Особенности демократии Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обзор наиболее существенных социальных, политических и правовых аспектов существования древнегреческого государства. Ввиду того, что Древняя Греция не была типичным для современности государственным образованием, а, по сути, представляла собой совокупность так называемых городов-полисов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
История демократии, возникновение, свойства 5
Возникновение государства в Греции 15
Государственный и общественный строй в Древних Афинах 19
Государственный и общественный строй в Древней Спарте 42
Общая характеристика права Древней Греции 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список используемой литературы 63

Файлы: 1 файл

Рабочая версия курсовой.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

Охлократия.

При оценке в соответствии с ее первым, важнейшим принципом  – суверенитетом народа – демократия классифицируется в зависимости от того, как понимается народ и как осуществляется им суверенитет. Такое, казалось бы, очевидное и простое понятие как “народ” трактовалось в истории политической мысли далеко не одинаково. В отличие от современного понимания как (применительно к демократии – взрослого) всего населения страны, примерно до середины ХIX века демос, народ отождествлялся либо со свободными взрослыми мужчинами (как это было в античной демократии), либо с собственниками, обладающими недвижимостью или другими немалыми ценностями, либо лишь с мужчинами.

Вплоть до начала ХХ века ни одна из ранее существовавших демократий не представляла всему взрослому населению страны равных политических прав. Это были преимущественно классовые и патриархальные (только для мужчин) демократии. В истории политической мысли преобладала трактовка народа как простого люда, неимущих нижних слоев, черни, составляющих большинство населения. Такое понимание демоса встречается еще у Аристотеля, который считал демократию неправильной формой государства, трактовал ее как власть демоса, черни, не способной к управлению, взвешенным, рациональным решениям, учитывающим общее благо. В современной политической теории такой тип правления отражает понятие “охлократия”, что в переводе с греческого означает “власть черни, толпы”.

Итак, в зависимости  от понимания состава народа его  власть может выступать всеобщей или же социально (классово, этнически, демографически и т. п.) ограниченной демократией, а также охлократией.

Плебисцитарная демократия

(от лат. plebs – простой народ и scitum – решение; plebiscitum – решение народа; плебисцит – всенародное голосование).5

В истории социально-политической мысли концепция плебисцитарной демократии прочно связана с именем М. Вебера, хотя с некоторыми допущениями черты плебисцитарной демократии могут быть обнаружены в политической истории древнегреческих полисов. Смысл концепции плебисцитарной демократии в его теоретических изысканиях раскрывается логикой теории бюрократии. Для Вебера была очевидна внутренняя взаимосвязь процессов возрастания роли бюрократии и распространения институтов современной демократии, принципов свободы, равенства и представительного правления. Самостоятельно положить предел бесконтрольной власти бюрократии народ, избиратели, включенные в рутину регулярных демократических выборов, не в состоянии. Необходим разрыв, придание системе нового качества, прекращение “произвола политических клик”, что, по мысли Вебера, возможно только при условии прихода харизматического лидера, которого народ путем плебисцита наделяет самыми широкими властными полномочиями вплоть до приостановки действия нормативных актов законодательной власти и роспуска парламента.

Таким образом, в концепции  Вебера плебисцитарная демократия –  один из основных, а в определенных условиях единственный инструмент демократизации, средство решить авторитарными методами те проблемы, перед которыми оказывается бессильна “формальная” демократия, переходный этап к демократическому принципу легитимности посредством харизматического господства.

Социалистическая демократия

Концепция руководства  КПСС, в соответствии с которой  политическое устройство СССР и коммунистических стран – сателлитов СССР является образцом подлинной демократии, качественно расширяющей участие народа в управлении делами общества по сравнению с “формальной”, “ограниченной”, буржуазной демократией в капиталистических странах. Идеологи КПСС утверждали, что установление общественной собственности на все средства производства при социализме позволяет поставить под контроль народа не только государство, но и экономику и культуру.

Процедурная демократия

Комплекс политической технологии, обеспечивающий существование  и развитие демократических институтов, избирательного процесса (нормирование, избирательные законы, правила документирования и т. д.), процедурные правила работы государственных и иных учреждений, нормы и условия их взаимодействия, регламент производственных процедур – совещаний, отчетов, запросов, взаимоотношений между учреждениями и внутри них. Процедурная демократия – это организационная форма демократии. При отсутствии или недостатках содержательных устоев демократического процесса процедурная демократия оказывается его главной дисциплинирующей основой, выполняя функции кодекса поведения граждан демократического общества.

Демократия участия.

Концепция демократии, разработанная  в 20 веке (Л. Штраус, Э. Фегелин и др.) предполагает, что для успешного  функционирования политической системы необходимо, чтобы все большая и большая часть общества активно участвовала во всех сферах его политической жизни. Степень демократии участия определяет политическую культуру страны.

 

 Возникновение государства в Греции

 

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.

Её новая и более  высокая ступень связана с  развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге  Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.

Наше нынешнее понятие  “страна”, подразумевающее некую  местность, на территории которой в  едином государстве, управляемом единым правительством, проживает все ее население, неприменимо к античной Греции. Наоборот, она представляла собой конгломерат нескольких сотен независимых городков, окруженных сельскохозяйственными угодьями. В отличие от так называемых национальных государств – США, Франции, Японии и других стран, которые по большей части и образуют структуру современного мира, располагавшиеся на территории Греции суверенные государства были городами-государствами. Самым знаменитым из них и в классическую, и в более позднюю эпоху были Афины. В 507 году до н. э. его граждане применили систему “народных правительств”, просуществовавшую почти два столетия, до той поры, пока Афины не были покорены более могущественной Македонией, граничившей с ними на севере (после 321 года до н. э. афинское правительство на несколько поколений освободилось из-под ее власти, а затем город был вновь покорен – на этот раз римлянами).

В первую очередь, необходимо отдать должное уникальной политической системе античной демократии, разработанной  и существовавшей в Древней Греции вплоть до прекращения существования  последней как государства; в  значительной мере с помощью античной философии, в древнегреческом праве были созданы шедевры, которые вошли в сокровищницу мировой культуры и по сей день являются неотъемлемой частью жизни современного правового общества.

Хотя в Греции так  и не возникла юридическая наука как таковая, и не произошло строгой фиксации правовых понятий, тем не менее, греческим юристам эллинистической эпохи (см. ниже) удалось увеличить и усовершенствовать состав юридических формул. Создание и фиксация разветвленной системы обязательственных правовых норм, которая оказала решающее влияние на юридическую мысль средних веков и нового времени, принадлежит к числу самых выдающихся достижений римлян. Выдающуюся роль в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стояли у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому способу его познания и объяснения.

Именно греки (вероятнее  всего, афиняне) ввели в обиход термин “демократия”. Судя по всему, термин демократия, носивший оттенок недоброжелательности, употреблялся аристократами как эмоционально окрашенный эпитет и выражал презрение к простолюдинам, которые сумели оттеснить аристократов от управления государством. Так ли иначе, афиняне и другие греческие племена применяли понятие demokratia по отношению к системе власти в Афинах и во многих других городах-государствах.

Среди всех греческих  демократий афинская демократия была самой значительной, и тогда, и теперь наиболее известной, она оказала большое влияние на политическую философию и впоследствии часто рассматривалась как совершенный образец участия6 граждан в управлении государством, т. е. иными словами, являлась примером представительной демократии.

Система власти в Афинах представляла собой сложную структуру – центральное место в ней отводилось так называемому собранию, в работе которого должны были принимать участие все граждане. Собрание избирало несколько главных должностных лиц, например, военачальников. Но основным способом выбора граждан для исполнения прочих общественных обязанностей был жребий, и все обладающие избирательными правами граждане имели равные шансы быть избранными на тот или иной пост. По некоторым оценкам, рядовой гражданин, по крайней мере, один раз в жизни имел возможность получить по жребию высшую должность в государстве.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно  условно разделить на три этапа:

1. Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

3. Классический период (V—IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Становление и  развитие древнегреческого государства.

Древние греки именовали  себя эллинами, а свою страну - Элладой. В этнографическом смысле под Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово "Греция" имеет латинское происхождение) назывались и колонии греков в Южной Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские острова. В географическом смысле, Элладой или Грецией называлась южная часть Балканского полуострова. Фактически, Эллада делилась на три основные части: северную, среднюю (собственно Эллада) и южную (Пелопоннес). Своеобразие географических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса, частая миграция населения сказывались на занятиях людей. Здесь еще в крито-микенский период развитие ремесел и строительного дела достигли высокого уровня. С древних времен, наряду с морской торговлей, процветал морской разбой. В Спарте основой хозяйства было земледелие, в Афинах - промышленность и торговля. По сути, история Древней Греции представляет собой историю отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис - это государство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, который доминирует над этими поселениями. Основным предметом изучения правоведов-историков являются только два полиса - Афины и Спарта, которые были самыми крупными в греческом мире и оказали наибольшее влияние на развитие других полисов. Из последних весьма значительными были Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида, Эретрия, Милет, Смирна, Эфес, и некоторые другие.

Хотя порою греческие  города объединялись, образуя некий  прототип представительного правительства, руководившего деятельностью разнообразных  конфедераций, лиг, союзов, которые  создавались, прежде всего, для организации коллективной обороны, об этих представительных системах известно мало. Они в буквальном смысле не оставили никакого следа в истории демократических идей и процедур и не повлияли на образование более поздних форм представительной демократии, точно так же как афинская система назначения граждан на те или иные посты по жребию не использовалась в дальнейшем в качестве альтернативы выборам.

Таким образом, политические институты греческой демократии, являвшиеся для своего времени новацией, остались незамеченными в ходе развития современной представительной системы. 7

 

 Государственный и общественный строй в Древних Афинах

 

По данным современной  науки, первые государственные образования  на территории Балканского полуострова  были известны уже в середине 3-го тыс. до н. э. Раньше классовое общество и государственная организация сложились на острове Крит и в Микенах. Поэтому период создания первых государств в Греции называют крито-микенской цивилизацией. Порядок управления на Крите и в Микенах напоминал восточные государства: теократия, дворцовая система управления. Конец крито-микенской цивилизации был положен приходом на юг Греции с севера племен дорийцев. В результате на всей территории Греции вновь устанавливаются первобытнообщинные отношения, после разложения которых в истории Греции начинается новый этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа.

Полисный этап истории  Древней Греции делится на три  периода:

1. Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

3. Классический период (V—IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Греческий полис как  суверенное государство со своеобразной социально-экономической и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.

Информация о работе Особенности демократии Древней Греции