Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:07, реферат
Бразилия (Федеративная Республика Бразилия) - пятая по величине территории в мире и самое крупное государство Латинской Америки, 8-ая по величине номинального ВВП страна с населением около 190 млн. человек. Бразилия занимает третью часть территории Латинской Америки, и примерно третью часть населения последней составляет население этой страны.
По форме правления Бразилия является федеративной республикой (президентской), главой исполнительной власти является президент, который избирается на 4 года с правом последующего переизбрания.
Высшим законодательным органом государства является Национальный конгресс, состоящий из двух палат: Федерального Сената (81 место) и Палаты депутатов (513 мест). Высшая судебная власть представлена Верховным Федеральным Судом, который отвечает за правильность толкования и применения Конституции Бразилии.
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. История ранее принятых конституций Бразилии……………………...5
Имперская конституция (1824—1889)…………………………………….....5
1.2 Конституция Старой республики (1891—1930)……………………………..5
1.3 Третья конституция (1934—1937)……………………………………............6
1.4 Конституция Estado Novo (1937—1945)……………………………..............7
1.5 Пятая конституция (1946—1967)……………………………………………..7
1.6 Шестая конституция (1967—1988)…………………………………………...8
Глава 2. Действующая конституция (с 1988)………………………………........9
Заключение…………………………………………………………………….....17
Список литературы………………………………………………………………20
После окончания периода
военной диктатуры и
Комиссия разработала предварительный проект Конституции, который подвергся серьезной критике со стороны и левых и правых партий. В ходе подготовки проекта некоторые бразильские организации (прежде всего объединения адвокатов) провели несколько семинаров с юристами других стран (в том числе СССР) по изучению их конституционного опыта. Этот проект, однако, не был представлен в Учредительное собрание с тем, чтобы не оказывать давления на депутатов, но имел моральное и познавательное значение и был использован Собранием.
Учредительное собрание, начавшее работать в феврале 1987 г., разрабатывало текст Конституции в 8 тематических комиссиях, разделенных на подкомиссии. В них было рассмотрено 14 920 поправок; затем в комиссиях по синтезу было изучено 35 111 предложений и поправок. Проект Конституции, выработанный Собранием, 9 июля 1987 года был опубликован в печати и вынесен на всенародное обсуждение. Работа учредительного органа проходила в обстановке гласности; граждане имели возможность свободно посещать его заседания. В проект могли вноситься "народные поправки", т. е. поправки, подписанные не менее чем 30 тыс. избирателей. При этом один избиратель не мог подписывать более трех предложений.
Поправки в порядке народной инициативы затрагивали вопросы аграрной реформы, право на труд, право на образование, другие социальные права, защиту окружающей среды, вопросы жилища, амнистии, образования новых штатов. В течение месячного срока было предложено более 10 тыс. поправок, под которыми подписались около 12 млн. избирателей. Наибольшее число подписей собрали предложения об аграрной реформе (более 1 млн.). В конце концов, в текст были включены 122 народные поправки. Самими членами Собрания было предложено более 60 тыс. поправок. Было установлено, что каждый гражданин получает один экземпляр текста основного закона бесплатно.
В конституции появились новаторские политические концепции, начиная с охраны окружающей среды и заканчивая усилением контрольных функций законодательной власти над деятельностью исполнительной.
Заключительное голосование по тексту Конституции состоялось 22 сентября 1988 г. "За" было подано 474 голоса, "против" — 15, воздержались 6 членов Собрания. Конституция вступила в силу 5 октября 1988 г. Состоящий из почти 42 тыс. слов, высший закон 1988 г. оказался самым объемным в истории страны. Он положил начало новому периоду в истории страны — периоду "Новой республики".
Общая характеристика действующей Конституции
Конституция Бразилии — высший закон в стране; это обстоятельство закрепляется в ней самой установлением, в частности, системы контроля конституционности. Вместе с тем акт 1988 г. (ст. 59) определил нисходящую иерархию нормативных актов, издаваемых федеральной законодательной властью: на первом месте стоят поправки к Конституции, затем — дополняющие законы, ниже следуют обычные законы, делегирующие законы, временные меры, законодательные декреты, резолюции.
Состав. Действующая конституция 1988 года имеет характерную для бразильской традиции форму и состоит из:
Бразильская конституция содержит 42 тыс. слов и по размерам в 6 раз превосходит конституцию США, уступая по объему, видимо, только конституции Индии. В качестве основ правления конституция называет парламентаризм и президенциализм (разновидность республиканской формы правления, предполагающая наличие сильной президентской власти).
Бразильская конституция — демократическая конституция. Она предусматривает многопартийность, политический плюрализм, разделение властей, определенные меры против концентрации власти, усиливает роль парламента (на практике это осуществляется в меньшей степени), предусматривает местное самоуправление, уравнивает положение штатов и территорий, преобразуя последние в штаты или присоединяя их к ним, закрепляет широкие права граждан, особо выделяя «права трудящихся», устанавливает разветвленную систему судебных органов, в том числе специальных судов, призванных охранять права граждан и конституционный порядок.
Влияние конституций стран Европы и США. Конституция 1988 г. построена в соответствии с конституционными традициями Бразилии, в более широком плане — в соответствии с латиноамериканскими традициями, всегда ориентировавшимися на государственно-правовую систему США.
Влияние последней весьма заметно и начинается с первой же строчки, которая повторяет знаменитую фразу из Конституции США 1787 г. Только здесь читаем: "Мы, представители бразильского народа..." (Nós, representantes do povo brasileiro).
Цели образования нового бразильского государства значительно шире, чем указанные в преамбуле высшего закона США (обосновано это влиянием времени), но форма подачи одна и та же.
