Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:22, курсовая работа
Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет четче определить свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и в политической системе.
Введение
1. Разнообразие теорий возникновения государств
2. Сущность некоторых основных теорий происхождения государства
Заключение
Литература
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
факультета юриспруденции
Калачевой Натальи Геннадьевны
По дисциплине: Теория государства и права
На тему: Основные теории происхождения государства
« » 2015 г.
Омск, 2015 г.
Оглавление
Введение
1. Разнообразие теорий возникновения государств
2. Сущность некоторых основных теорий происхождения государства
Заключение
Литература
Изучение происхождения государства
и права имеет не только чисто познавательный,
академический, но и политико-практический
характер. Оно позволяет глубже понять
социальную природу государства и права,
их особенности и черты; дает возможность
проанализировать причины и условия их
возникновения и развития; позволяет четче
определить свойственные им функции -
основные направления их деятельности,
точнее установить их место и роль в жизни
общества и в политической системе.
Среди теоретиков государства и права
нет не только единства, но даже общности
взглядов в отношении процесса происхождения
государства и права. В мире всегда существовало
множество различных теорий, объясняющих
процесс возникновения и развития государства.
Это вполне естественно и понятно. Ибо
каждая из них отражает или различные
взгляды различных групп, слоев, классов,
наций и других социальных общностей на
данный процесс, или - взгляды и суждения
одной и той же социальной общности на
различные аспекты данного процесса возникновения
и развития государства. В основе этих
взглядов и суждений всегда находились
различные экономические, финансовые,
политические и иные интересы.
За время существования юридической, философской
и политической науки были созданы десятки
самых различных теорий и доктрин. Высказаны
сотни, если не тысячи самых различных
предположений. Вместе с тем споры о природе
государства и права, причинах, истоках
и условиях их возникновения продолжаются
и по сей день.
Причины их и порождаемых ими многочисленных
теорий заключаются в следующем. Во-первых,
в сложности и многосторонности самого
процесса происхождения государства и
права и объективно существующих при этом
трудностях его адекватного восприятия.
Во-вторых, в неизбежности различного
субъективного восприятия данного процесса
со стороны исследователей, обусловленного
их не совпадающими, а порою противоречивыми
экономическими, политическими и иными
взглядами и интересами. В-третьих, в преднамеренном
искажении процесса первоначального или
последующего (на основе ранее существовавшего
государства) возникновения государственно-правовой
системы в силу конъюнктурных или иных
соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном
или непреднамеренном смешении в ряде
случаев процесса возникновения государства
и права с другими соотносящимися с ним
процессами.
Таким образом, актуальность выбранной
мной темы курсовой работы обусловлена
тем, что невозможно понять процессы, происходящие
в том или ином государстве, если не знать,
каким образом оно исторически формировалось.
Целью работы является изучение основных
теорий происхождения государства. Соответственно,
задачами, поставленными в данной работе,
является детальное рассмотрение основных
теорий происхождения государства, достоинства
и недостатки теорий, представителей выдвигаемых
теорий.
Глава 1. Закономерности развития государства
Выявление
и анализ повторяющихся, т. е. закономерных,
связей, определяющих ход развития государства,
позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть
в будущее данного феномена.
Государству как относительно самостоятельному
явлению присущи собственные закономерности
развития. Однако главные импульсы к движению
вперед оно получает от взаимодействия
с динамично развивающимся обществом.
Одна из основных закономерностей эволюции
государства заключается в том, что по
мере совершенствования цивилизации (как
совокупности материальных и духовных
достижений общества) и развития демократии
оно превращается из примитивного, "варварского"
образования принудительно-репрессивного
характера в политическую организацию
общества, где активно функционирует весь
комплекс институтов государства в соответствии
с принципом разделения властей.
Демократически развивающееся общество
нуждается в том, чтобы его разносторонние
объективные потребности были в центре
внимания государства, оно стимулирует
развертывание общесоциальных функций
государства. Пожалуй, здесь исток новой
закономерности развития современного
государства - возрастание его роли в жизни
общества. Названная закономерность проявилась
в полной мере во второй половине XX в. Государство
стало распространять свою организующую
и направляющую деятельность на экономическую,
социальную и культурную сферы жизни общества
через вновь создаваемые учреждения и
органы - министерства экономики, труда,
культуры, образования и др.
В этой связи небесспорно мнение С. С.
Алексеева о том, что в "развитии государства
может быть отмечен и ряд других тенденций:
"уход" государства от экономики,
все большее его отдаление от хозяйственной
жизни, от выполнения функций собственника".
Практика показала, что именно сегодня
в силу многих причин государство "пришло"
в экономику и тем самым стабилизировало
экономическую жизнь, оградило ее от экономических
потрясений во многих странах мира. Поэтому
высказывание С. С. Алексеева может быть
применимо только к нашей стране, где разгосударствление
общества, его экономики привело, к сожалению,
к умалению, минимизации роли государства
во всех сферах жизни, в том числе экономической.
