Основы государства. Закономерности развития государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

С давних пор, вопросы о государстве, его понятии и признаков относятся к числу основополагающих и дискуссионных вопросов в государствоведении. Необходимо сказать, что ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». К примеру, в толковом словаре русского языка Ожегова и Шведовой имеется два значения:
Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры;
Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..............3
Глава 1. Понятие и признаки государства
1.1. Понятие государства………………………………………………………………4
1.2. Признаки государства……………………………………………………………..6
Глава 2 Основы государства. Закономерности развития государства
2.1. Экономическая, социальная и духовная основы государства…………………15
2.2. Закономерности развития государства………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………...……20
Список использованных источников литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 52.54 Кб (Скачать файл)

В социальную базу государства входит и особое сословие чиновников с их собственными интересами, иногда не совпадающими с  интересами государства в целом. Потенциал этого слоя значителен и от уровня его профессионализма, гражданственности и наличия механизма социального контроля за его деятельностью во многом зависит эффективность функционирования государства.

      Духовная основа государства  представляет собой совокупность  идеологических, психологических, религиозных,  научных и культурологических  компонентов. Она также меняется  в зависимости от этапов, стадий  государственного развития. В истории  известны государства, где преимущественное  влияние на государственную деятельность  оказывали религиозные факторы  (Испания, Италия в Средние  века, современный Ватикан) или  светские идеологические теории (социал-демократические — в странах  Скандинавии, коммунистические —  в СССР,, Китае, на Кубе и  др., национал-социалистические —  в Германии, Италии 30-х гг. XX в.).

       Абстрагируясь от конкретных  примеров, можно утверждать, что  в любом государстве, в конечном счете, выживает двуединая идея державности и патриотизма, независимо от того, облекается ли она в научные формулировки или остается на уровне подсознания народных масс. Любому государству необходима поддержка населения, определенное доверие к власти, а народу — надежда на справедливость и защиту со стороны государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Закономерности развития государства.

 

Закономерности  развития государства — это устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие  самобытность, целостность государства  и исторический процесс его развития.

Одна  из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизаций (как совокупности материальных и  духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного  характера в политическую организацию  всего общества, где активно функционирует  весь комплекс институтов государства, обеспечивая равновесие социальных и политических сил, устойчивое развитие социума.

Исторический  процесс идет от несовершенного, неразвитого  государства, выступающего преимущественно  в виде диктаторской государственной  власти, к развитому государству, где по нарастающей реализуются  народовластие, экономическая и  политическая свободы личности.

Основная  закономерность предопределяет и другие тенденции функционирования и развития государства.

Демократически  развивающееся общество нуждается  в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в  центре внимания государства, оно стимулирует  развертывание общесоциальных функций  государства. Здесь исток новой  закономерности развития современного государства — возрастание его  социальной роли в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь  создаваемые учреждения и органы — министерства экономики, труда  и социального обеспечения, культуры, образования, по делам молодежи и  др.

Все большее  значение в жизни государства  и общества приобретает право. Проявление данной закономерности проявляется  в реальном развитии конституционно-правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные законные рамки, в становлении независимого правосудия, повышении роли закона и ограничении ведомственного нормотворчества.

 По  мере своего развития государство  все более становится «государством  человека», в котором человек,  его прирожденные, неотъемлемые  права и свободы, нравственно-духовные  гуманитарные основы его бытия  выдвигаются на первое место.

 Последовательное  развитие получают институты  либерал демократии — федерализм, парламентаризм, свободные  выборы, муниципальное самоуправление, независимые  средства массовой информации.

Возникающие глобальные проблемы как позитивного  характера (мировой рынок, информационная революция и др.), так и негативного  плана (энергетический кризис, наличие  ядерного оружия, терроризм и др.), обусловливают новую тенденцию  — все более тесное сотрудничество различных государств в решении  этих проблем, а также сближение, взаимодействие культур и народов.

При рассмотрении вопроса о тенденциях развития государства  следует иметь в виду следующее:

  • во-первых, здесь названы лишь общие закономерности эволюции государств планеты. Их перечень не является исчерпывающим и незыблемым, так как некоторые из них могут видоизменяться, нейтрализовывать друг друга, другие оставаться невыявленными;
  • во-вторых, закономерности в качестве устойчивых связей могут существовать лишь на протяжении определенного исторического периода, потом они исчезают или перерастают в другие связи и отношения. В истории того или иного государства нередко наблюдаются долгие периоды «застоя», стагнации, подчас «зигзаги», повороты назад, особенно тогда, когда власть используется в групповых, классовых, клановых, личных интересах, подчиняется идеологическим партийным установкам.

Заключение.

 

 

Изучение  понятия государства возникло с  того момента, когда первобытное  общество образовало первые государства.

С точки  зрения многих исследователей понятие  государства означало политическую общность, объединение, союз людей. Некоторые  пытаются его определить через его  роль в  жизни общества или же классовой природы. Различие этих подходов обусловлено тем, что на множественные  точки зрения авторов, живших в разное время, повлияли их условия жизни  и взгляды.  Но для того, чтобы  понять, что представляет собой государство, нужно знать ряд его признаков, из которых уже можно сформулировать определение термина государство.

Обычно  государство трактуется как общность людей, основу которой составляет наличие  публичной политической власти, население  и территория.

В узком  смысле термин «государство» означает политический аппарат управления обществом. В широком смысле государство  является не иначе как особая суверенная политико-территориальная организация  публичной власти, обладающая специальным  аппаратом, для выполнения функций  управления и организации общественной жизни, её охраной от  внутренних и внешних посягательств, издающая в этих целях веления, обязательные для всего населения, собирающая налоги и сборы.

Появление государства как эффективного средства урегулирования классовых столкновений было своеобразным спасением человечества. Ведь любые внутренние или внешние опасности наносят ущерб обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову государства - его целостность, т.е. определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное географическое суверенное состояние.

 

 

Список  использованных источников литературы.

 

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25 декабря 1993г.
  2. Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией И.А. Конюхова (Умнова): Юрайт, 2012.
  3. Теория государства и права : учебник / под общ. ред. О. В. Мартышина. — М. : Норма, 2009. — 496 с.
  4. Теория государства и права: Учебник/ Матузов Н.И., Малько А.В. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Юристъ, 2007. — 541 с.
  5. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2008. - 480 с. (Российское юридическое образование)
  6. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред.  д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. — 3-е изд., перераб. доп. — М.: Норма, 2008 — 496 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Основы государства. Закономерности развития государства