Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 22:34, курсовая работа
Объектом изучения является система принципов конституционного права Российской Федерации как основ конституционного строя государства.
Предметом изучения - принципы конституционного строя как гаранты прав и свобод в государстве.
Цель работы – выделить основные принципы конституционного строя РФ, наиболее полно раскрыть и определить их значение.
Введение…………………………………………………………………... 3-4
Понятие конституционного строя и закрепление его основ в Конституции РФ……………………………………………………............5-6
Основные принципы конституционного строя РФ………………...…..7-28
Принципы основ организации государственной власти……...….8-15
Принципы основ взаимоотношений государства и личности.....16-17
Принципы основ организации жизни гражданского общества...18-28
Заключение……………………………………………………….…..….29-30
Список использованных источников и литературы……………………...31
Курсовая работа
по конституционному праву на тему:
«Основные принципы конституционного строя РФ»
Нижний Новгород
2014 г.
Оглавление
Каждое государство характеризуется своими определенными чертами, в них выражается его специфика. Государство может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет судить об определенной форме, способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, который закреплен Конституцией государства, становится его конституционным строем. По мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, конституционный строй - это «определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его Конституции».
Конституционный строй – это форма организации государства, совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства. Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Принципы конституционного строя — это основополагающие начала государственного устройства.
Тема «Основные принципы конституционного строя РФ» является очень важной и актуальной и требует тщательного рассмотрения, ведь принципы конституционного строя есть основополагающие положения, которые образуют государственность в Российской Федерации. Поэтому среди предложенных тем я выбрала именно эту.
Для того чтобы сделать свою работу более полной и аргументированной я использовала научную и периодическую литературу (учебники, монографии, статьи и др.)
Объектом изучения является система принципов конституционного права Российской Федерации как основ конституционного строя государства.
Предметом изучения - принципы конституционного строя как гаранты прав и свобод в государстве.
Цель работы – выделить основные принципы конституционного строя РФ, наиболее полно раскрыть и определить их значение.
Конституционный строй – понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая Конституция государства.
Конституционный строй РФ включает целую систему отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют все отрасли российского права и законодательства. Ведущее место принадлежит Конституции РФ. В качестве главных устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.
Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации
понимаются основные принципы государства, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства. Основы конституционного строя, согласно Конституции РФ, составляют, прежде всего: демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство; признание прав и свобод человека высшей ценностью; социальное государство и светское государство; федерализм; суверенность государства; республиканская форма правления. Каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Конституционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, все они находятся во взаимозависимости.
Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения – гл. 1 Конституции РФ, закрепляющая основы конституционного строя, (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только лишь в особом порядке, специально установленном Конституцией. Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Закрепляя основы конституционного строя РФ, Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую
государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», который занимает ведущее место в системе государственного права России.
Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Этим подчеркивается особая значимость и роль конституционных основ, приоритет и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому, закрепленные в Конституции основы конституционного строя, образующие фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны её организации.
Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя, в систему их гарантий включаются как материальные, политические,
социальные, так и правовые. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.
Основы конституционного строя РФ принято подразделять на:
Существует иная, новая классификация, которая подразделяет основы конституционного строя на три группы:
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (статья 5).
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Каждый субъект Российской Федерации является частью Федерации, и поэтому принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны. Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий, означает, что в Российской Федерации ее субъекты имеют право на принадлежащие им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.
Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.
Согласно ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч.2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Формами непосредственного осуществления народовластия являются: референдумы и свободные выборы; опросы общественного мнения; обсуждение проектов законов; формирование органов местного самоуправления.
Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» референдум — это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения.
Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти и осуществляют прямое волеизъявление, выдвигают из своей среды представителей для осуществления народовластия.
Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — это право гражданина, а не просто человека.
Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную Думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов Российской Федерации), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия. Народовластие осуществляется (механизм осуществления народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по закону (ч.4 ст.3 Конституции РФ).
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10 Конституции РФ).
Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный (6 августа 2014 года ВАС был упразднен) Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125 Конституции).
Информация о работе Основные принципы конституционного строя РФ