В конституции четко прописано разделение компетенции по горизонтали (принцип разделения властей) и по вертикали (распределение компетенции между Союзом и субъектами федерации), преобладание личных прав и свобод перед остальными — несомненные заимствования из конституционной системы США.
В то же время акт 1988 г. вобрал многие институты из европейского конституционного права. Например, детальное регулирование социальных прав и свобод, специальная глава о политических партиях, регулирование института конституционного контроля, двух видов чрезвычайного положения (состояние защиты и военное положение), а также многочисленные и объемные нормы, касающиеся экономических отношений, культуры, социальной политики, градостроительства, здравоохранения, спорта: все это навеяно соответствующими положениями конституций Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Греции 1975 г., принятие которых предшествовало началу работы Учредительного собрания.
Композиционно Конституция 1988 г. построена по европейскому образцу: она открывается преамбулой, за которой следуют раздел об основных принципах и чрезвычайно обширный раздел о правах и основных гарантиях, за которыми помещены разделы об организации государства, о защите государства и демократических институтов, о налогах и бюджете, об экономическом и финансовом устройстве, о социальном устройстве и, наконец, об общих конституционных положениях, которые носят заключительный характер.
Государство. В конституции в качестве основной цели названо создание демократического государства, обеспечивающего личные и социальные права в плюралистическом обществе, высшими ценностями которого являются равенство и справедливость, основанные на социальной гармонии. Основы демократического государства, согласно конституции, составляют суверенитет, гражданство, политический плюрализм и мирное сосуществование с другими народами. Федерация — один из основных принципов бразильского демократического государства.
Форма правления первоначально была установлена Конституцией как временная, поскольку согласно статье 2 переходных положений на 7 сентября 1993 г. был назначен плебисцит (опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера) о форме правления (республика или монархия) и о "системе правления" (парламентарная или президентская). Это условие было включено в Конституцию с тем, чтобы после четверти века авторитарного правления военных народ в течение пяти лет привык к демократическим отношениям и сознательно отреагировал на монархические тенденции, существующие в стране и получившие отражение в Учредительном собрании.
Плебисцит в соответствии
с названной статьей состоялся
несколько раньше предусмотренного
срока — 21 апреля 1993 г. Из проголосовавших
90 млн. избирателей 66,1% высказались
за республиканскую форму
Изменение конституции. Конституция изменяется посредством внесения в нее поправок (ст. 60). Такие поправки могут предлагаться как минимум 1/3 членов Палаты депутатов или Федерального сената, а также Президентом республики, более чем половиной законодательных собраний федеральных единиц (т. е. штатов и федерального округа), каждое из которых должно высказаться относительным большинством своих членов. Предложение о поправке голосуется в каждой из палат Национального конгресса в двух турах, в которых всякий раз требуется одобрение 3/5 членов соответствующей палаты.
По состоянию на май 2011 года в неё внесено 67 поправок. Наиболее важными из них были: сокращение монопольной деятельности государственной нефтяной компании «Petrobras», сокращение срока президентских полномочий с пяти до четырёх лет, а также разрешение повторного избрания президента.
Порядок изменения Конституции Бразилии довольно сложен, хотя при этом не предусматривается обязательного участия субъектов федерации (штатов, федерального округа). Конституция не может быть изменена в условиях чрезвычайного положения (обороны, осадного положения), а также в условиях федерального вмешательства в дела штатов — института, предусмотренного конституцией. Не могут быть предметом пересмотра: федеративная форма устройства государства, демократические принципы избирательного права, положения о разделении властей, нормы о личных правах и гарантиях человека и гражданина.
Социальные нормы в конституции. Конституция Бразилии имеет ярко выраженный социальный характер. Специальные главы и части посвящены экономическому порядку, социальному порядку, городской политике, аграрной политике, здравоохранению, спорту, науке и технике и т.д.
Конституция 1988 г. — одна из немногих в мире, которая подробно урегулировала основы экономических и социальных отношений в обществе. Она содержит множество положений, относящихся к правам человека и гражданина. Вероятно, это наиболее детализированное регулирование прав и свобод различных категорий населения (в том числе трудящихся, пенсионеров, детей) среди всех конституций стран мира.
Конституция закрепляет принцип равноправия индивидов. В ней говорится о традиционных аспектах равноправия — перед законом, независимо от пола, расы и национальности, а также независимо от профессии, образования и других характеристик личности. Принцип равноправия в сфере некоторых личных прав (в отличие, например, от политических прав) конституция распространяет на иностранцев. Говорится, что все, бразильцы и иностранцы, равны перед законом, если это касается права на жизнь, безопасность и собственность.
Особенно широко представлены
в конституции нормы о
Экономическая структура общества. Отражая современные тенденции конституционного развития, конституция детально говорит об экономической структуре общества исходя из постулатов рыночной, социально ориентированной экономики. Она устанавливает, что экономический порядок в стране основан на труде и свободной инициативе, его цель — обеспечить всем достойное существование в соответствии с «социальной справедливостью». Экономический строй Бразилии опирается на суверенитет государства, частную собственность и ее социальную функцию, свободную конкуренцию, защиту прав потребителей, защиту среды обитания, поиск путей полной занятости и др. В конституции говорится о перспективном (многолетнем) планировании, но вмешательство государства в экономическую сферу должно быть минимальным и только для целей национальной безопасности или в публичных интересах.
Внешнеполитические отношения. В отношении внешнеполитической деятельности конституция перечисляет общепризнанные принципы международного права (независимость, равенство, невмешательство во внутренние дела, а также неприятие терроризма и расизма и предоставление политического убежища и др.). Говорится также о стремлении к интеграции с народами Латинской Америки с целью образования Латиноамериканского содружества наций.