Основные виды источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что теория государства и права в нашей стране находится на таком этапе своего развития, который требует критического переосмысления ряда ее категорий, выхода на новый уровень исследований для того, чтобы соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. Одной из таких категорий, требующих углубленной разработки относится и категория «источники права». Источники права играют огромную роль в правовой системе и требуют широкого комплексного подхода к их исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правоотношения.

Файлы: 1 файл

готовая кур..docx

— 58.73 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, нормативно-правовой акт принимается с соблюдением  определенной процедуры.

В-третьих, нормативно-правовой акт имеет заранее установленную  юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы законодательства. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Высшей юридической силой обладают законы государства по отношению  к подзаконным нормативным правовым актам. В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно-правовой жизни. А подзаконный нормативно-правовой акт - это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему.

В-четвертых, нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Нормативно-правовой акт вступает в силу с момента  его опубликования, если иное не оговорено  в самом нормативном акте, а  утрачивает юридическую силу с момента  отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно-правового  акта связывается с их распространением на территории государства. Территориальные  пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означают распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.

В-пятых, в нормативно-правовых актах содержатся правила поведения  общего характера, обладающие государственной  обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права. Индивидуальные юридические акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, предписывающие определенные юридические последствия для конкретных субъектов правоотношений. Среди индивидуальных правовых актов выделяют и так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой решения по конкретному юридическому делу и адресуются конкретным физическим или юридическим лицам. Эти акты относятся к конкретным жизненным ситуациям, имеют однократное применение и обязательны для исполнения только для тех, кому они адресованы. Индивидуальные юридические акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Их осуществление обеспечивается компетентными органами государства.

2.3.1 Виды нормативно-правовых актов

По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные  нормативно-правовые акты. Верховенством среди них обладает закон. Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковать уже действующие нормы права. Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:

1) это акт представительных (законодательных) органов государственной  власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);

2) он регулирует наиболее  важные общественные отношения,  например, права и обязанности  личности, отношения собственности,  устройство государства;

3) закон принимается по  особой процедуре, носящей название законодательного процесса;

4) обладает верховенством  в правовой системе государства.

Наибольшей юридической  силой среди законов обладает Конституция. В ней закрепляются основы государственного строя, определяется организация и виды ветвей государственной  власти, закрепляются основные права, свободы и обязанности граждан, принципы внутригосударственных отношений. Конституция является первоисточником  для всех остальных нормативных  правовых актов. Все другие акты должны соответствовать Конституции.

Следующее место в иерархии законов принадлежит конституционным  законам. Они, как правило, определены в самой Конституции. Для них  характерен более сложный порядок  принятия, чем для обычных законов. 
Промежуточное положение между Конституцией и обычными законами занимают органические законы. Их принятие направлено на развитие конституционных норм.

Следующим по юридической  силе являются обычные законы. Они  регулируют на основе Конституции, конституционных  законов, органических законов те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования.

По форме объединения  нормативного материала обычные  законы могут быть кодификационные (кодексы) или текущие (тематические).

По времени действия законы делятся на временные (действуют  на определенный, указанный в законе срок) и постоянные (действуют с  момента их принятия до последующей  отмены, т.е. на неопределенный срок) и  чрезвычайные (начинают действовать  при наступлении определенных в  законе обстоятельств, как правило, чрезвычайного, экстраординарного характера.

Подзаконный нормативный  правовой акт - это такой вид нормативного правового акта, который издается полномочным органом на основе и  во исполнение закона. В большинстве  случаев подзаконные нормативные  акты издаются исполнительными органами власти.

Подзаконные нормативные  правовые акты делятся (дифференцируются) на указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и др. Основой  классификации подзаконных актов  является принадлежность к органам, их издающим. 
К подзаконным актам относятся акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

2.3.2 Действие нормативных актов во времени, по кругу лиц

Говоря о пределах действия нормативного акта по времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу.

