Основные подходы в типологии права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанно, что научные типологии играют значительную роль в познании, так как являются важнейшим средством теоретического воспроизведения объекта исследования. Какую бы отрасль знания мы не взяли, мы обязательно встретимся в ней с типологией, как с одной из основных форм представления объектов или их типов и соответствующего расчленения всего материала. Любая отрасль знания не может обойтись без упорядочения изучаемых объектов, их сортировки по тем или иным признакам.

Содержание работы

Введение
3
1 Типология права: понятие и назначение
5
2 Основные подходы в типологии права
10
2.1 Содержание и основные признаки формационного подхода
10
2.2 Цивилизационный подход в типологии права
16
Заключение
24
Список используемых источников и литературы
27

Файлы: 1 файл

Тип права в формационном и цивилизационном подходах..docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

Салическая правда запрещала кровную месть и самосуд, заменив их штрафом. При этом следует отметить крайнюю тяжесть штрафов, непосильных для рядовых крестьян-общинников. До конца VI в. в платеже штрафа должны были участвовать родственники виновного (так называемые сородичи); после отмены этого стал действовать принцип личной ответственности правонарушителя. Если виновный (и сородичи) не мог заплатить штраф, то он подвергался смертной казни.

При определении наказания учитывались отягчающие вину обстоятельства (нападение на спящего, женщину, ребенка; надругательство над мертвым). Салическая правда формулировала понятие соучастия, при этом подстрекатель наказывался строже, чем исполнитель.

Что касается права современных государств, то в зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права27:

− национально-правовая система  − это конкретно-историческая совокупность прав, юридической практики и господствующей идеологии отдельного государства28.

− правовая семья:

     а) романо-германская (континентальное право) правовая семья включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы − Франции, Германии, Италии, Испании, скандинавских стран и так далее.  

 Романо-германская правовая семья возникла на основе римского права и римской юриспруденции. Правовые идеи (о законе, конституции и т.д.) были направлены против феодального произвола и привилегий и в целом против системы феодального права, в основном состоявшего из старого обычного права и актов исполнительной власти периода абсолютизма.  Единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, присущие формам национального права, входящим в романо-германскую правовую семью, предопределили целый ряд важных аспектов их сходства и общности29.

Входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру. Право делится на частное и публичное. Включают в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты. Система законодательства в целом соответствует доктринальным положениям о системе права.

     б) англо-американская (общее права) - правовая семья, включающая в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. В нее входят и системы права ряда других азиатских и африканских стран − бывших английских колоний.

По своему происхождению данная правовая семья восходит к английскому праву, относящемуся к периоду после нормандского завоевания Англии (1066 г.).

Общее право было создано после нормандского завоевания королевскими судами Англии (эти суды именуются Вестминстерскими судами по месту их заседания с XIII в. в Вестминстере). Это новое общеанглийское право формировалось судебной практикой королевских судов постепенно − от решения к решению. При отсутствии прецедента и соответствующей нормы статутного права (законодательства) судья сам определяет правоприменительную норму (казусное правило) для решения рассматриваемого дела. Совокупность таких конкретных решений, обязательных в качестве прецедента для последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее для всех английских судов право.

Общее право, таким образом, сложилось в виде совокупности судебных решений-прецедентов. Общее право − это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел.

В процессе формирования общего права королевские суды использовали некоторые положения местных правовых обычаев, преобразуя и приспосабливая их к строгим требованиям новой судебной процедуры и процессуальной формы. Римское право и основанное на нем (первоначально также и в Англии) университетское юридическое образование не оказали сколько-нибудь заметного влияния на процесс создания общего права30.

     в) мусульманская и другие. Под «мусульманским правом» (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат («путь следования») − это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т.е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего они не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Процесс становления мусульманского права в Арабском халифате занял несколько веков (VII−X вв.) и проходил в условиях формирования раннефеодального строя.

Источниками мусульманского права являются:

− Коран − священная книга ислама и основа мусульманского права;

− сунна − совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение;

− иджма − общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама;

− кияс − суждение по аналогии в вопросах права.

Коран и сунна − основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII−X вв. была посвящена деятельность правоведов − знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ.

Правовая семья − это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования31.

Таким образом, в основе цивилизационного подхода лежат культурные, религиозные, национальные, психологические признаки. Подход позволяет рассматривать право во всем ее объеме, не исключая ни одного структурного элемента, так как идет учет также и социальных факторов развития человеческого общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Типология права соответствует типологии государства. Однако относительная самостоятельность и специфичность права как особого социального феномена позволяют осуществлять и иные варианты его классификации. Так, используя формационный критерий, различают четыре типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Под историческим типом права понимается совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации.

Типология − осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).

Тип (исторический тип) государства и права − это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.

Выделяют два основных подхода к типологии права: формационный и цивилизационный.

В рамках формационного подхода типология права производится на основе видов общественно-экономической формации, где в зависимости от типа экономического базиса выделяют четыре типа права.

В рамках цивилизационного подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков.

Как сложное социальное явление, право находится в тесной связи с социальными институтами, такими как экономика, политика, религия, культура и другие. Институты государство и право находятся в наиболее тесной взаимосвязи между собой. Различные варианты соотношения государства и права зависят от типа правопонимания. Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии друг на друга. Связь государства и права является функциональной, т. е. государство и право взаимно обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга. Государство в отношении права, во-первых, фиксирует, закрепляет нормы права в официальных источниках; во-вторых, государство через свои органы обеспечивает функционирование права, его реализацию, содействует использованию субъективных прав, обеспечивает исполнение юридических обязанностей; в-третьих, государство обеспечивает функционирование права с помощью государственного принуждения, привлекая правонарушителей к юридической ответственности.

Право пытается поставить пределы деятельности государства, добиться того, чтобы вся его деятельность протекала в правовой форме: и устройство государственной власти, и ее функционирование, и взаимоотношения с гражданами. Право прежде всего конституирует и легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы, дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.

Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно закрепляется и оформляется общественный строй, положение личности в обществе. Никакая государственность немыслима без права и вне его.

Типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять бесценный опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.

Сегодня ощущается насущная потребность в рассмотрении наиболее крупных из существующих концепций типологии права с точки зрения современных научных представлений. Увеличение объема знаний во всех областях науки позволяет более полным образом рассмотреть развитие государства, уточнить и углубить фундаментальные положения уже разработанных концепций типологии права. Сделать это не только возможно, но и необходимо, поскольку типологическое изучение права есть один из путей, ведущих от конкретного материала истории к созданию обобщенной модели развития государственности, а, следовательно, к пониманию сущности и открытию нового в государстве.

Представляется обоснованным, что недостаточное внимание к проблемам типологического изучения права может повлечь за собой определенную стагнацию в изучении права. Типология права не может быть чем-то застывшим и окончательным, она требует дальнейшего развития и уточнения в связи с накоплением нового фактического материала.

Следовательно, изучение проблем типологии права требует нового для современной юриспруденции подхода, который обеспечил бы комплексное исследование данных проблем на основе принципов и методов теории государства и права с обязательным привлечением данных других наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Научная литература

 

1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. − М.: Омега-Л, 2004. – 176 с.

2. Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. − Харьков: БЕК, 2009. – 136 с.

3. Берг, О.В. Некоторые вопросы теории нормы права / О.В. Берг // Государство и право. − 2003. − № 4. − С. 25 − 27.

4. Борисов, Г.А. Теория государства и права / Г.А. Борисов. – М.: Учебник, 2007. − 292 с. 

5. Бошно, С.В. Теория государства и права /  С.В. Бошно. – М., 2010. – 400 с.

6. Васильева, А.М. Теория государства и права / А.М. Васильева. − М.: Юридическая литература, 2009. – 259 с.

7. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. – М.: Учебник, 2009. – 304 с.

8. Горского, Д.П. Краткий словарь по логике / Д.П. Горского.  − М., 2001. – 312 с.

9. Дробязко, С.Г. Общая теория права / С.Г. Дробязко. − Минск: Амалфея, 2010. – 299 с.

10. Иванников, И.А. Теория государства и права / И.А. Иванников. – М.: Академцентр, 2012. – 264 с.

11. Кондаков, Н.И. Введение в логику / Н.И. Кондаков. – М.: Юристъ, 2009. – 154 с.

12. Корельский, В.М. Теория государства и права / В.М. Корельский. − М.: Инфа, 2007. – 341 с.

13. Книпер, Р.В. Толкование, аналогия и развитие права: Проблемы разграничения судебной и законодательной власти / Р.В. Книпер // Государство и право. − 2003. − № 8. − С. 9 – 11.

14. Кутафин, О.Е. Основы государства и права / О.Е. Кутафина. − М., 2010. – 312 с.

15. Лизикова, И.И. Концептуальные подходы к определению права в юридической науке / И.И. Лизикова // История государства и права. – 2010. − № 13. – С. 42 – 45.

16. Муравский, В.А. Актуально-правовой аспект правопонимания / В.А. Муравский // Государство и право. − 2005. − № 2. − С. 18 – 21.

17. Мозолин, В.П. Система российского права / В.А. Муравский // Государство и право. − 2003. − № 1. − С. 113 – 115.

18. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права / М.Н. Марченко. − М.: Проспект, 2010. – 192 с.

19. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. − М.: Юристъ, 2001. – 256 с.

20. Небратенко, Г.Г. Новеллы типов права / Г.Г. Небратенко // Общество и право. – 2010. − №2. – С. 31 – 35.

21. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. − М.: АСТ, 2010. – 165 с.

22. Протасов, В.Н. Теория права и государства / В.Н. Протасов. – М.: Проспект, 2011. – 317 с.

23. Пиголкин, А.С. Теория государства и права / А.С. Пиголкин. − М.: Юрайт, 2009. – 214 с.

24. Пономаренко, Е.В. Теория государства и права / Е.В. Пономаренко. – М., 2008. – 299 с.

25. Ромашов, Р.А. Теория государства и права / Р.А. Ромашов. – СПб.: Питер, 2012. – 251 с.

26. Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определении / Т.Н. Радько. – М., 2011. − 176 с.

27. Серегин, Н.С. Всероссийская научно-теоретическая конференция «Понимание права», посвященная 75-летию со дня рождения профессора     А.Б. Венгерова (1928 - 1998) / Н.С. Серегин // Государство и право. − 2009. − № 8. − С. 113.

28. Хабриева, Т.Я. Право и интересы / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. − 2005. − № 12. – С. 13 – 17.

29. Цыганов, В.И. Теория государства и права / В.И. Цыганов. − Минск: Амалфея, 2007. – 201 с. 

30. Чепурнова, Н.М. Теория государства и права / Н.М. Чепурнова. – М., 2008. − 465 с. 

 

Материалы сети Интернет

 

31. Сайт Манавадхармашастра. Законы Ману. URL: http://www.advayta. org/item/000002/?id=371 (дата обращения: 25.05.2013 г.). – Загл. с экрана.

Информация о работе Основные подходы в типологии права