Вследствие этого наше общество оказалось
отброшенным на несколько десятилетий
назад.
Под воздействием научно-технической
революции и начавшегося процесса мировой
интеграции, создания мирового рынка в
развитии государства появилась новая
закономерность - сближение различных
государств, их взаимообогащение в результате
взаимодействия. Так, в свое время западные
государства в той или иной мере восприняли
от социалистических государств социальную
направленность их деятельности, планирование.
Сегодня Россия учится у западных государств
разделению властей, парламентской культуре,
строительству правового государства.
Под влиянием данной закономерности уходят
в прошлое острая конфронтация, идеологическая
война, недоверие и подозрительность.
Правда, названные закономерности представляют
собой общие тенденции, главные линии
эволюции государств нашей планеты. Развитие
конкретного государства нередко бывает
весьма противоречивым. Зигзаги, повороты
назад, непредсказуемые шарахания из крайности
в крайность, особенно когда государственная
власть используется в личных, групповых,
клановых интересах, подчиняется узкопартийным
целям и задачам, иной раз делают это развитие
весьма противоречивым.
Глава 2. Причины и пути формирования государства
Государство – это политическая структура особого рода, возникшая на определенно этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Вопрос о происхождении государства естественно является спорным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях (их подробнее мы рассмотрим в третьей главе). Это и теологическая теория (причина – божественная сила), и договорная (сила разума и сознания), и психологические причины, органическая теория со своими биологическими факторами, теория насилия и т.п.
Подобное многообразие мнений обусловлено следующими факторами:
- на процесс происхождения
- мыслители, предлагавшие объяснение
этому процессу, жили в разные
исторические эпохи и
- объясняя процесс
- также часто мыслители, восхищенные
достижениями других наук, пытались
эти результаты применить к
наукам общественным и
- часто на взгляды авторов теорий сильное влияние оказывали их философские и идеологические пристрастия.
В каждой из теорий происхождения государства есть свои плюсы и минусы, негативные и позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части[4].
Процесс формирования государства у конкретного этноса, народа уникален, условно можно выделить группы стран, которым были присущи некоторые общие черты в формировании государства. Это позволяет говорить о трех путях развития государства:
· восточном;
· западном;
· синтезном.
Различия между ними состоят в том, каким имен образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой основе публичной политической власти, монопольно правящей группы.
Конкретно-исторические формы государства, его функции зависели от характера воспроизводства общественной жизни, то есть создания условий жизнедеятельности человека и воспроизводства самого человека при переходе от присваивающей экономики к производящей.
1. Теологическая теория возникновения государства.
У истоков данной теории стояли Аврелий Августин (Блаженный 354 – 430 н.э.) и Фома Аквинский (1225–1274 гг.), христианские философы и богословы.
Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века и в настоящее время наравне с другими распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств, (например, Иран, Саудовская Аравия) носит официальный характер.
Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению божественной.
Итак, согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе и государства – Бог. Проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.
Следовательно, государство, его институты, власть:
– вечны, незыблемы, святы;
– их возникновение (а значит и управление) не зависит от воли человека;
– являются выразителем воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
– принять государство и власть как данность, полученную свыше;
– признать власть монархов святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи – представители Папы и через него Бога в своих государствах);
– полностью и во всём подчиняться власти – небесной (божественной), т.е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, т.е. монархам и государству;
Не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Вывод: достоинством данной теории является следующее:
– способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
– препятствует насилию, революции и гражданским войнам, переделу власти и собственности;
– в наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
Главный недостаток данной теории в том, что она:
– основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, т.е. не научна.
2. Патриархальная теория
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.
Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят в конечном счете к образованию государства.
Следовательно, власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.
Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.
Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.
Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.
3. Договорная (естественно-правовая) теория
Здесь государство – это результат объединения людей на добровольной основе (на основе договора). Отдельные положения этой теории развивались ещё в V-VI вв. до н.э. софистами в Древней Греции. В XVII–XVIII вв. договорная теория использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Ее идеи поддерживались и развивались европейскими мыслителями.
Известны 2 противоположных взгляда – Томаса Гоббса и Жана-Жака Руссо. Томас Гоббс (1588-1679) посвятил происхождению и сущности государства вторую книгу одного из своих главных трудов «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). Он считал, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на всё». Однако человек существо эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его завистники, соперники, враги. В противовес Жан-Жак Руссо (1712-1778) в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) характеризует «естественное состояние» людей как «золотой век» всеобщего благоденствия. В те времена отсутствовала частная собственность, все люди были свободны и равны. Неравенство существовало лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. И только с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречащих естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.
Информация о работе Основные теории происхождения государства