В Российской Федерации нормативно - правые акты вступают в силу одним  из следующих способов:

-в результате указания  в тексте нормативного акта  на календарную дату, с которой  юридический документ вступает  в силу;

- в результате указания  на иные обстоятельства, с которыми  связывается  вступление в  законную силу документа;

-  в  результате применения  общих правил. По этим общим  правилам  законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования , если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента  РФ и Правительства РФ вступают в  силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.

Акты министров и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования  и подлежат государственной регистрации  в Министерстве юстиции (в этом заключается  предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

- истечения срока, на  который был принят юридических  документ;

- объявления об утрате  юридической силы нормативного  акта (прямое  указание на отмену, которое  может  содержаться  в специальном акте);

- принятия управомоченным  органов нового  юридического  нормативного документа равной  или большей  юридической силы, регулирующего тот же круг  общественных  отношений;

- устаревания юридического  документа в связи с исчезновением   обстоятельств, которые подлежали регулированию.

Вопрос о действии нормативных  актов во времени нужно рассматривать  с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт  не имеет обратной силы. Нормативный  документ  действует только в  отношении  тех обстоятельств  и случаев, которые возникли  после  введения  его в действие. Это  правило- необходимый  фактор правовой стабильности , когда граждане и  юридические лица должны быть уверены  в том, что их правовое  положение  не будет ухудшено законом.

Во - вторых, нормативно-правовой акт  может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия.

Существует общее правило, в соответствии с которым действие   нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц находящихся на территории юрисдикции  правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако есть исключения:

-Во-первых, действующее уголовное  законодательство РФ распространяется  не только на лиц, находящихся  на территории  России, но и  на ее граждан  за границей;

-Во-вторых, адресность нормативных  актов производна  от их содержания  и назначения. Так, некоторые акты  могут иметь значения для всех  индивидуальных  и коллективных  субъектов, находящихся на территории  юристдикции правотворческого органа.

- В-третьих, свои особенности  имеет действие нормативных актов  РФ  в отношении иностранцев  и лиц без гражданства.

Особую категорию адресатов  нормативных актов составляют  лица с двойным гражданством, а  также беженцы и перемещенные лица. Лица с двойным гражданством становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных  обстоятельств, так  же становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них вынужденные переселенцы  покидают  не суверенное государство, а какой либо регион данной страны.

Исходя из вышеизложенного, под нормативным актом понимается акт правотворчества, исходящий  от  компетентного государственного органа содержащий нормы права. Он рассчитан  на регулирование заранее неограниченного  числа случаев и действует  непрерывно.  Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают  три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение  установленных нормативным  актом юридических норм к отношениям, возникших до его вступления в законную силу.

    1. Нормативный договор

Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор).

Он не только устанавливает  права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права, но, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым обязуются в будущем  подчиняться их участники. Нормативный  договор должен порождать права  и обязанности для неопределенного  круга лиц, а не только для договаривающихся сторон. Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры.

Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов.

Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для  субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты. Международный договор является соглашением между государствами.  
Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то международный договор имеет координационную природу, определяя взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.

Признаки:

1. Сущностным признаком,  отличающим договор от правового  акта, является его санкционирование  несколькими субъектами правотворчества. 

2. Правовая база нормативных  договоров находится в действующем  законодательстве. Такие договоры  выполняют правовосполнительную  функцию, дополняя и конкретизируя  действующее законодательство.

3. В нормативном договоре  всегда предполагается участие  государственного органа. Чем более  высокое место в управленческой  иерархии занимает последний,  тем выше юридическая сила  договора.

4. Нормативные договоры  заключаются в публичных интересах,  их цель - достижение общего блага,  то есть общественные цели  здесь преобладают. 

5. Нормативные договоры  содержат правила, регулирующие  поведение не только (а иногда  и не столько) непосредственных  участников договора, но и иных  субъектов. Поэтому такой договор  не замыкается внутри системы  договаривающихся сторон, а имеет  и внешнее юридическое воздействие. 

6. Многочисленность, неопределенность  адресатов, то есть тех субъектов,  на которых направлено юридическое  действие договора.

7. Договорные нормы рассчитаны  на длительное действие и многократное  применение. Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Информация о работе Основные виды источников права