Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:22, курсовая работа
Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет четче определить свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и в политической системе.
Введение
1. Разнообразие теорий возникновения государств
2. Сущность некоторых основных теорий происхождения государства
Заключение
Литература
Таким образом, авторы сходятся в одном: государству предшествовало некое «естественное состояние» людей, закончившееся войной «всех против всех», приведшей фактически к образованию государства.
Государство понималось как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих прав, свобод и защиты личности и собственности соглашаются создать государство. Договор заключался либо между правителем и подданными, т.е. договор подчинения, как считал Гоббс, либо между гражданами, т.е. договор объединения, как полагал Дж. Локк.
По замечанию Д. Дидро люди поняли, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого человека станет несчастным. Люди осознали, что каждому человеку надо поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле общества
Похожие суждения высказывал и русский представитель договорной теории происхождения государства – А.Н. Радищев (1749-1802), считавший, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Он полагал, что, заключая общественный договор, люди передают государству только часть своих прав, в силу чего за каждым членом общества сохраняется естественное право защиты жизни, чести и собственности. Таким образом, если человек не получает в обществе защиты, он имеет право сам защищать свои права. Это звало к восстанию, к революции, решающей силой которой были бы народные массы
4. Марксистская (классовая, материалистическая) теория
Материалисти́ческая
(маркси́стская, исто́рико-материалисти́ческая,
диале́ктико-материалисти́
По оценкам специалистов, «теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли»
Наиболее полное изложение основ данной теории содержится в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «Государство и революция» .
По Энгельсу, государство существу
Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным
делениям. Поскольку основой существования
родовых объединений была связь членов
рода с определенной территорией, то с
увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причи
Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые не были известны родовому обществу.
5. Теория насилия
Наиболее видными сторонниками одной из самых распространенных на Западе теорий происхождения государства - теории насилия - являются австрийский государствовед и социолог Л^!уутлович_( 1838-1909), немецкие философы К. Каутский.( 1854-1938) и Е^Дюринг (1833-1921). В основе их учения лежит утверждение о том, что мать государства - это война, завоевание, т.е. государство возникло не в результате социально-экономического развития общества, а является результатом прямого политического действия - внутреннего и внешнего насилия, завоевания - следствием победы большинства (или более сильного племени) над меньшинством (более слабым племенем), органом управления побежденными, удержания их в подчинении, порабощения.
Так, в частности, Л. Гумплович в своей
фундаментальной работе «Общее учение
о государстве», изданной в России в 1910
году, утверждал, что «история не приводит
ни одного примера, где бы государство
возникло не при помощи акта насилия, а
как-нибудь иначе». Он приходит к выводу,
что государство создается не из отдельных
людей или семей, а из «человеческих групп,
из различных племен». В таком государстве
победители образуют правящий класс, а
порабощенные - «класс рабочих и служащих».
Племена предшествуют появлению государства,
в результате войн они превращаются в
классы, сословия победителей и порабощенных,
и из этих племен создается государства.
Отрицая все выработанные до этого учения
о происхождении государства, Л. Гумплович
образно определяет основную причину
происхождения государства в следующем
утверждении: лишь грубая сила, борьба,
покорение одних племен другими - одним
словом - прямое насилие - вот «родители
и повивальная бабка государства». Его
идейный соратник К. Каутский в своей книге
«Материалистическое понимание истории»
также писал, что «государство и классы
начинают свое существование одновременно.
Племя победителей подчиняет себе
племя побежденных, присваивает себе
всю их землю и затем принуждает побежденное
племя систематически работать на победителей,
платить им дань или подати. Первые классы
и государства образуются из племен, спаянных
друг с другом актом завоевания». Причем,
по его мнению, класс победителей, как
правило, формировался из племен кочевников,
а класс побежденных - из племен оседлых
земледельцев.
6. Психологическая теория
Психологическая теория происхождения государства. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической
теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий.
Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве. Государство явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими.
7. Расовая теория (теория инцеста – кровосмешения)
Ее основателем считается французский граф Ж. Гобино (1816-1882), автор четырехтомного труда «Опыт о неравенстве рас». Гобино пытался объяснить весь ход человеческой истории, исходя из тех особенностей, которые произвольно приписываются им расам и народам. Важнейшее значение при этом он придает «чистоте» и «смешению» рас.
