Основы конституционного строя Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в не многих из них сложился конституционный строй. Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие "конституционный строй" включается не только формальное соблюдение конституции, но государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….….3
Понятие основ конституционного строя……………………..….5
Россия – демократическое государство………………………….9
Россия – правовое и светское государство……………………..14
Россия как социальное государство…….………………………24
Заключение……………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………29

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

В законодательстве Российской Федерации  закреплены основные требования, составляющие существенные признаки светскости государства  и их элементы. Но эти правовые требования не получили в российском законодательстве развернутую конкретизацию (гарантии, правовые механизмы), в результате чего не обеспечена эффективная реализация этих требований. Вследствие этого  оказываются неурегулированными и  неразрешенными многие социальные проблемы, в том числе проблемы обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации, проблемы социальной и культурной интеграции иммигрантов, роста религиозно- политического экстремизма, проблемы межрелигиозных конфликтов и игнорирования  государством социально значимых инициатив  крупнейших религиозных организаций  России (противодействие наркомании, гражданско-патриотическое воспитание молодежи и пр.).

Конституционно- правовой институт светскости государства в Российской Федерации  характеризуется системностью, проявляющейся  в:

1)          целостности системы и наличии системообразующих элементов;

2)          многоаспектности светскости государства и взаимосвязи различных аспектов светскости государства;

3)          взаимосвязи элементов существенных признаков светскости государства;

4)          наличии системы взаимосвязанных различных по юридической силе норм, закрепляющих и гарантирующих светскость государства.

Системообразующими элементами конституционно-правового института светскости государства в Российской Федерации и других европейских государствах являются два элемента (одновременно являющихся существенными признаками светскости государства):

    • отделение религиозных объединений от государства;
    • недопустимость установления общеобязательной религии.

Указанные элементы составляют ядро в системной структуре института  светскости государства, являются главными, определяющими его целенаправленность, что обусловлено исторически  и вызвано тем, что на формирование светского государства оказывали  влияние два различных важных фактора политико-правового развития европейских государств:

1)           практическая модернизация государственного устройства европейских государств в XVIII–XX веках, направленная на достижение и защиту независимости государств от всеобъемлющего влияния религиозных организаций. Этот фактор был инициирован непосредственно высшими руководителями и политической элитой государств и направлен на правовое обеспечение независимости государственных институтов от религиозных организаций ( господствовавших церквей). Данный фактор был направлен своим воздействием на ограничение деятельности и влияния религиозных организаций и конкретных личностей (руководителей религиозных организаций), был ориентирован на изменение законодательства в интересах государства. Его конечной целью было отделение религиозных объединений от государства;

2)           общественные процессы, направленные на освобождение личности от навязывания государством или иными общественными институтами общеобязательной религии, освобождение человека от жесткой опеки и диктата государства в сфере духовной жизни, на установление и обеспечение свободы вероисповедания человека. Этот фактор инициировался «снизу», как мыслителями (философами, теологами и др.), так и религиозными меньшинствами, был ориентирован на изменение законодательства в интересах личности и был направлен своим воздействием на ограничение деятельности и вмешательства государства, побуждая его к уходу с позиций жесткой опеки и диктата в духовной сфере жизни общества. Конечной целью данного фактора было закрепление правового запрета на установление общеобязательной религии в государстве.

Указанные два фактора были, хотя и взаимосвязаны, но различны по своей  природе и разнонаправлены, следовательно, они не могут быть объединены или  сведены к обобщающему принципу, элиминирующему изначальную обособленность лежащих в его генезисе факторов. Этим факторам в структуре конституционно-правового  института светскости государства  как системы соответствуют системообразующие элементы, являясь идеальным воплощением векторов указанных факторов. Именно поэтому главными системообразующими элементами, обеспечивающими целостность и целенаправленность института светскости государства как системы, следует считать два взаимосвязанных элемента, а не один, как для большинства более простых по развитию общественных системных явлений.

Многоаспектность светскости государства  проявляется в том, что светскость государства выступает в следующих  аспектах:

  • основа конституционного строя;
  • конституционно-правовой принцип;
  • конституционная характеристика государства;
  • конституционно- правовой институт;
  • правовое требование;
  • система правоотношений;

Элементы существенных признаков  светскости государства являются, в  свою очередь, существенными признаками принципа отделения религиозных  объединений от государства и принципа недопустимости установления общеобязательной религии, а также связаны с существенными признаками производных светскости государства – светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений. Эти элементы тесно взаимосвязаны между собой и образуют единую систему, выступая одновременно в качестве гарантий друг друга и взаимно обеспечивая направленность и содержание структурных частей системы. Существенные признаки производных светскости государства – светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений – являются гарантиями светскости государства, а в контексте государственно-правовой практики – проявлениями и следствием признаков светскости государства.

Конституционно-правовой институт светскости государства в Российской Федерации  представляет собой систему взаимосвязанных  различных по юридической силе норм – конституционных норм более  высокой юридической силы по отношению  к нормам других статей Конституции, а также норм федеральных законов. Общественная значимость светскости государства  в Российской Федерации отражена в особой защите принципа светскости государства и признании фундаментального конституционного значения этого принципа как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

На основе анализа правового  содержания конституционной нормы  о равенстве религиозных объединений  перед законом выдвинут и обоснован  вывод, что принцип равенства  религиозных объединений перед  законом означает их юридическое  равенство, то есть равенство их основных прав и обязанностей, правовых критериев  и правовых условий, регулирующих их деятельность, равенство подходов государства  ко всем религиозным объединениям, наличие единого для всех религиозных  объединений законодательства, регулирующего  их правовой статус. Обосновано, что принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность установления правовой дифференциации религиозных организаций в их взаимоотношениях с государством и в порядке осуществления их прав, включая возможность предоставления государством определенным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями.

Все законы подлежат обязательному  официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она  применяет общепризнанные мировые  принципы и нормы права. Правила  международного договора, в котором  участвует Российская Федерация, считаются  обязательными для применения на территории России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Россия как социальное  государство.

 

Социальное государство  – это характеристика относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Конституция РФ[5, cт.7] провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

а) охранять труд и здоровье людей;

б) устанавливать минимальный  гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

г) развивать систему социальных служб;

д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Сущностью социального типа государства  является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей  в единое целое, объединенное в понятие  «гражданское общество». Основной целью  социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое  государство построено на признании  прав, свобод и законных интересов  человека в качестве высшей ценности.

Современное социальное государство  – это институт, направленный на организацию достойной жизни  и развития всего обществ в  целом, защиту прав, свобод и интересов  всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как  внутри страны, так и за ее пределами [1, с 82].

Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.

Становление социального  государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

  1. Демократическая организация государственной власти.
  2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.
  3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
  7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

  1. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  2. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций  социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции  как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

  1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
  2. охрана труда и здоровья людей;
  3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
  5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
  6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  10. забота о сохранении мира в обществе.

Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации