Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:05, курсовая работа
Целью данной работы является обзор наиболее существенных социальных, политических и правовых аспектов существования древнегреческого государства. Ввиду того, что Древняя Греция не была типичным для современности государственным образованием, а, по сути, представляла собой совокупность так называемых городов-полисов.
ВВЕДЕНИЕ 3
История демократии, возникновение, свойства 5
Возникновение государства в Греции 15
Государственный и общественный строй в Древних Афинах 19
Государственный и общественный строй в Древней Спарте 42
Общая характеристика права Древней Греции 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список используемой литературы 63
Брак в Афинах считался нравственным долгом гражданина, хотя никаких правовых утеснений для одиноких не было. В идеале брак был моногамным. Однако полноправному гражданину дозволялось (и даже полагалось) иметь гражданскую наложницу, при условии, что она содержалась не в семейном доме. Это не могло быть предметом претензий ни со стороны жены, ни со стороны ее бывшей семьи. Согласия и даже вообще желания женщины на вступление в брак не требовалось; заключение брачного союза было родом сделки между будущим мужем и семьей невесты. В брачном праве сильны были родовые традиции: так, брак считался законным, если женщину выдавал замуж отец, дед или брат либо иной старший родственник. И только женщина в семье без мужчин — эпиклера — получала особый статус и особую охрану закона. Если в семье оставалась эпиклера, то в первую очередь на ней был обязан жениться ближайший родственник; если он этого не делал, то вносил добавочную долю в приданое эпиклеры. Право на развод первоначально сложилось только для мужчины, и то при наличии веских причин (бесплодие жены в течение длительного времени, фактический разрыв семейных отношений).
В имущественном отношении женщина в афинской семье сохранила некоторую самостоятельность. У нее могла быть своя собственность. Женщина могла быть воспреемницей наследства — однако лишь при отсутствии сыновей. Вообще к наследованию после умершего призывались родственники даже самых отдаленных линий как со стороны матери, так и отца, но ближайшая степень родства полностью устраняла от наследования предыдущую.
С законами Солона связывается введение в афинское право института завещания в отношении семейного имущества. Однако свободы распоряжения имуществом не признавалось: так, если в семье имелись законные дети, то завещания делать было нельзя. Большие ограничения были в отношении усыновленных и их потомков. Безусловно отстранялись от наследственного участия незаконнорожденные. Завещание считалось действительным, если не было сделано под влиянием безумия, женщины, старости или под угрозой применить силу либо лишить свободы.27 Права наследства можно было оспаривать в суде архонта.
Древние законы оставили
много религиозно-моральных
Регулирование имущественных и коммерческих отношений.
Несмотря на высокое развитие торговой экономики в афинском обществе, политика демократии (возможно, именно потому, что стремилась удовлетворить социальный интерес большинства) пыталась сдержать развитие собственнических отношений. Право сохраняло высокую степень государственного регулирования правил рынка и оборота. Это регулирование было и покровительством государства, и регламентацией в интересах социальной стабильности. Но сама по себе такая стабильность часто была только сохранением социально-торговых пережитков догосударственного быта.
Торговое право Афин в наибольшей степени было обусловлено интересами полисной организации. Рынки и торговля были под защитой государственных властей. Все свободные имели право доступа на рынок, покупателями могли выступать и рабы. Граждане полиса имели привилегированное право доступа на рынок, которого в особых случаях (например, при атимии) могли быть лишены. Иностранцы пользовались в торговых делах помощью специальных администраторов-покровителей — проксенов. Исполнительные власти контролировали меры и вес, законность хождения и приема денег. Цены были фиксированными на определенный период. Предполагалось, что законом можно устанавливать разного рода ограничения на ввоз и вывоз товаров: так, одним из постановлений Солона был запрещен когда-то вывоз любых продуктов питания, кроме оливкового масла.
Основное место в афинской торговле занимала морская, при помощи кораблей. Такая торговля была практически невозможна (за редчайшими исключениями) для единоличных предпринимателей. Поэтому довольно рано возникли специфические формы правовой организации морской коммерции — корабельные товарищества, или корабельные займы — с особыми условиями. Такой договор заключали обычно купец-заимодавец как основной организатор, владелец корабля — арматор (он же шкипер), а также другие товарищи сроком на 1 год. Договор был детализирован: так, следовало идти только в обусловленный порт, нельзя было использовать полученную раньше срока прибыль для оборотных операций. Арматору в любом случае полагалось не менее 30 % прибыли. Договор предусматривал поручительство, своеобразные элементы страхования возможных потерь арматора (убытки других товарищей были безразличны). Покровительство государства морским договорам выражалась, в частности, в том, что недобросовестных должников могли заключать в тюрьму до исполнения договора или до выплат по нему.
В договорном праве доминировали сделки займа. Заем заключался под залог. Поэтому правильно оформленный договор включал и текст договора, и закладные таблички на вещь (землю). Права кредитора на заложенное имущество оспаривать запрещалось. Особым покровительством пользовался договор банкирского займа: таковой заключался без свидетелей. Обычные договоры подразумевали свидетелей — ими могли быть как свободные, так и рабы.28 Строгость исполнения договоров была, видимо, весьма относительной: в судебных процессах ораторы настойчиво призывали судей обеспечивать точное выполнение договоров, заставлять «не отступать от договора и обязательств, в нем записанных», что, однако, оставалось на уровне идеала. В том числе и потому, что конкретные требования к содержанию договоров и их исполнению в писаном праве практически отсутствовали. Иногда гарантией исполнения выступали дозволенные законом штрафные санкции — до 2-кратной суммы понесенных из-за неисполнения убытков.
Развитие вещного права также сдерживалось регулирующей ролью государства. Предполагалось, что не все вообще вещи могут быть в частном обладании: улицы, площади, гавани, общественные реки, священные вещи могли быть только в общегосударственном владении. Право собственности на землю было неразрывно с правами политическими: таковое могло быть только у членов полиса. Более мягкими были требования в отношении собственности на новых землях — в составе так называемых клерухий. Полис мог и лишить этого права. Отдельно от земельной собственности в праве рассматривалось владение садами и виноградниками — эти могли принадлежать и негражданам Афин. Право па застройку земли в поселениях представляло предмет самостоятельного регулирования, и могло быть так, что земля принадлежала одному, а право использования поверхности — другому. Собственность вообще понималась преимущественно как право на доходы или продукты, приносимые вещью, а также как возможность произвольно совершать с вещью сделки по усмотрению. Главным в праве собственности считалась его «законность и справедливость» (Исократ). Основанием для приобретения собственнических прав признавалась и давность бесспорного владения (правда, определенных сроков закон не знал).
Судебный процесс.
Судебная организация и процессуальные порядки в Афинах были невероятно запутанными — причиной этому было стремление сохранить многочисленные, дошедшие еще с архаических родовых времен институты: например, разбор дел по обвинениям в непочитании богов составлял привилегию одного рода Эвмолпидов или архонта-басилевса. Как правило, за каждой судебной институцией традиция закрепила разбор своего рода дел: ареопаг рассматривал обвинения в предумышленном убийстве и сохранял при этом особые клятвенные церемонии и жертвоприношения; суд Палладия слушал обвинения в непредумышленных убийствах в порядке, уже установленном законом; суд в Дельфиний слушал дела признавшихся в преступлениях; суд Пританея — обвинения в случайных убийствах и прочих преступлениях. Большинство обвинений — в лжесвидетельствах, в нарушении прав частных лиц, в причинении обид и т.д. — надлежало выслушивать суду фесмофетов, особой судебной коллегии. Сходной компетенцией обладала и Коллегия сорока. Они же рассматривали и основную массу дел по имущественным, наследственным и обязательственным спорам.29 Судебные решения (кроме решений ареопага) можно было обжаловать в булэ или выше — в народном собрании.
Процесс и по уголовным обвинениям, и по спорам частного права в равной мере был исковым: заинтересованное лицо само должно было подать жалобу, само поддерживать обвинение — т.е. выступить с речью, само изыскивать свидетелей и доказательства. Судоговорение велось публично, в присутствии большого числа граждан, что сделало необходимым развитие искусства судебного красноречия. За недоказанное обвинение истца ждал штраф в 1 тыс. драхм, за серьезное политическое обвинение, не доказанное перед фесмофетами или гелиэей, — тяжелое наказание, вплоть до изгнания. Впрочем, традиция поклепных исков также была значительной, и ябедники-сикофанты были излюбленной темой ораторских обличений.
