Основные принципы конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения является система принципов конституционного права Российской Федерации как основ конституционного строя государства.
Предметом изучения - принципы конституционного строя как гаранты прав и свобод в государстве.
Цель работы – выделить основные принципы конституционного строя РФ, наиболее полно раскрыть и определить их значение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………... 3-4
Понятие конституционного строя и закрепление его основ в Конституции РФ……………………………………………………............5-6
Основные принципы конституционного строя РФ………………...…..7-28
Принципы основ организации государственной власти……...….8-15
Принципы основ взаимоотношений государства и личности.....16-17
Принципы основ организации жизни гражданского общества...18-28
Заключение……………………………………………………….…..….29-30
Список использованных источников и литературы……………………...31

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 77.84 Кб (Скачать файл)

Являясь главой государства, Президент Российской Федерации не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

  1. Верховенство права

 

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (Статья 4).

Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России. Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Указанные акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Если же такое противоречие (несоответствие) обнаруживается, то применяется Конституция или соответствующий федеральный закон. Акты, противоречащие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене.

  1. Государственный суверенитет

 

Только суверенное государство может выражать волю народа и в полном объеме обеспечивать его права и интересы. Суверенитет РФ – свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства. Суверенное государство признает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам.

Суверенитет как один из основополагающих принципов конституционного права имеет 2 формы:

– народный суверенитет (ст. 3 Конституции);

– государственный суверенитет (ст. 4, 67 Конституции).

Народный суверенитет означает, что народ является основой государственности и источником государственной власти. Государственный суверенитет означает, что государственная власть, основанная на суверенной воле народа, независима от кого-либо во внутренних делах и международных отношениях. В настоящее время государственный суверенитет не рассматривается как абсолютно неограниченный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими принципами конституционного права:

– в сфере внутренних отношений государственный суверенитет не должен вступать в противоречие с правами человека;

– в международных отношениях государственный суверенитет ограничен общепризнанными принципами международного права.

Суверенитет Российской Федерации характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференцированным содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность негосударственных структур. Действуя на основе издаваемых ею правовых предписаний, она определяет государственно-правовое развитие общества и всю систему общественных отношений, имеющих юридическую значимость. Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и внешние функции Российской Федерации. Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет ее узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц и придает незыблемый характер конституционному положению, согласно которому носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ.

Народовластие как проявление суверенитета народа имеет 2 формы:

– прямое (непосредственное) народовластие – прямое волеизъявление народа или его участие в непосредственном решении им вопросов государственной или общественной жизни.

– представительное народовластие – это осуществление народом власти через своих представителей.

  1. Республиканская форма правления

 

Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, которая и определяет организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ установлено что «Российская Федерация – есть… правовое государство с республиканской формой правления». Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Конституция РФ закрепила следующие признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок.

 

 

 

 

    1. Принципы основ взаимоотношений государства и личности.
  1. Признание прав и свобод человека высшей ценностью

 

  1. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (Статья 2).

Данная статья формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.

При этом личность получает надежную конституционную защиту от любых посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными.

Примечательно, что в соотношении "государство - человек" принципиально поменялись акценты. Если в условиях советского общества личность обязывалась согласовывать свои интересы прежде всего с интересами государства, то в действующей Конституции устанавливается иной принцип. Признание, соблюдение, а также защита прав и свобод человека становятся конституционной обязанностью государства. Следовательно, в любых ситуациях государство не может посягать на права и свободы личности, приносить их в жертву своим или иным эгоистичным интересам. Права и свободы могут быть ограничены в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 23, 55, 56 Конституции).

Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности не ограничивается только политической сферой. Основы конституционного строя отдают предпочтение правам личности и в экономической сфере.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.). С вступлением России в Совет Европы обрела свое значение и Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г.

Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

В статье формулируется правовой принцип в наиболее общем виде. Конкретный перечень прав и свобод излагается в ст. ст. 6, 7, 13, 15 гл. 1 и в главе 2 Конституции. Государство при этом не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод, но и предусматривает активную деятельность по созданию условий для их реализации.

Таким образом, ст. 2 Конституции обеспечивает свободу человеческой личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества.

 

 

 

 

 

    1. Принципы основ организации жизни гражданского общества.

 

  1. Политическое многообразие

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность (ч.3,ст.13 Конституции РФ).

Принцип плюрализма представляет собой совокупность социальных объединенных групп людей, образуемых по различным основаниям – возраст, профессия, место жительства, круг интересов. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику в рамках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа порожденных годами тоталитаризма.

Одно из наиболее важных мест в основе политического плюрализма занимают политические партии. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями). Согласно этому Закону: «политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

  1. Идеологическое многообразие

 

Идеология – это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей. Идеологическое разнообразие означает наличие в обществе различных идеологических концепций, течений, взглядов, учений. А это предполагает отсутствие в стране государственной или общеобязательной идеологии. Поэтому в ст. 13 Конституции РФ было сформулировано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной. Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

1) беспрепятственно разрабатывать  теории, взгляды, идеи относительно  экономического, политического, правового  и иного устройства Российской  Федерации, зарубежных государств  и мировой цивилизации в целом;

2) пропагандировать свои  взгляды, идеи с помощью средств  массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания  монографических и научно-популярных  работ, трудов, статей и т. п.;

3) вести активную деятельность  по внедрению идеологии в практическую  сферу: разрабатывать программные  документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие  меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;

4) публично защищать свои  идеологические воззрения, вести  активную полемику с иными  идеологиями;

5) требовать по суду  или через иные органы государства  устранения препятствий, связанных  с реализацией права на идеологическое  многообразие.

Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело относится к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни Конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию.

Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил со своей идеологией. В этом случае должностные лица законодательной или исполнительной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком» и проводить соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их приверженности к той или иной идеологии, программным установкам их партий очень трудно. Однако, это ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к перестройке школьных и вузовских программ, к подчинению идеологическим установкам государственных средств массовой информации. Недопустимы чистки государственного аппарата, армии и правоохранительных органов по идеологическим критериям.

В то же время негосударственные учебные заведения (например, религиозные) и средства массовой информации сохраняют право пропагандировать только свою идеологию.

  1. Светский характер государства

Информация о работе Основные принципы конституционного строя РФ