Некогда не было деления на расы, а существовало единое человечество
– первобытный человек. Позднее возникает
деление человечества на три расы: белую,
желтую и черную. Смешение этих основных
рас и порождает дальнейшие расовые деления
человечества и его историю. Французский
этнограф и социолог Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно
которой особенности производства человека
(воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения)
Для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые с помощью насильственного пресечения кровосмешения внутри рода и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры
Большой вклад в развитие данной теории внес немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) со своим произведением «Воля к власти». Его выводы об образовании государства также основываются на постулате о том, что в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у высших рас. Появление государства, по логике Ницше, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими, для продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой людей.
Наибольшего своего развития и даже практического применения расовая теория достигла в первой половине ХХ в. – в период появления в Европе фашизма. Фашистские Германия и Италия, милитаристская Япония оправдывали с её помощью развязанную ими войну против других стран.
8. Органическая теория
Органическая
теория происхождения государства получила
широкое распространение во второй половине
XIX в. в трудах Спенсера, Вормса, Прейса
и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе
и гуманитарная, испытала на себе мощное
влияние идеи естественного отбора, высказанной
Дарвином.
По мнению представителей данной доктрины,
государство — это организм, постоянные
отношения между частями которого аналогичны
постоянным отношениям между органами
живого существа, т.е. государство — продукт
социальной эволюции, которая выступает
в связи с этим лишь разновидностью эволюции
биологической.
Государство, будучи разновидностью
биологического организма, имеет мозг
(правителей) и средства выполнения его
решений (подданных).
Подобно тому как среди биологических
организмов в результате естественного
отбора выживают наиболее приспособленные,
так и в социальных организмах в процессе
борьбы и войн (тоже естественного отбора)
складываются конкретные государства,
формируются правительства, совершенствуется
структура управления. Таким образом,
государство практически уравнивается
с биологическим организмом.
Отрицать влияние биологических факторов
на процесс происхождения государственности
было бы неправильно, ибо люди не только
социальные, но и биологические организмы.
Вместе с тем нельзя механически распространять
все закономерности, присущие только биологической
эволюции, на социальные организмы, нельзя
полностью сводить проблемы социальные
к проблемам биологическим. Это хотя и
взаимосвязанные, но разные уровни жизни,
подчиняющиеся различным закономерностям
и имеющие в своей основе различные причины
возникновения.
9. Ирригационная теория (теория гидравлического
происхождения государства)
Теория «гидравлического» или «ирригационного» государства принадлежит перу германо-американского синолога, социолога и историка Карла Августа Виттфогеля. Еще в 1920-е годы, будучи одним из видных мыслителей Коммунистической партии Германии, Виттфогель интересовался вопросами связи природной среды и общественного развития (Bassin, 1996). 1933—1934 годы Виттфогель провел в концлагере, что впоследствии серьезно повлияло на его взгляды. После освобождения он эмигрировал в Великобританию, а затем в США.
В 1930-е годы, когда Виттфогель занимался историей Китая, его уже интересовала теория азиатского способа производства. Об этом свидетельствует его статья «Die Theorie der orientalischen Gesellschaft» (1938). В ней Виттфогель развивал положения Маркса об особой общественно-экономической формации, основанной на ирригационном земледелии. К концу Второй мировой войны Виттфогель стал убежденным антикоммунистом, активно участвовал в работе комитета Маккарана. Тогда же он окончательно формулирует теорию гидравлического государства, которая предстала в законченном виде в книге «Oriental despotism: a comparative study of total power» (1957).
Заключение
Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.
В связи с этим имеют полное право на существование и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследуются биологические и психологические особенности человека как члена общества и гражданина государства, а общество и государство как система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Развитие общества и образование государства в силу экономических причин невозможны без участия психики человека и его физических усилий.
В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных и других, однако все они в итоге реализуются лишь через физиологию и психику.
Пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений о происхождении государства вполне объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.
Информация о работе Основные теории происхождения государства