Последние могли допрашиваться как по уголовным обвинениям, так и по частным искам. Мотивацией было избыточное доверие к доказательствам, полученным таким «способом»: «Из подвергнутых допросу под пыткой еще никто никогда не был изобличен в том, что сказал на допросе неправду». Впрочем, за свидетельство вопреки закону, так же как и за лжесвидетельство, могло быть подано встречное обвинение по окончании разбора основного дела.
Закон и право.
Особенности содержания афинских законов, их сосредоточенность на своего рода общинно-полисных ценностях имели своим основанием особое, неполитическое общее понимание закона и права. Закон служит не государственной власти, а выражает нравственно-обязательный порядок — в этом его содержание, в этом и предназначение.
Право могло быть двух родов, согласно общегреческому представлению. Как широкое понятие — Themis — это воплощение воли богов; оно именно присутствует в природе, пронизывает собою угодный богам общественный порядок. Такому понятию должны соответствовать между собою отношения между народами, между разными слоями населения в полисе, отношения между властвующими и подвластными, отношения в роде и семье. Как более конкретное понятие — Dike — это и собственно юридическая норма, и вместе с тем моральное предписание о добродетели. Чисто юридического представления о законах, о праве в Древней Элладе не существовало: право и законы одновременно обозначали и справедливость с точки зрения религиозной и полисной морали.
Юридическое предписание, закон — только приложение требований всемирного порядка. Выражены эти предписания могут быть в нескольких видах. Первый — ретра — взаимное обещание, например, законодателя и народа, двух родов по отношению друг к другу, двух народов; этот закон имеет фундаментальное значение и не может быть ни отменен, ни переменен. Второй — themos — глобальное правило, установление какого-то определенного свойства (о браке, о государстве, о значении какого-то лица); такой смысл имели большинство конкретных предписаний, установленных Драконтом или Солоном. Третий — псефисма — индивидуальное решение, клятва, законодательный акт, принятый органами полисного народовластия. Главная задача этого вида — регламентация деятельности магистратов, чтобы они не нарушали прав граждан. Однако преклонения перед законами, безусловного предпочтения их другим формам права в греческом правосознании не было: закон — только один из путей к наилучшему порядку и не всегда самый совершенный.
Падение Древней Греции.
Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Греция V века, с ее высокоразвитой культурой, полисами-красавцами не могла не представлять собой лакомый кусок для сильнейшей близлежащей Персии. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин)30 землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан — мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов. Выросли противоречия и между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису.
Афинская демократия просуществовала 150 лет. Кризисная ситуация резко обострилась в результате начавшейся в 479 - 431 году до н.э. Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза, с одной стороны, и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннесского союза. Поражение в войне, приведшее к большим материальным и людским потерям, распаду морского союза и, следовательно, к утрате возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств, имело своим следствием олигархический переворот крупных рабовладельцев, тяготившихся демократическими порядками и особенно возлагавшимися на них финансовыми обязанностями по отношению к бедноте и государству. Правда, вскоре демократия была восстановлена, но после капитуляции Афин в войне в 404 году до н.э. последовал новый олигархический переворот. Его успех также оказался недолговременным. Демократический строй был восстановлен, но от былого величия Афин не осталось и следа. Страна была разорена, государственная казна опустела, торговля пришла в упадок, морская гегемония ушла в прошлое. Крестьяне разорялись, продавали свою землю и пополняли ряды городской бедноты, не получавшей достаточной помощи от государственной казны. Недовольство охватило и богатых рабовладельцев, вынужденных теперь только из своих средств поддерживать свободную бедноту — единственного; союзника перед лицом угнетаемых рабов.
Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, прекратили свое существование, как самостоятельное государство.31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой куль туры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.
Античное общество и античная государственность представляли новый, сравнительно с Древним Востоком, этап общей человеческой истории. Их новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере, в период своего расцвета, было обществом выраженной индивидуальной собственности и рабовладельческого уклада хозяйства.