслушиваются мнения членов Общественной палаты, которые должны быть приглашены на соответствующее заседание для разъяснения своей позиции по заключению, а
Гуманитарные и социальные науки 2011. № 3 169также выслушиваются мнения представителей органов власти, делаются
определенные выводы о дальнейших действиях в рамках принятия соответствующего нормативного правового акта и его реализации.
Более того, Закон об Общественной палате содержит норму более общего
характера, гарантирующую присутствие членов Общественной палаты при
обсуждении вопросов повестки дня соответствующих органов: Совет Федерации и Государственная Дума обеспечивают присутствие на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов и комиссий палат членов Общественной
палаты, уполномоченных советом Общественной палаты.
В 2010 году существенно активизировалась работа Комиссии и Обществен-
ной палаты Российской Федерации в целом по экспертизе законопроектов. Так,
Общественной палатой России проведена общественная экспертиза по 32
проектам федеральных законов и нормативно-правовым актам. Заключения Общественной палаты направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а также в
Московскую городскую думу. 16 федеральных законов, по которым была проведена общественная экспертиза и подготовлены заключения, приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом
Российской Федерации. 1 федеральный закон, по которому была проведена общественная экспертиза и подготовлено заключение, принят Государственной
Думой, одобрен Советом Федерации и направлен Президенту Российской Федерации, 3 законопроекта, внесённых в план экспертной деятельности Общественной палаты, отклонены или сняты Государственной Думой Российской
Федерации с рассмотрения, 19 проектов
федеральных законов и
правовых актов, внесенных в план экспертной деятельности Общественной палаты, в настоящее время находятся на рассмотрении.
Координацией и организацией работы Общественной палаты по проведению общественной экспертизы занимается Межкомиссионная рабочая группа
по организации экспертной деятельности Общественной палаты. Новым этапом
в экспертной деятельности Палаты стала комплексная экспертиза проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период
2012 и 2013» и о проектах
проектом федерального бюджета на 2011 и на плановый период 2012 - 2013 годов». Среди законопроектов, особо остро затрагивающих права и свободу граждан России, по которым была проведена общественная экспертиза и организо-
ваны публичные дискуссии
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,«Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера», «О полиции», «О Следственном комитете Российской Федерации (о совершенствовании деятельности органов предварительного следствия)», «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», «О спортивной
подготовке», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», иные проекты федеральных законов, а также проект федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Практика применения Закона об Общественной палате РФ показала, что
его положения нуждаются в
Общественной палаты России, орган государственной власти или местного
самоуправления, которому они направлены, обязан мотивировать и обосновать свой отказ в письменной форме.
Обозначенные отказы Общественная палата Российской Федерации может анализировать и сообщать о них в ежегодном «Докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации». Сегодня рекомендательный
характер экспертного
Положения статьи 19 Закона об Общественной палате предполагают при
необходимости тщательную разработку процедур их практической реализации, т.е. правил взаимодействия Общественной палаты России и названных
органов по поводу: составления и направления заключений по результатам
общественной экспертизы в соответствующие органы государственной и
местной власти; рассмотрения заключений на заседаниях указанных органов
с участием представителей Общественной палаты, а в отдельных случаях без такового; принятия этими органами соответствующих решений с учетом
(или без учета) позиции
ния относительно принятого решения.Данные рекомендации, несомненно, будут способствовать повышению эффективности участия Общественной палаты в законотворческом процессе.
Вместе с тем, показателем оценки работы Общественной палаты России должно стать не только количество экспертиз, произведенных комиссиями Общественной палаты, но и расширение круга привлекаемых общественных и некоммерческих общественных организаций в проведение экспертиз, формирование экспертного сообщества на федеральном уровне и содействие его становления на региональном и местном уровнях, повышение гражданской и правовой активности граждан, что в конечном счете должно привести еще к одной функции Общественной палаты России - процедуре согласования и выработки, обобщения различных позиций институтов гражданского общества в
единую позицию, которая бы учитывала права и свободы человека и гражданина, особую роль и место гражданского общества в нашем государстве.
В зоне особого внимания Общественной палаты остается российское законодательство об авторском праве и о социальной рекламе. Общественная палата Российской Федерации при осуществлении экспертной деятельности активно взаимодействует с широким кругом различных институтов гражданского общества. На специально организованном сайте Общественной палаты Российской Федерации, на форуме, идет постоянное обсуждение всех законопроектов
в режиме онлайн, часть из которых учитывается в экспертной деятельности.
Общественная палата Российской Федерации оказывает большую практическую помощь в подготовке и экспертизе региональных законов, регулирующих деятельность общественных палат субъектов Российской Федерации,
зачастую выступая арбитром между региональными органами государственной власти и гражданским обществом. Учитывая высокую роль и высокий
правовой статус Общественной палаты России, авторитет и опыт входящих в
нее членов, которые представляют широкий круг общественных организаций
и институтов гражданского общества, Общественная палата России взяла на
себя ряд ключевых функций в том числе: координатора и организатора экспертного сообщества; информационно-методического центра по выработке
стандартов общественных экспертиз; гаранта публичности и гласности, и
соблюдение других принципов общественной экспертизы в Российской Федерации; экспертной и дискуссионной площадки с целью обеспечения и повышения качества коммуникаций между институтами гражданского общества и государственными органами, в том числе через усиления влияния через общественные советы при органах исполнительной власти; информационно-аналитического центра по ревизии действующего законодательства, выработки предложений субъектами законодательной инициативы.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что участие Общественной
палаты РФ в законотворческом процессе путем общественной экспертизы
нормативно-правовых актов имеет огромный потенциал, который необходимо развивать всем институтам гражданского общества, так как он является и
контрольным и консолидирующим фактором в становлении правового и демократического государства. Общественная палата, наделенная значительными полномочиями в законотворческом процессе, может стать социальным
институтом, учитывающим и выражающим консолидированное мнение организованных гражданских структур по актуальным вопросам государственной
и социально-экономической
проведения социальных реформ и возможности включения творческого потенциала гражданских инициатив.
Л И Т Е РАТ У РА
1. Бондарь Н.С. Конституционный
строй как государственно-
выражение гражданского общества России // Конституционное раз-
витие России. 2003. Вып. 4.
2. Троицкая Т.В. Понятие и
пертизы // Юридический мир. 2006. № 9.
3. Байниязов В.С. Конституция и современное правосознание //
Информация о работе Основные направления участия общественной палаты РФ в законотворческом процессе