Основы конституционного строя Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в не многих из них сложился конституционный строй. Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие "конституционный строй" включается не только формальное соблюдение конституции, но государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….….3
Понятие основ конституционного строя……………………..….5
Россия – демократическое государство………………………….9
Россия – правовое и светское государство……………………..14
Россия как социальное государство…….………………………24
Заключение……………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………29

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

Демократия в Российской Федерации  осуществляется и на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения.

Политический плюрализм — это  свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма —  предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства. [6, c. 86, 90, 93].

Демократизм Российской Федерации  означает наличие в ней местного самоуправления.[ 7,c.15]. Это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.[11,ст.2].

Конституция определяет формы осуществления  местного самоуправления в РФ. К  ним относятся: референдумы местного значения, участие в выборах в органы местного самоуправления (непосредственная демократия), осуществление местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого волеизъявления (ч.2 ст.130 Конституции РФ).[3,c. 223].

Местное самоуправление следует рассматривать  в трех главных аспектах как:

- одну из основ конституционного  строя;

- право населения на самостоятельное  решение вопросов местного значения;

- одну из форм народовластия.[7, c. 170].

Такой автор как М. В. Баглай выделяет также в качестве важнейшего признака демократического государства и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, поскольку, именно здесь, как считает он, проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его  организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.[2,c. 112].

Демократический режим для Российского  общества является самым оптимальным  в нынешних условиях, и это обусловлено  в первую очередь многонациональностью населения страны. Народ действительно  должен принимать реальное участие  в управлении государством, поскольку, как мы помним ещё из истории древней  Руси, нередко важные государственные  вопросы решались всенародным голосованием на вечевых собраниях, поэтому теперь, в нашем развитом обществе народовластие  должно быть непременным атрибутом  Российского государства.

    1. Россия – правовое и светское государство.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация является правовым государством. (ст. 1)

Правовым является такое  государство, которое признает в  качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость  суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным  учреждением. Главное в идее правового  государства – связанность государства  правом, гарантирующая предсказуемость  и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола  государства и его органов.

Правовое государство  характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.[9, c.20].

Его важнейшим принципом  является верховенство права.

Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.

Верховенство закона означает также его всеобщность. То есть не должны оставаться неурегулированными законом наиболее существенные области  жизни общества, куда могли бы «прорваться» и другие акты, оттесняя законы.

Верховенство закона означает, наконец, утверждение его господства, т.е. такого положения закона, когда  выраженные в нем начала и устои  общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», что отражено в ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Может возникнуть вопрос: почему характеристика правового государства  связывается с верховенством  именно закона? Ведь государство называется правовым, т.е. речь, казалось бы, должна идти не о законе, а о праве  в целом как системе общеобязательных норм, обеспечиваемых государством независимо от того, в каких правовых актах  они содержатся.

Конечно, в правовом государстве  должны соблюдаться все правовые нормы. Однако исключительно важно, чтобы сами эти нормы в полной  мере отвечали воле и интересам народа. Добиться такого положения можно только в том случае, если все правовые нормы будут соответствовать законам – нормативным актам, принятым законодательным органом Российской Федерации и регулирующим наиболее важные обещественные отношения.

Являясь высшей формой выражения  государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой  по отношению ко всем иным нормативным  актам государства и составляют основу всей системы права. 

Поэтому провозглашая и обеспечивая  верховенство закона, правовое государство  тем самым утверждает в обществе коренные принципы  и ценности конституционного строя, закрепленные в законах. 

Законом вводятся в жизнь прежде всего нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии. Он призван обеспечивать действенные средства и механизмы, стоящие на страже осуществления демократических принципов, форм и институтов.

Исключительно важно и  то, что с помощью закона обеспечивается порядок в реализации демократических  институтов и прав, введение их в  наиболее целесообразную с точки  зрения интересов общества процедуру. Это необходимо и потому, что сами по себе демократические формы и институты, не обеспеченные надежным законодательным регулированием, могут быть источником их негативного использования, не совместимого с целями и идеалами прогресса и демократии. Можно  добавить, что только посредством закона, совершенного законодательного регулирования может быть обеспечен высокий юридический статус личности, при котором человек является не «винтиком» государственной системы, а личностью, гражданином, обладающим реальными, юридически гарантированными правами. Следовательно, вся система законодательных мероприятий имеет исключительно важное значение для высокого юридического статуса человека. Она призвана развивать демократию, эффективную гуманистическую организацию государственной власти, все то, что должно полностью исключить произвол и беззаконие, надежно гарантировать юридическую защищенность личности.

Правовое государство  – это прежде всего конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе, как на высшем законодательном – конституционном – уровне. Конституция является центром правовой системы. На ее базе создается механизм законности в правовом государстве: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст. 15).

Правовое государство  по самой своей сути требует наличия  Конституции, оформленной в виде нормативного документа и обязывающей  государственную власть действовать  на основе установленного порядка. Приоритет  Конституции, зафиксированный в  ст. 15, включает ее нормы в единую систему норм российского права. Последовательным развитием этой тенденции является учреждение конституционного правопорядка.

Согласно Конституции  Российской Федерации, вес нормативные  акты, издаваемые в России, не должны противоречить ее Конституции и  законам и потому называются подзаконными. В их число входят нормативные  акты Президента и Правительства  Российской Федерации, министерств, других ведомств и т.д. Все они призваны практически, конкретизированно реализовывать положения законов.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и одновременно характерной его чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни  общества. Отсюда требуется прежде всего динамичное правовое регулирование общественных отношений посредством научно обоснованных правовых норм, отвечающих объективным потребностям всестороннего прогресса общества.

В демократическом государстве  право должно быть равным для всех граждан масштабом их поведения. Поэтому подлинно правовым может  быть лишь такое государство, в котором  обеспечено равенство всех его граждан  перед законом.

Согласно Конституции  России (ст. 19), в Российской Федерации  все равны перед законом и  судом. Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Запрещаются  любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности. Мужчина  и женщина имеют равные права  и свободы и равные возможности  для их реализации.

Для правового государства  характерны такие регулируемые законом  взаимоотношения с гражданами, при  которых государство, его органы, учреждения и долностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого произвола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью государственной власти. А граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

Правовое государство  мыслится как инструмент для эффективной  реализации интересов личности. Цель правового государства – служение потребностям личности и общества и  отсюда приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

Однако смысл существования  правового государства не сводится к защите человека от государственных  притязаний. Правовое государство в  равной мере ограничивает и обеспечивает государственную деятельность, чтобы  таким образом гарантировать  права и свободы человека, справедливость и правовую защищенность его как  в отношениях с государственной  властью, так и с другими индивидами. В результате правовое государство  предстает как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка  государственной деятельности.

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный  аспект,  в  том  числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой  опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает  принцип  светского государства.

 Светское государство Российской  Федерации характеризуется тем,  что в ней религиозные объединения  отделены от государства и  никакая религия, согласно Конституции  Российской Федерации (ст.14), «  не может устанавливаться в  качестве государственной или  обязательной »[8,с 8]. Содержание этого положения раскрывает ст 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года « О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.[10, №39].

Деятельность органов государственной  власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной  власти, других государственных органов  и органов местного самоуправления, а так же военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение  для формирования того или иного  отношения к религии. В то же время  государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.[6, с.149].

Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации