Основы государства. Закономерности развития государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

С давних пор, вопросы о государстве, его понятии и признаков относятся к числу основополагающих и дискуссионных вопросов в государствоведении. Необходимо сказать, что ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». К примеру, в толковом словаре русского языка Ожегова и Шведовой имеется два значения:
Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры;
Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..............3
Глава 1. Понятие и признаки государства
1.1. Понятие государства………………………………………………………………4
1.2. Признаки государства……………………………………………………………..6
Глава 2 Основы государства. Закономерности развития государства
2.1. Экономическая, социальная и духовная основы государства…………………15
2.2. Закономерности развития государства………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………...……20
Список использованных источников литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 52.54 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..............3

Глава 1. Понятие и признаки государства

1.1. Понятие  государства………………………………………………………………4

1.2. Признаки  государства……………………………………………………………..6

Глава 2 Основы государства. Закономерности развития государства

2.1. Экономическая,  социальная и духовная основы  государства…………………15

2.2. Закономерности  развития государства………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………...……20

Список  использованных источников литературы……………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

С давних пор, вопросы о государстве, его  понятии и признаков относятся  к числу основополагающих и дискуссионных  вопросов в государствоведении. Необходимо сказать, что ни в науке, ни в международном  праве не существует единого и  общепризнанного определения понятия  «государство».  К примеру, в толковом словаре русского языка Ожегова  и Шведовой имеется два значения:

  1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры;
  2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.

Государство оперирует определёнными  методами сохранения и поддержания  государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок  взаимоотношений между гражданами государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной  и других территориях, в соответствии с международными соглашениями государства. Порядок взаимоотношений между  членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами  государства, которые являются частью устройства государства; а также  традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

Актуальность данный темы возникает вследствие необходимости  изучения признаков государства, как  особой формы организации общества, имеющей публичную политическую власть, территориальную организацию  населения, государственный суверенитет, а также армия и правоохранительные органы, с целью раскрыть понятие  государства.

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и  характерные ему признаки.

Цель работы: раскрыть понятие  и признаки государства с точки  зрения современных исследователей. Для достижения цели определены следующие  задачи:

  1. Раскрыть понятие государства через различные трактовки правоведов;
  2. Определить признаки государства;
  3. Охарактеризовать эти признаки;
  4. Выявить основы государства;
  5. Рассмотреть закономерности развития государства.

Глава 1.Понятие и признаки государства

 

 

1.1.Понятие государства

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Чаще всего многие исследователи  трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724 — 1804)). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми одним словом — политическая власть».

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство  через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества и обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял  государство как естественно  выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует  действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает  государство исходя исключительно  из его классовой природы и  видит его назначение в осуществлении  организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс  и Ф.Энгельс, анализируя современное  им буржуазное государство писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характеристику давал В.И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Встречаются дефиниции  государства, которые сводятся к  перечню его институтов, что также  ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней  будет трактовка государства  как организации взаимоотношений  различных групп, слоев общества, индивидов.

Рассматривая государство  с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической и  проч., можно наделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856—1924) признавался в 1889 г., что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует меткого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.

В современной отечественной  юридической литературе понятие  государства определяется через  перечисление его признаков. Это  общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически  нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т.д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

 

 

 

 

 

1.2.Признаки государства.

 

Понятие государства раскрывается через характеристики, показывающие его социальное предназначение, уникальность и отличия от других догосударственных  и негосударственных форм организации  общественной жизни людей.

К признакам государства  принято относить:

  1. неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права.
  2. наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
  3. территориальную организацию населения;
  4. государственный суверенитет;
  5. всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;
  6. наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

 

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

1)Неразрывная связь, взаимозависимость  и взаимодействие государства  и права. Данное положение выступает в качестве основополагающего признака государства, так как с момента возникновения государство и право объединяют такие факторы, как социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, одинаковое (соответствующее степени развития общества) нравственно-духовное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на генетическом и сущностном уровнях, так и в системно-структурном и деятельностном аспектах.

Взаимозависимость государства и права означает то, что они не могут существовать друг без друга. Даже тоталитарные, диктаторские государства вынуждены  упорядочивать общественные отношения  с помощью права, устанавливать  определенный правопорядок, использовать правовую форму для осуществления  личного, группового или классового насилия.

Взаимодействие  этих явлений носит многогранный и постоянный характер.

Государство активно участвует в правотворческой  деятельности, объективирует волеизъявления народа или его большинства в  виде правовых актов, осуществляет правоприменительную  деятельность, в необходимых случаях  обеспечивает реализацию права государственным  принуждением.

Право юридически оформляет государство, закрепляет систему  государственных органов, их компетенцию, устанавливает предел осуществления государственной  власти, обеспечивает права и свободы  граждан, т. е. придает государству  и его деятельности легитимный характер. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.

2)Публичная политическая власть — один из главных признаков государства. Важно, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между  различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных  служб, органов, которые образуют государственный  аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

  1. специально создается для управления обществом;
  2. обладает  властными полномочиями вплоть до применения принуждения;
  3. право принятия общеобязательных для исполнения актов;
  4. наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

 

Итак, государство - это, прежде всего, политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управлении, среди которых особое место занимает возможность применить принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями — армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т.е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развитии, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

 

 

 

3)Территориальная организация государства отличается от территории, на которой прожинала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется  по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Информация о работе Основы государства. Закономерности развития государства